г. Москва |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А41-85500/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Асалиевым А.Ш.,
при участии в заседании:
от истца - представитель не явился, извещено;
от ответчика - представитель не явился, извещено;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 2024 года по делу N А41-85500/23, по иску ПК "РПС "ВОЗРОЖДЕНИЕ" к Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании и об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив "РАЙПОТРЕБСОЮЗ "ВОЗРОЖДЕНИЕ"
(далее - заявитель, ПК "РПС "ВОЗРОЖДЕНИЕ") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным отказ заинтересованного лица в кадастровом учёте с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на объект недвижимости, оформленный уведомлением от 14.08.2023 N КУВД-001/2023-34286245/1.
2. Обязать заинтересованное лицо осуществить кадастровый учёт с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на объект недвижимости и выдать выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
3. Взыскать с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 2024 года по делу N А41-85500/23 заявленные требования удовлетворены частично.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области в кадастровом учёте с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на объект недвижимости, оформленный уведомлением от 14.08.2023 г. N КУВД-001/2023-34286245/1.
Обязать Управление Росреестра по Московской области принять требуемые меры по оказанию государственной услуги по постановке на кадастровый учёт с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на объект недвижимости - здание нежилого назначения с инвентарным номером 15194, площадью 12,0 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Раменский район, поселок Быково, ул. Советская на основании заявления ПК "РПС "ВОЗРОЖДЕНИЕ" N КУВД-001/2023-34286245.
В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ПК "РПС "ВОЗРОЖДЕНИЕ", как правопреемник Быковского потребительского общества, является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:23:0080308:207, площадью 16,0 кв.м. по адресу: Московская область, Раменский район, пос. Быково, ул. Советская, д.1 с видом разрешенного использования палатка магазина N 1, что подтверждается свидетельством на право на землю бессрочного (постоянного) пользования серии МО-23-2 N 1225, актами приема-передачи зданий и сооружений.
На земельном участке расположено нежилое здание площадью 12,0 кв.м. назначение: палатка магазина N 1, что подтверждается техническим паспортом по состоянию на 02.12.1992, выданным ГБУМО "МОБТИ".
03.08.2023 ПК "РПС "ВОЗРОЖДЕНИЕ" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете здания и одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на нежилое здание, приложив к заявлению копию регистрационного удостоверения от 15.12.1992 г. N 1831, заверенную Люберецким филиалом ГБУ БТИ "Московской области" в качестве документа, подтверждающего право собственности заявителя, а также технический паспорт на здание инв.N15194, отражающий технические характеристики объекта, подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости в целях постановки на кадастровый учет.
По результатам рассмотрения заявления 14.08.2023 заинтересованным лицом вынесено уведомление N КУВД-001/2023-34286245/1 об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости со ссылкой на часть 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Не согласившись с решением от 14.08.2023 N КУВД-001/2023-34286245/1, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Частично удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из следующего.
Так, осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество регламентируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации объектов недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких 4 документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.
Основания для принятия органом регистрации прав решения об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, исчерпывающе изложены в части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ. Перечень таких оснований является закрытым.
Согласно оспариваемому уведомлению об отказе государственного кадастрового учета от 14.08.2023 N КУВД-001/2023-34286245/1, регистрирующим органом отказано в проведении государственного кадастрового учета по следующим причинам: в соответствии с частью 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ направлен запрос в филиал ГУП МО "МОБТИ" о предоставлении сведений об объекте (инвентарное дело). Однако ответ до настоящего момента не поступил, что препятствует внесению необходимых сведений в ЕГРН.
На основании изложенного принято решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте на основании пункта 4 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, право собственности заявителя возникло на основании регистрационного удостоверения от 15.12.1992 N 1831, выданного Бюро технической инвентаризации при исполкоме Раменского горсовета.
Технические характеристики здания для целей государственного кадастрового учета указаны в техническом паспорте по состоянию на 02.12.1992.
В данном случае при подаче заявления заявителем приложены надлежащим образом заверенные документы, необходимые для государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией ранее возникших прав, соответственно, у заинтересованного лица отсутствовали основания для принятия решения об отказе в оказании государственной услуги, предусмотренные пунктом 4 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ не предоставление (не поступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам, является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, однако Управление Росреестра по Московской области не воспользовалось указанным правом, выдав заявителю уведомление об отказе, чем также нарушило его права.
Внесение в ЕГРН сведений о здании и его правообладателе не влияет на его фактическое существование на земельном участке и не затрагивает права третьих лиц.
В силу частей 1, 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 Закона N 218-ФЗ.
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Следовательно, вышеуказанная причина отказа в государственном кадастровом учете с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права, вынесена необоснованно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что указанные в оспариваемом решении основания для отказа в государственном кадастровом учете не обоснованы, противоречат нормам закона и не соответствуют конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела.
Заявленное требование о признании незаконным отказа в кадастровом учёте с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на объект недвижимости, оформленный уведомлением от 14.08.2023 N КУВД-001/2023-34286245/1, подлежит удовлетворению.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать заинтересованное лицо осуществить кадастровый учёт с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на объект недвижимости и выдать выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос.
Судебные органы не могут замещать органы власти, а судебное решение не может подменять предусмотренные законом административные процедуры, следовательно, заявленный способ в обязания заинтересованного лица осуществить кадастровый учёт с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на объект недвижимости и выдать выписку из Единого государственного реестра недвижимости, не может быть применен судом в рассматриваемой ситуации.
В целях восстановления прав общества, во исполнение требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно, признавая незаконным оспариваемое решение, в целях восстановления прав заявителя обязал управление принять требуемые меры по оказанию государственной услуги по постановке на кадастровый учёт с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на объект недвижимости - здание нежилого назначения с инвентарным номером 15194, площадью 12,0 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Раменский район, поселок Быково, ул. Советская на основании заявления ПК "РАЙПОТРЕБСОЮЗ "ВОЗРОЖДЕНИЕ" N КУВД-001/2023-34286245.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что согласно оспариваемому уведомлению об отказе государственного кадастрового учета от 14.08.2023 N КУВД-001/2023-34286245/1, регистрирующим органом отказано в проведении государственного кадастрового учета по следующим причинам: в соответствии с частью 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ направлен запрос в филиал ГУП МО "МОБТИ" о предоставлении сведений об объекте (инвентарное дело). Однако ответ до настоящего момента не поступил, что препятствует внесению необходимых сведений в ЕГРН, кроме того, заявитель не представил документы, подтверждающие возникновение права и являющиеся основанием для государственной регистрации и государственного кадастрового учета.
Как указывалось ранее, 03.08.2023 ПК "РПС "ВОЗРОЖДЕНИЕ" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете здания с одновременной государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на нежилое здание, приложив к заявлению копию регистрационного удостоверения от 15.12.1992 г. N 1831, заверенную органом технической инвентаризации (БТИ) в качестве документа, подтверждающего право собственности, а также приложив технический паспорт на здание инв. N15194, отражающий характеристики объекта, подлежащие внесению в ЕГРН.
Как указывает заявитель, оригинал удостоверения о собственности 1992 года он не мог представить, поскольку он хранится в инвентарном деле в БТИ Раменского района Московской области.
При этом, заявитель представил надлежащим образом заверенную органом технической инвентаризации копию с синей печатью БТИ и указанием на место хранения оригинала.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из представленных документов, установлено, что право собственности заявителя возникло на основании регистрационного удостоверения от 15.12.1992 N 1831, выданного Бюро технической инвентаризации при исполкоме Раменского горсовета. Технические характеристики здания для целей государственного кадастрового учета указаны в техническом паспорте по состоянию на 02.12.1992 г.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при подаче заявления заявителем (ПК "РПС "ВОЗРОЖДЕНИЕ" были приложены надлежащим образом заверенные документы и у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.2023 года по делу N А41-85500/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-85500/2023
Истец: АНО ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ РАЙПОТРЕБСОЮЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Третье лицо: АНО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ