г. Москва |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А41-56779/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мехтиевым М.Ш.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 по делу N А41-56779/22, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспорт авиа" к Шереметьевской таможне о признании,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Экспорт авиа" - Тарабычин Е.С. по доверенности от 12.06.2022 (посредством веб-конференции);
от Шереметьевской таможни - Аксенов Е.В. по доверенности от 29.12.2023;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экспорт авиа" (далее - общество, ООО "Экспорт авиа") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене решений о классификации товара от 21.06.2022 N N РКТ10005030-22/000280 и РКТ-10005030-22/000281.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 по делу N А41-56779/22 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Между ООО "Экспорт Авиа" (подрядчик) и фирмой Аэро Экспресс Авиэйшн ЛТД (заказчик) заключен контракт на организацию капитального ремонта от 30.05.2019 N 01/05-19, условия которого также отражены в приложении N 9 от 24.05.2022 к контракту.
Во исполнение контракта ООО "Экспорт Авиа" в регионе деятельности Авиационного таможенного поста (центра электронного декларирования) Шереметьевской таможни для целей переработки на таможенной территории подало декларацию на товары N 10005030/170622/3171589 (ДТ), в 31 графе которой были заявлены сведения о следующих товарах:
1) товар N 1 - Турбовальный газотурбинный двигатель ТВ3-117ВМ мощностью во взлетном режиме 1544,55 кВт (2100 л.с.), год изготовления 2009; устанавливается на вертолет гражданской авиации МИ-8 МТВ (МИ-17)/МИ-8АМТ (МИ-171); поставляется для выполнения работ по диагностике и ремонту двигателя, представляет собой тепловой двигатель, в котором газ сжимается компрессором и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины; вал турбины приводит в действие главный редуктор вертолета, который в свою очередь передает усилие на несущий винт вертолета и рулевой винт вертолета; изготовитель АО "МОТОР СИЧ", товарный знак отсутствует, марка отсутствует, модель ТВ3-117ВМ, артикул отсутствует, кол-во 1 шт, брутто 580 кг, нетто 295 кг, серийные номера 2257883900002. Сведения об условиях переработки. 100%, 1 шт. Двигатель ТВ3-117ВМ 1 шт. Сопоставление серийного номера 2257883900002, Шильда на двигателе ТВ3-117ВМ. Замена не предусмотрена;
2) товар N 2 - Турбовальный газотурбинный двигатель ТВ3-117ВМ сер.02 мощностью во взлетном режиме 1471 кВт (2000 л.с.), год изготовления 1999; устанавливается на вертолет гражданской авиации МИ-8 МТВ (МИ-17)/МИ-8АМТ (МИ-171); поставляется для выполнения работ по диагностике и ремонту двигателя, представляет собой тепловой двигатель, в котором газ сжимается компрессором и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины; вал турбины приводит в действие главный редуктор вертолета, который в свою очередь передает усилие на несущий винт вертолета и рулевой винт вертолета; изготовитель АО "МОТОР СИЧ", товарный знак отсутствует, марка отсутствует, модель ТВ3-117ВМ сер.02, артикул отсутствует, кол-во 1 шт, брутто 582 кг, нетто 295 кг, серийные номера 7087883702111. Сведения об условиях переработки. 100%, 1 шт. Двигатель ТВ3-117ВМ сер.02 1 шт. Сопоставление серийного номера 7087883702111, Шильда на двигателе ТВ3-117ВМ сер. 02. Замена не предусмотрена.
Общество задекларировало спорные товары в товарной позиции 8411222008 ТН ВЭД ЕАЭС: "Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие; - двигатели турбовинтовые: -- мощностью более 1100 кВт: --- мощностью более 1100 кВт, но не более 3730 кВт: ---- прочие".
По результатам таможенного контроля таможней были приняты решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 21.06.2022 N РКТ-10005030-22/000280 и N РКТ-10005030-22/000281, согласно которым спорные товары подлежат классификации по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8411810008 "Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие: - турбины газовые прочие: -- мощностью не более 5000 кВт: --- прочие: ---- прочие".
Не согласившись с решениями таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Положениями статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Евразийской экономической комиссией и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с ОПИ, применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.12.2016 N 38).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как было указано выше, спорными товарами являются турбовальные газотурбинные двигатели ТВ3-117ВМ, целевым назначением которых является их использование на вертолетах гражданской авиации МИ-8 МТВ (МИ-17)/МИ-8АМТ (МИ-171).
Общество задекларировало спорные товары в товарной позиции 8411 22 200 8 ТН ВЭД ЕАЭС, в то время как таможенным органом в оспариваемых квалификационных решениях указан код 8411 81 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с текстом товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие.
В субпозицию 8411 22 включаются двигатели турбовинтовые мощностью более 1100 кВТ, в подсубпозицию ТН ВЭД ЕАЭС 8411 222 008 включаются турбовинтовые двигатели, мощность более 1100 кВТ прочие.
Согласно п. (Б) Пояснений к товарной позиции 84 11 ТН ВЭД ЕАЭС в редакции Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 N 12 турбовинтовые двигатели - это двигатели сходны с турбореактивными, за исключением еще одной турбины, расположенной за турбиной компрессора и соединенной с обычным воздушным винтом, подобным тем, которые имеются на поршневых авиационных двигателях. Эту дополнительную турбину иногда называют "свободной турбиной", так как она механически не соединена с валом компрессора и валом турбины компрессора. Таким образом, основная масса горячего сжатого газа, покидающего турбину компрессора, посредством свободной турбины увеличивает мощность вала, что отличает турбовинтовые двигатели от турбореактивных, где газ подается непосредственно в сопло. В некоторых случаях газы из свободной турбины могут поступать непосредственно в сопло для обеспечения дополнительной реактивной силы и способствования работе воздушного винта.
При таких условиях, главным признаком турбовинтового двигателя и главным его отличием от турбореактивного двигателя является свободная турбина, мощность которой обеспечивает работу воздушного винта.
Как следует из карты данных сертификата типа от 24.06.1993 N 34-Д и карты данных сертификата типа FATA-01045E, авиационный двигатель ТВЗ-117 ВМ серия 2 это турбовальный двигатель со свободной турбиной состоит из 12-ступечатого компрессора с поворотными лопатками входного направляющего аппарата и направляющих аппаратов 1, 2, 3 и 4 ступеней, кольцевой камеры сгорания. Ротор компрессора приводится во вращение осевой двухступенчатой турбиной. Свободная турбина - осевая, двухступенчатая. Турбина компрессора и свободная турбина связаны между собой только газодинамической связью. Система автоматического регулирования состоит из электронного и гидромеханического регуляторов.
Согласно п. (В) Пояснений к товарной позиции 84 11 ТН ВЭД ЕАЭС в редакции Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 N 12 к прочим газовым турбинам в частности относятся промышленные газотурбинные установки, которые либо специально предназначены для промышленного использования, либо приспособлены для использования турбореактивных или турбовинтовых двигателей в целях, отличных от создания движущей силы самолетов.
Данные газовые турбины используются на судах, локомотивах, электростанциях, обеспечивают механический привод в нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности и на трубопроводном транспорте.
К данной категории относятся также другие газовые турбины, не имеющие камеры сгорания и состоящие из статора и ротора. Они используют энергию газов, поступающих из других машин и устройств (например, газогенераторы, дизели, генераторы со свободным поршнем), и сжатого воздуха или газов от прочих газовых турбин.
С точки зрения данного классификационного признака - область применения и назначение товара - прочие газовые турбины согласно ТН ВЭД ЕАЭС и пояснений к ней не отнесены для использования в гражданской авиации и имеют промышленное назначение, используются на судах, локомотивах, электростанциях, обеспечивают механический привод в нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности и на трубопроводном транспорте.
Вместе с тем, двигатель ТВЗ-117ВМ серия 2 предназначен для установки на вертолет. Двигатель авиационный турбовинтовой ТВЗ-117ВМ серия 02 используется в составе силовой установки вертолетов МИ-8МТВ (МИ-17) и МИ-8АМТ (МИ-171), что подтверждается письмом Минпромторга России от 17.10.2022 N 104343/18.
В пункте 1 заключения Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) от 03.04.2019 N 13191020494 указано, что двигатель ТВ3-117ВМ предназначен для установки на вертолет гражданской авиации МИ-171Е.
В пункте 3 идентификационного заключения N 1285-19/7825056737 от 22.03.2019 также указано, что областью применения двигателя ТВ3-117ВМ являются гражданские вертолеты типа МИ-17.
Таможенный орган не опровергает заявленное обществом назначение товара - использование (установка) двигателей на вертолетах гражданской авиации; подтверждает указанное назначение товара в решении о классификации, не приводит иных классификационных признаков относительно области назначения и применения товара.
Вертолет - воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении (п. "г" Приложения к Федеральным авиационным правилам "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утв. приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128).
Таким образом, турбовальный двигатель ТВЗ-117 ВМ серия 2 также как турбовинтовой двигатель, состоит из компрессора и турбины компрессора, камеры сгорания, а также свободной турбины, которая механически не соединена с валом компрессора и валом турбины компрессора.
При этом вал свободной турбины вращает воздушный винт. Редуктор в описании конструкции турбовального двигателя ТВЗ-117 ВМ серия 2, приведенного в сертификате типа, отсутствует.
При таких условиях турбовальный двигатель конструктивно и функционально относится к турбовинтовым двигателям, ввиду наличия свободной турбины и отсутствия сопла.
Сопоставив типы конструкций и принцип работы спорного двигателя в случае использования последнего в вертолете с п. (В) Пояснений к товарной позиции 84 11 ТН ВЭД ЕАЭС, относящихся к прочим газовым турбинам, судом сделан вывод, что данный двигатель при использовании для создания движущей силы вертолета не может быть отнесен к типу конструкции, описанной в Пояснении к прочим газовым турбинам по следующим основаниям.
В Пояснениях указано, что различают два типа конструкций газовых турбин.
(а) Газотурбинная установка с одним валом, в которой компрессор и турбина соединены общим валом. Турбина обеспечивает вращение компрессора, а посредством вспомогательного привода - и привод вращающихся механизмов. Данный тип привода наиболее эффективен при осуществлении таких производственных процессов, где необходимо поддержание постоянной частоты вращения, таких как выработка электроэнергии.
Данное описание не может быть отнесено к принципу работы спорного двигателя, так как двигатель семейства ТВ3-117 имеет два вала и две турбины, одна из которых, как указывалось ранее, является свободной.
(б) Газотурбинная установка с двумя валами, в которой компрессор, система сгорания и турбина компрессора образуют один узел, называемый газогенератором, тогда как на вторую турбину, расположенную на отдельном валу, поступает горячий сжатый газ из выпускного отверстия газогенератора. Эта турбина называется силовой турбиной и соединяется с приводимым устройством: компрессором или насосом. Газовые турбины с двумя валами обычно применяются там, где изменение нагрузки требует варьирования мощности и частоты вращения газовой турбины.
Данное описание также не может быть применено в отношении турбовального двигателя семейства ТВ3-117, используемого для создания движущей силы вертолета, поскольку в случае использования спорного двигателя для создания движущей силы вертолета семейства Ми-8, используется силовая установка вертолета, состоящая из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМ со свободными турбинами, которые соединены с одним главным редуктором ВР-14 и работают независимо друг от друга, в то время как в пояснениях, применимых к прочим газовым турбинам, указано, что силовая турбина соединяется с приводимым устройством: компрессором или насосом.
При этом, как прямо следует из Пояснений, редуктор не является частью турбовинтового двигателя.
При указанных обстоятельствах довод таможни о том, что редуктор вертолета является приводным устройством (компрессором или насосом) для турбовального двигателя, является необоснованным и подлежит отклонению.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что понятие турбовальный двигатель отсутствует в ТН ВЭД ЕАЭС вовсе. Тем не менее, исследуемый двигатель семейства ТВ3-117, исходя из конструктивной схемы, является турбовальным двигателем со свободной турбиной и может быть отнесен к турбовинтовым двигателям в понятии, определенном ТН ВЭД ЕАЭС в случае его использования для создания движущей силы вертолета.
При данных обстоятельствах, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что спорные товары предназначены для создания движущей силы вертолета, по своим конструктивным особенностям и принципу действия не может классифицироваться в коде прочих газовых турбин (код ТН ВЭД ЕАЭС 841181008).
Данные выводы соответствуют правовой позиции изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2024 N 305-ЭС23-26909 по делу N А41-24837/22 по спору о классификации такого же двигателя.
Ссылка таможенного органа на решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Евразийского экономического союза от 01.03.2024, согласно которому спорные товары подлежат квалификации по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8411 81 000, не может быть принята во внимание апелляционным судом, поскольку указанное решение было принято после вынесения оспариваемых решений таможенного органа и обжалуемого судебного акта, в связи с чем данное решение не может влиять на вывод о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что в рамках настоящего дела на таможенный орган возложена обязанность доказать правомерность классификации спорных товаров по коду ТН ВЭД ЕАЭС 841181008, а не ошибочность классификации обществом спорных товаров по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8411 22 200 8.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 N 1299 "Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых. осуществляется экспортный контроль" (п 8.1.6.1) турбовальные двигатели могут классифицироваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС товарной позиции 8411 22 "Двигатели турбовинтовые мощностью более 1100 кВТ".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2022 N 2125 постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 311 дополнено приложением N 3 с перечнем товаров, в отношении которых вводится запрет на вывоз с территории Российской Федерации, согласно которому запрет на вывоз с территории Российской Федерации установлен в отношении турбовальных двигателей и вспомогательных силовых установок, которые перечислены в товарных позициях с кодом ТН ВЭД ЕАЭС: 8411 21 000 "Двигатели турбореактивные тягой не более 25 кН"; 8411 22 "Двигатели турбовинтовые мощностью более 1100 кВТ"; 8411 81 000 "Турбины газовые прочие мощностью не более 5000 кВт"; 8411 82 "Турбины газовые прочие мощностью более 5000 кВт".
Таким образом, по смыслу вышеуказанных постановлений Правительства Российской Федерации турбовальные двигатели, предназначенные для создания движущей силы воздушного судна, относятся к турбовинтовым двигателям, а не к газовым турбинам. К газовым турбинам отнесены только вспомогательные силовые установки, которые хоть и используются в авиационной отрасли, но не предназначены для создания движущей силы воздушного судна.
Учитывая изложенное выше, в рассматриваемом случае таможенным органом не доказана обоснованность принятых решений о классификации товара.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 по делу N А41-56779/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56779/2022
Истец: ООО "ЭКСПОРТ АВИА"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ