14 мая 2024 г. |
Дело N А40-219080/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 02 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен: 14 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой А.Б.,
судей Семикиной О.Н., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пулатовой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фреш маркет" на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2024 по делу N А40-219080/23
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транстерминалпроект" (107076, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Сокольники, Стромынка ул., д. 19, к. 1, помещ. 12Н, ОГРН: 1197746610643, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2019, ИНН: 7716942245, КПП: 771801001)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фреш маркет" (142842, Московская область, Ступино город, Сидорово деревня, Дорожная улица, владение 2 "А", ОГРН: 1117847374171, Дата присвоения ОГРН: 08.09.2011, ИНН: 7806461539, КПП: 504501001)
о взыскании гарантийного удержания, неустойки;
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Фреш маркет" к обществу с ограниченной ответственностью "Транстерминалпроект" о соразмерном уменьшении цены договора, о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Иванова А.Е. по доверенности от 15.08.2023,
от ответчика: Мирович Г.В. по доверенности от 12.01.2024.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транстерминалпроект" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фреш Маркет" о взыскании по договору N 2021-12-0078 от 20.12.2021 гарантийного удержания в размере 1 307 160 руб., неустойки за период с 03.04.2023 по 25.07.2023 в размере 149 016,24 руб., с последующим начислением неустойки в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки за период с 26.07.2023 по дату фактической оплаты задолженности.
К производству принят встречный иск о соразмерном уменьшении цены договора на сумму 1 307 160 руб., о взыскании убытков в размере 4 395 506, 52 руб.
Решением от 30.01.2024 первоначальный иск удовлетворен в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Фреш Маркет" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2024 по делу N А40-219080/23-89-1253, отказать в удовлетворении исковых требований; соразмерно уменьшить цену договора генерального (строительного) подряда N2021-12-0078 от 20.12.2021 на сумму убытков в размере 1 307 160 руб., взыскать убытки в размере 4 395 506, 52 руб., взыскать с ООО "Транстерминалпроект" в пользу ООО "Фреш Маркет" расходы по уплате государственной пошлины в размере 16 471 руб.
В судебном заседании апелляционного суда ООО "Фреш Маркет" поддержало доводы апелляционной жалобы, ООО "Транстерминалпроект" по доводам апелляционной жалобы возражало, просило оставить решение без изменения.
Заявляя ходатайство о приобщении новых доказательств, ООО "Фреш Маркет" указало, что постановление о возбуждении уголовного дела принято после судебного заседания по существу, ввиду чего ранее приобщить его заявитель не мог. Между тем, апелляционная коллегия учитывает, что постановления, о приобщении которых ходатайствует заявитель, датированы 09.11.2023 и 13.11.2023, тогда как настоящий спор по существу был рассмотрен только 07.12.2023 (оглашена резолютивная часть). При таких обстоятельствах, указанные ООО "Фреш Маркет" причины не могут быть признаны уважительными, ввиду чего в удовлетворении ходатайства отказано.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, между ООО "Фреш Маркет" (заказчик) и ООО "ТрансТерминалПроект" (генеральный подрядчик) заключен договор подряда N 2021-12-0078 от 20.12.2021, в соответствии с пунктами 1.1, 2.1 которого генеральный подрядчик обязался по поручению заказчика выполнить полный комплекс ремонтно-строительных работ магазина розничной торговли заказчика, а именно здания, общей площадью 1 180 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Талсинская, д. 6 Б, а заказчик обязался принять и оплатить результат работ в порядке, предусмотренном договором. Согласно пунктам 5.1, 5.1.1, 5.1.2 договора, а также протоколу согласования договорной цены (приложение N 1 к договору) общая стоимость работ по договору составляет 45 000 000 руб., из которых 1 428 000 руб. - стоимость работ по проектированию, 43 572 000 руб. - стоимость ремонтно-строительных работ.
Согласно пункту 3.1 договора срок выполнения ремонтно-строительных работ, работ по проектированию, иных работ, необходимых для реализации договора, указывается в календарном плане (приложение N 2 к договору). В соответствии с пунктом 2.4 договора по завершению полного комплекса работ, включая все необходимые ремонтно-строительные работы, производится сдача-приемка законченного строительством объекта с подписанием сторонами акта передачи объекта заказчику.
Согласно пункту 6.13 договора заказчик в течение 3 рабочих дней с даты получения акта КС-2 и справки КС-3 рассматривает представленные документы и, либо подписывает их и направляет в 1 экземпляре генеральному подрядчику, и производит оплату в соответствии с пунктом 6.20 договора, либо направляет генеральному подрядчику письменный мотивированный отказ от их подписания с указанием недостатков и сроков их устранения.
Согласно пункту 6.20 договора заказчик обязан оплатить выполненные генеральным подрядчиком работы в течение 10 банковских дней после подписания заказчиком акта КС-2 и справки КС-3, в размере 95% от стоимости выполненных генеральным подрядчиком работ. Согласно пункту 6.21 договора при оплате выполненных генеральным подрядчиком и принятых заказчиком работ заказчик удерживает резервируемую сумму в размере 5% от стоимости выполненных и принятых работ по акту КС-2. Согласно условиям пункта 6.22 договора резервируемая сумма возвращается генеральному подрядчику ежегодно в течение 2 лет с момента подписания акта передачи объекта заказчику, не позднее календарной даты подписания акта передачи объекта заказчику, при условии отсутствия претензий со стороны заказчика и надлежащего исполнения генеральным подрядчиком обязательств по договору, в том числе, при устранении недостатков / дефектов, а также исполнении обязательств в гарантийный период. Часть резервируемой суммы, возвращаемой генеральному подрядчику в течение 1 (первого) года с момента подписания сторонами акта передачи объекта заказчику, составляет 3%. Часть резервируемой суммы, возвращаемой генеральному подрядчику в течение 2 (второго) года с момента подписания сторонами акта передачи объекта заказчику, составляет 2%.
Согласно доводам первоначального иска, работы выполнены в полном объёме, между сторонами подписан акт о приёмке выполненных работ по форме КС-2 N 1 от 02.04.2022 на сумму 45 000 000 руб. Платёжными поручениями N 503747 от 29.12.2021, N 513797 от 28.01.2022, N 553837 от 29.04.2022 ООО "Фреш Маркет" были оплачены работы по договору на общую сумму 42 821 400 руб. Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 1 от 02.04.2022, резервная сумма 5% равна 2 178 600 руб. Акт передачи объекта подписан 02.04.2022. Вместе с тем, оплата резервируемой суммы 3% (1 307 160 руб.) не произведена до настоящего времени.
ООО "Транстерминалпроект" в адрес ООО "Фреш Маркет" направлена претензия с требованием по оплате задолженности, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для подачи иска в суд.
Удовлетворяя первоначальный иск в части задолженности, суд первой инстанции руководствовался ст. 307, 309, 310, 401, 702, 711, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно доводам апелляционной жалобы, оснований для удовлетворения иска не имелось, поскольку ООО "Транстерминалпроект" нарушена процедура направления документов по договору, в частности, счетов на оплату. Отклоняя указанный довод, апелляционная коллегия исходит из того, что согласно условиям договора возврат резервируемой суммы не связан с датой выставления счёта.
Работы приняты ООО "Фреш Маркет" без замечаний, объект введен в эксплуатацию, передан заказчику по акту без замечаний и претензий, до судебного разбирательства заказчик не предъявлял ООО "Транстерминалпроект" требования об устранении недостатков. В условиях сдачи объекта в эксплуатацию, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Удовлетворяя первоначальный иск в части требований о взыскании неустойки за период с 03.04.2023 по 25.07.2023 в размере 149 016,24 руб., с последующим начислением неустойки в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки за период с 26.07.2023 по дату фактической оплаты задолженности, суд первой инстанции руководствовался ст. 330 Г КРФ и п. 18.13 договора.
Доводы апелляционной жалобы в части незаконности взысканной неустойки приняты коллегией как обоснованные, в данной части решение суда подлежит отмене ввиду следующего.
Требования ООО "Транстерминалпроект" о взыскании неустойки в размере 149 016,24 руб. и неустойки в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки за период с 26.07.2023 по дату фактической оплаты задолженности, заявленные со ссылкой на п. 18.13 договора удовлетворению не подлежат, поскольку природа гарантийного удержания иная, чем оплата выполненных работ.
Как предусмотрено п. 18.13 договора, в случае несоблюдения предусмотренных договором сроков оплаты выполненных генеральным подрядчиком работ, генеральный подрядчик вправе взыскать с заказчика неустойку в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Таким образом, п. 18.13, на который ссылается генеральный подрядчик при обращении с требованием о взыскании неустойки, предусматривает начисление неустойки за задержку заказчиком сроков оплаты выполненных работ, в то время как генеральный подрядчик просит взыскать неустойку в связи с просрочкой возврата суммы обеспечительного платежа.
Между тем, ООО "Транстерминалпроект" заявлено о взыскании неустойки в связи с нарушением ответчиком срока возврата гарантийного удержания, в то время как условиями договора ответственность заказчика за нарушение такого срока не предусмотрена.
Спорные отношения сторон нельзя признать связанными с нарушением заказчиком срока оплаты работ, что исключает применение ответственности, предусмотренной пунктом 18.13 договора. Сторонами не предусмотрена возможность применения ответственности к ответчику за нарушение срока оплаты гарантийного удержания.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ N 305-ЭС18- 24788 от 21.01.2019 и N 305-ЭС21-14922 от 16.12.2021, согласно которым условие об ответственности за нарушение сроков возврата гарантийной суммы должно быть прямо предусмотрено договором, поскольку природа гарантийного удержания отлична от оплаты выполненных работ.
В силу изложенного, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене на основании статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.6, 8.6.1, договора подрядчик принял на себя обязательства по производству всех работ в соответствии с самыми высоким стандартам и показателям качества, работы должны соответствовать проектной документации, действующему законодательству, требованиям СНИП, ГОСТ, техническим регламентам, другим действующим нормативным актам Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.
Согласно доводам ООО "Фреш Маркет", генеральный подрядчик ненадлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства. Согласно доводам встречного иска, ООО "Фреш Маркет" была инициирована проверка качества и объема работ на объектах, на которых подрядчиком выступало ООО "Транстерминалпроект". ООО "Фреш Маркет" обратилось в экспертную организацию ООО "Организация независимой помощи обществу", которой было подготовлено заключение специалиста N 04/10-23 по результатам проведения экспертизы по договору N 21/10-23. В своих выводах специалист указал, что на объекте присутствуют существенные нарушения порядка производства ремонтных работ. В соответствии с заключением специалиста N04/10-23, специалистом подготовлены рекомендации по устранению выявленных недостатков на объекте, произведен расчет стоимости работ по устранению выявленных недостатков, согласно которому стоимость устранения выявленных недостатков составляет 5 702 666,52 руб.
В соответствии с п. 18.8 договора в случаях, когда работы выполнены генеральным подрядчиком с отступлениями от настоящего договора, ухудшившими результат работ, или с недостатками/дефектами, заказчик вправе по своему выбору потребовать от генерального подрядчика соразмерного уменьшения установленной стоимости работы.
ООО "Фреш Маркет" просило суд соразмерно уменьшить цену спорного договора на сумму 1 307 160 руб., а также взыскать сумму убытков в размере 4 395 506, 52 руб.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции руководствовался ст. 15, 393, 723 ГК РФ, а также, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно исходил из отсутствия доказательств наличия недостатков в принятых работах и каких-либо убытков, понесенных заказчиком.
Согласно доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание заключение специалиста, подтверждающее, по мнению ООО "Фреш Маркет", наличие недостатков в работах.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание заявителя на то, что нормы статей 170 и 271 АПК РФ не предъявляют конкретных требований к фактической полноте судебных актов. Указание арбитражными судами только выводов, в том числе по итогам непосредственной оценки документов, содержание которых исключает согласие суда с доводами участвующего в деле лица, не является нарушением указанных норм процессуального права.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, коллегия учитывает, что заключение специалиста, на котором строит апелляционную жалобу ООО "Фреш Маркет", выполнено по заказу и за счет ООО "Фреш Маркет", специалист об уголовной ответственности не предупреждался, ввиду чего само по себе заключение, в отсутствие иных документальных доказательств наличия недостатков, не может служить основанием для отмены судебного акта. При этом с ходатайством о проведении судебной экспертизы в порядке ст. 82 АПК РФ ООО "Фреш Маркет" не обратилось.
Кроме того, ООО "Фреш Маркет" не представлено относимых, допустимых, достоверных доказательств извещения ООО "Транстерминалпроект" о дате проведения экспертного исследования. Следовательно, генеральный подрядчик был лишен возможности заявить свои возражения относительно сведений, указанных в заключении.
Между сторонами в двустороннем порядке без разногласий подписаны акты о приемке выполненных работ. Согласно представленным актам, заказчик претензий по объему, качеству и срокам выполненных работ не имеет. Недостатки, выявленные по результатам исследования, не носят скрытый характер и могли быть выявлены в ходе приемки работ обычным способом. Доказательств иного ООО "Фреш Маркет" не представлено. Принимая выполненные работы и подписывая акты о приемке выполненных работ, содержащие сведения об их объеме и стоимости, заказчик согласился с указанными в актах сведениями.
В силу изложенного, оснований для отмены решения в части рассмотрения встречного иска не имеется.
Расходы по уплате госпошлины распределяются пропорционально в силу норм ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2024 по делу N А40-219080/23 в части удовлетворенных требований о взыскании неустойки отменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с ООО "Фреш Маркет" (ИНН: 7806461539) в пользу ООО "Транстерминалпроект" (ИНН: 7716942245) гарантийное удержание в размере 1 307 160 руб. 00 коп., государственную пошлину в размере 24 741,47 руб.
В удовлетворении остальной части первоначального иска отказать.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Взыскать с ООО "Транстерминалпроект" (ИНН: 7716942245) в пользу ООО "Фреш Маркет" (ИНН: 7806461539) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 307 руб. 00 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219080/2023
Истец: ООО "ТРАНСТЕРМИНАЛПРОЕКТ"
Ответчик: ООО "ФРЕШ МАРКЕТ"