г. Санкт-Петербург |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А56-75073/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиным А.Е.,
при участии:
- от истца: Степановского Р.С. по доверенности от 07.07.2022,
- от ответчика: Жамова А.Е. по доверенности от 27.12.2023,
- от 3-его лица: Пыхтыревой Ю.В. по доверенности от 28.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7397/2024) акционерного общества "Невский экологический оператор"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2024 по делу N А56-75073/2022,
принятое по иску товарищества собственников недвижимости "Улица Большая Морская, дом 23/12" к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Улица Большая Морская, дом 23/12" (далее - истец, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество) с требованиями об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1266086-2022/ТКО, путем изложения пункта 4.1 договора в следующей редакции:
"Стороны согласовали способ учета объема твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, и фактически вывезенных в соответствии с согласованным графиком вывоза".
Определением суда от 30.08.2022 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет).
Решением суда от 20.01.2024 разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора от 30.12.2021 N 1266086-2022/ТКО, урегулированы путем изложения пункта 4.1 договора на условиях, предложенных истцом, с ответчика в пользу истца взыскано 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что судом не применены нормы жилищного законодательства, которые в рассматриваемом случае носят специальный характер и подлежат применению в приоритетном порядке.
Пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), предусмотрено, что расчет платы за оказание услуг по обращению с ТКО производится исходя из установленных нормативов. Расчет объема ТКО, исходя из объема и количества контейнеров, допускается законодателем только в случае организации потребителем системы раздельного накопления ТКО. В данном случае, как полагает ответчика, в материалах дела не имеется доказательств организации истцом раздельного накопления ТКО, ввиду чего у суда не имелось оснований для согласования пункта 4.1 в редакции, предложенной истцом.
Согласно доводам ответчика, истец обратился с обращением о согласовании системы раздельного накопления ТКО только 25.12.2023. Письмом от 15.02.2024 N НЭО/2023-7947 ответчиком согласована пофракционная система раздельного накопления ТКО, между тем, у истца запрошены дополнительные документы, необходимые для уточнения наличия технической возможности вывоза отходов от пофракционной системы раздельного накопления ТКО. Указанные сведения истец в адрес ответчика не направил.
Ответчик отмечает, что ссылки суда первой инстанции на определение Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956 не могут быть признаны состоятельными, поскольку в указанном деле заявитель не являлся организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Кроме того, ответчик возражает против отнесения на него расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 25.04.2024.
Истец и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу.
Согласно позиции истца, Товарищество вправе выбрать один из альтернативных способов коммерческого учета ТКО, установленных пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Истец также отмечает, что система организованного раздельного накопления ТКО введена на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р (далее - Распоряжение N 371-р), в то время как договор от 30.12.2021 N 1266086-2022/ТКО вступил в действие с 01.01.2022, то есть в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 на территории Санкт-Петербурга в целом отсутствовало нормативное регулирование организации раздельного накопления ТКО.
Явившийся в судебное заседание представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.
Представитель истца против удовлетворения жалобы возражал по доводам, приведенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.3 Соглашения, региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения, утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее, чем 01.01.2022.
Обществом после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора в газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 размещен текст оферты на оказание услуг по обращению с ТКО.
Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 23/12, лит. А.
Товариществом 18.03.2022 получен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N 1266086-2022/ТКО.
Не согласившись с условиями указанного договора, Товарищество направило в адрес Общества протокол разногласий от 19.03.2022 с подписанным проектом договора от 30.12.2021 N 1266086-2022/ТКО, который получен 29.03.2022.
Согласно протоколу разногласий, Товарищество предлагает включить в пункт 4.1 договора условие о том, что коммерческий учет ТКО производится исходя из объема и количества фактически вывезенных контейнеров.
Общество не согласилось подписать договор от 30.12.2021 N 1266086-2022/ТКО на условиях, изложенных в протоколе разногласий.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между сторонами применительно к пункту 4.1 договора от 30.12.2021 N 1266086-2022/ТКО, изложив спорный пункт на условиях, предложенных истцом.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и заслушав позиции сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В целях реализации задач, предусмотренных Законом об отходах, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации (далее - Правила N 1156).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Приложением N 1 к Правилам N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязанностью, которая вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в сфере обращения с ТКО.
Согласно статье 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Спорный пункт 4.1 от 30.12.2021 N 1266086-2022/ТКО (далее - Договор) устанавливает порядок коммерческого учета ТКО, подлежащий применению в целях определения размера платы за услуги, оказываемые региональным оператором на основании Договора.
Порядок коммерческого учета ТКО в силу пункта 25 Правил N 1156 относится к числу существенных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из протокола разногласий, приложенного к иску, Товарищество предлагает предусмотреть в пункте 4.1 условие о том, что коммерческий учет ТКО производится исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО и фактически вывезенных в соответствии с согласованным графиком вывоза.
Общество, напротив, предлагает предусмотреть в пункте 4.1 Договора условие о коммерческом учете ТКО расчетным способом, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Условие о порядке учета ТКО также изложено в Приложении N 1 к Договору, между тем, об урегулировании разногласий по указанным условиям истцом при обращении с иском не заявлено.
Утверждая пункт 4.1 Договора в редакции, предложенной истцом, суд первой инстанции не принял во внимание следующего.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
В данном случае Товарищество в суде первой инстанции, а затем - в апелляционном суде о наличии раздельного накопления сортированных ТКО не заявляло, доказательств раздельного накопления ТКО не представило.
Как отметил ответчик в апелляционной жалобе, по состоянию на 16.02.2024 истцом не завершена процедура организации раздельного накопления ТКО.
В указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для урегулирования пункта 4.1 Договора в редакции истца, названный пункт подлежит изложению в редакции, предложенной ответчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 20.01.2024 подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, без учета норм жилищного законодательства и Правил N 354.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом характера рассматриваемого спора, остаются на сторонах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2024 по делу N А56-75073/2022 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие между товариществом собственников недвижимости "Улица Большая Морская, дом 23/12" и акционерным обществом "Невский экологический оператор" при заключении договора от 30.12.2021 N 1266086-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложив пункт 4.1 договора в редакции акционерного общества "Невский экологический оператор".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75073/2022
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "УЛИЦА БОЛЬШАЯ МОРСКАЯ, ДОМ 23/12"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА