г. Санкт-Петербург |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А56-107122/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой А.Ю.,
при участии:
от истца: представитель Скрылева А.В., на основании доверенности от 23.12.2022,
от ответчиков: 1. представитель Дрыгина В.Ю., на основании доверенности от 09.01.2024, 2. представитель не явился, извещен,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции в открытом судебном заседании, дело (судья Нетосов С.В.), по иску:
истец: Администрация Северодвинска,
ответчики: 1. Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, 2. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
3-е лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Северодвинска (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Учреждение) об обязании в срок не позднее 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда привести территорию земельного участка с кадастровым номером 29:28:103087:14, расположенного по адресу: г. Северодвинск, пр. Труда, д. 2, в соответствие с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Северодвинск", а именно: восстановить асфальтовое покрытие.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением от 23.10.2023 в иске отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением от 01.02.2024 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве соответчика, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление).
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель Учреждения просит в удовлетворении исковых требований к нему отказать, полагает, что приведение территории земельного участка, в соответствие с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Северодвинск" лежит на Управлении.
Представитель Управления не явился, направил отзыв с возражениями по существу заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам АПК РФ, предусмотренным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исследовав материалы дела, установил следующее.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 29:28:103087:14, расположенный по адресу: город Северодвинск, проспект Труда, дом 2, под зданием гостиницы "Беломорье" (кадастровый номер 29:28:103087:90) передан Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании обращения Рослякова А.А. от 07.04.2022 N 175836832, через подсистему обратной связи ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" об отсутствии возможности проезда в связи с разрушением внутриквартального проезда от проспекта Труда, находящегося в границах вышеуказанного земельного участка, контрольным управлением Администрации Северодвинска в рамках осуществления функций по муниципальному контролю за соблюдением обязательных требований в сфере благоустройства проведены мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований Правил благоустройства Северодвинска, утвержденных Решением Совета депутатов Северодвинска от 14.12.2017 N 40 (ред. от 13.12.2018).
Администрация полагает, что ответчиком не были соблюдены следующие требования Правил благоустройства Северодвинска:
Согласно пункту 3.1.1. Правил благоустройства Северодвинска покрытия поверхности обеспечивают на территории Северодвинска условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды.
Пунктом 10.13. предусмотрено, что юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальные предприниматели, пользователи помещений, а также граждане, в собственности, владении и пользовании которых находятся земельные участки, здания и сооружения, обязаны производить ремонт дорожных покрытий и тротуаров.
Пунктом 17.1. установлено, что субъекты благоустройства, виновные в нарушении настоящих Правил, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях" и областным законом "Об административных правонарушениях".
Учреждению 12.05.2022 направлено предостережение N 13-тзк о недопустимости нарушения обязательных требований со сроком исполнения до 31.07.2022. Указанное предостережение получено 17.05.2022.
03.08.2022 проведена проверка исполнения предостережения, выданного Учреждению, в рамках которой установлено, что территория земельного участка под зданием гостиницы "Беломорье", расположенной по адресу: город Северодвинск, проспект Труда, дом N 2, находится в ненадлежащем техническом состоянии: наличие значительных объемов разрушения асфальтобетонного покрытия проезда, что подтверждается актом N 08/2022-01 осмотра территории земельного участка от 03.08.2022.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом.
Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами.
В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) разъяснено, что в силу статей 304 и 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Субъектом такого иска является собственник или иной титульный владелец, сохраняющий вещь в своем владении, но испытывающий препятствия в ее пользовании. Ответчиком выступает лицо, которое фактически не владеет спорным имуществом, но своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие нормальному осуществлению права собственности истца.
В соответствии с правилами статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.
Правила благоустройства территории муниципального образования "Северодвинск", утвержденные решением Совета депутатов Северодвинска от 14.12.2017 N 40 (в редакции от 22.06.2023) (далее - Правила) устанавливают единые требования к осуществлению мероприятий в сфере благоустройства, содержанию территории муниципального образования "Северодвинск" (далее - Северодвинск) (п.1.1).
Настоящие Правила действуют на всей территории Северодвинска и обязательны для выполнения юридическими и физическими лицами, в том числе хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Северодвинска, органами местного самоуправления Северодвинска (далее - субъекты благоустройства) (п. 1.2).
В соответствии со статьей 2 Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства, утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 25.11.2021 N 393 предметом муниципального контроля в сфере благоустройства являются:
1) соблюдение правил благоустройства территории городского округа Архангельской области "Северодвинск", в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий (4.1).
Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется Администрацией муниципального образования "Северодвинск" в лице Контрольного управления Администрации Северодвинска (далее - контрольный орган) (ч.2).
Объектами муниципального контроля в сфере благоустройства являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться требования правил благоустройства территории городского округа Архангельской области "Северодвинск", требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) здания, сооружения, земельные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования, иные объекты, в отношении которых правилами благоустройства территории городского округа Архангельской области "Северодвинск" установлены обязательные требования (далее производственные объекты) (ч. 5).
В силу пункта 3.1.1. Правил покрытия поверхности обеспечивают на территории Северодвинска условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды. Для целей благоустройства территории Северодвинска используются следующие виды покрытий:
- твердые (капитальные) - монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона;
- мягкие (некапитальные) - выполняемые из природных или искусственных материалов;
- газонные - выполняемые по специальным технологиям подготовки и посадки травяного покрова;- комбинированные - представляющие сочетания покрытий, указанных выше (например, экопарковка (газонная решетка, утопленная в газон).
Согласно пункту 8.6. Приказа Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" в правила благоустройства территории муниципального образования рекомендуется включать положения, регулирующие вопросы установки и содержания различных видов покрытия, характерных для населенных пунктов муниципального образования, например: монолитные или сборные покрытия, выполняемые в том числе из асфальтобетона, цементобетона, природного камня (далее - твердые покрытия), применяемые с учетом возможных предельных нагрузок, характера и состава движения, противопожарных требований, действующих на момент проектирования.
03.08.2022 проведена проверка исполнения предостережения, выданного Учреждению, в рамках которой установлено, что территория земельного участка под зданием гостиницы "Беломорье", расположенной по адресу: город Северодвинск, проспект Труда, дом N 2, находится в ненадлежащем техническом состоянии: наличие значительных объемов разрушения асфальтобетонного покрытия проезда, что подтверждается актом N 08/2022-01 осмотра территории земельного участка от 03.08.2022.
В материалы дела истцом приобщен лист согласования смежных границ от 2000 года в/ч 69299 в архивной выкопировке, где имеется запись Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска о следующем: "В соответствии с решением муниципального Совета от 18.02.1999 N 26 обеспечить санитарное и техническое содержание прилегающей территории по длине занимаемого участка в т. 1-2, по ширине до проезжей части автодороги по пр. Труда (включая въезд, асфальтированную площадку, тротуар). Исключить проезд автотранспорта по газонам".
Фотоматериалами и указанным документом подтверждается, что на спорном земельном участке имеется асфальтовое покрытие (частично разрушено).
Меры по приведению покрытия проезда на территории земельного участка в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее условия безопасного и комфортного передвижения граждан, ответчиками (земельный участок находит в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения) приняты не были, тем самым не было обеспечено соблюдение обязательных требований Правил благоустройства Северодвинска.
Разрешая вопрос о лице, ответственном за осуществление восстановительных работ, суд апелляционной инстанции исследовал положения устава Учреждения, утвержденного 24.05.2012 Министром обороны Российской Федерации (далее - Устав Учреждения), а также Устава Управления, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 607 (далее - Устав Управления), приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.04.2013 N 305 "Об утверждении положения о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организации Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Приказ N 305), от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" (далее - Приказ N 155) и приходит к выводу о том, что Учреждение не является субъектом на которое могут быть возложены работы по восстановлению асфальтового покрытия.
Как следует из Устава Учреждения, указанное лицо наделено полномочиями по учету, контролю за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, управлению и распоряжению имуществом по заданиям (решениям) Министра обороны Российской Федерации и директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
При этом согласно Приказу N 305 функции по благоустройству территории, ремонту, содержанию объектов недвижимости, закрепленными за Учреждением, возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент).
Как следует из Приказа N 305, Департамент создан в целях организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполняет функции по текущему и последующему контролю исполнения обязательств ресурсных и эксплуатационных контрактов.
В соответствии с Приказом N 155 названные работы на территории Западного военного округа осуществляет Управление, которое создано в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственно Департаменту.
Согласно пунктам 12 и 13 Устава, Управление создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства; основными целями деятельности Управления является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Минобороны от 30.12.2017 N 860 утверждено и введено в действие с 01.04.2018 Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил (далее - Руководство), определяющее общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
В абзаце втором пункта 2 Руководства определено, что коммунально-эксплуатационное обеспечение - это вид материально-технического обеспечения (в пределах доведенных лимитов на эти цели), включающий в себя среди прочего техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт фасадов зданий и внутренних территорий и иных мест, находящихся на праве хозяйственного ведения, оперативного управления Вооруженных Сил.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Учреждение не является лицом, ответственным за осуществление работ, о которых заявлено Администрацией. Лицом, которое обязано привести территорию земельного участка с кадастровым номером 29:28:103087:14, расположенного по адресу: г. Северодвинск, пр. Труда, д. 2, в соответствие с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Северодвинск", а именно: восстановить асфальтовое покрытие, является Управление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2023 по делу N А56-107122/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в апелляционного суда привести территорию земельного участка с кадастровым номером 29:28:103087:14, расположенного по адресу: г. Северодвинск, пр. Труда, д. 2, в соответствие с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Северодвинск", а именно: восстановить асфальтовое покрытие.
В удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-107122/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕВЕРОДВИНСКА
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны России в лице ЖКС N 3