г. Санкт-Петербург |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А21-13557/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6952/2024) общества с ограниченной ответственностью "Управдом г. Советска" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.01.2024 по делу N А21-13557/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управдом г. Советска"
к Управлению федеральной службы судебных приставов по Калининградской области
Заместителю начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава ОСП города Советска УФССП России по Калининградской области Ритчер А. В.
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом г. Советска" (далее - ООО "Управдом г. Советска", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к заместителю начальника отделения - старшему судебному приставу отделения судебных приставов г. Советска Ритчер А.В. (далее - административный орган), Управлению Федеральной службы судебных приставов Калининградской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 230 от 11.10.2023 о привлечении к административной отвественности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 25.12.2023 в удовлетворении заявления отказано; мотивированное решение изготовлено судом 24.01.2024.
В апелляционной жалобе Общество, ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме не учел, что Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, на момент совершения правонарушения штраф подлежал определению судебным приставом в размере половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией указанной статьи Кодекса.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.06.2023 в отделении судебных приставов города Советска на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Калининградской области по делу N А21-10492/2022 от 26.10.2022, вступившему в законную силу 29.11.2022 возбуждено исполнительное производство N 87010/23/39019-ИП, в отношении ООО "Управдом г. Советска".
Предмет исполнения по данному исполнительному производству: обязать ООО "Управдом г. Советска" передать ООО "Альянсстрой" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным жилым домом по адресу: г. Советск, ул. Жуковского, 10, а именно:
- актуализированный технический паспорт многоквартирного дома,
- документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней поверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний,
- копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, - заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме.
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, газоэлектроснабжения,
- исполнительные чертежи контуров заземления,
- инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома.
Исполнительным документом предусмотрено взыскание в случае неисполнения решения суда о передаче документов в установленный судом срок с ООО "Управдом г. Советска" в пользу ООО "Альянсстрой" судебной неустойки в размере 500 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного решения до момента его фактического исполнения, а также взыскание с ООО "Управдом г. Советска" в пользу ООО "Альянсстрой" расходы по госпошлине 6000 руб.
30.06.2023 по акту приема передачи взыскателю документов, указанных в исполнительном документе должник ООО "Управдом г. Советск" в лице заместителя директора Окатого Сергея Владимировича передал взыскателю ООО "Альянсстрой" в лице представителя взыскателя Пантела Игоря Григорьевича актуализированный технический паспорт многоквартирного дома. Остальные документы, указанные в исполнительном документе должником ООО "Управдом г. Советск" предоставлены не были.
В срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, требования исполнительного документа ООО "Управдом г. Советск" не исполнил, в связи с чем, 17.08.2023 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения исх. N 39019/23/263235, в котором ООО "Управдом г. Советск" установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 18.09.2023.
Постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 17.08.2023 года исх. N 39019/23/263235 получено генеральным директором ООО "Управдом г. Советск" Щербанюком Юрием Алексеевичем 18.08.2023, о чем имеется отметка о принятии.
В срок до 18.09.2023, предоставленный для исполнения требований, указанных в исполнительном документе, должник ООО "Управдом г. Советск" документов, а также других доказательств, подтверждающих исполнение решение суда в отделение судебных приставов г. Советска не предоставил.
27.09.2023 в ОСП г. Советска поступило уведомление от ООО "Альянсстрой" исх. N 97 от 27.09.2023 в котором сообщает, что ООО "Управдом г. Советска" в полном объеме не исполнил решение арбитражного суда Калининградской области о передаче технической документации на жилой дом. Передан только технический паспорт на жилой дом.
Таким образом, установлено, что ООО "Управдом г. Советск" в срок до 18.09.2023 полностью не исполнены требования, указанные в исполнительном документе о передаче ООО "Альянсстрой" технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным жилым домом по адресу: г. Советск, ул. Жуковского, д. 10., а именно должник не предоставил следующие документы:
- документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней поверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, газо электроснабжения;
- исполнительные чертежи контуров заземления;
- инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома.
Следовательно, должником не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами 27.09.2023 судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов города Советска Калининградской области Худиной Н.В. в отношении ООО "Управдом г. Советска" возбуждено дело об административном правонарушении, в результате чего составлен протокол N 230 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, копия которого вручена генеральному директору ООО "Управдом г. Советска" Щербанюку Юрию Алексеевичу 27.09.2023.
Вина ООО "Управдом г. Советск" подтверждается протоколом об административном правонарушении, рапортом об его обнаружении и материалами исполнительного производства, подтверждающими невыполнение решения суда.
Постановлением от 11.10.2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению на основании следующего.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 113 Закона об исполнительном производстве в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Факт неисполнения Обществом требований исполнительного листа в установленный судебным приставом-исполнителем срок установлен административным органом и судом и подтверждается материалами административного дела, что в данном случае образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ) в КоАП РФ введена статья 4.1.2, устанавливающая особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В рассматриваемом случае апелляционным судом установлено, что Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016; с 10.07.2022 является микропредприятием; на момент совершения административного правонарушения 02.06.2023 положения статьи 4.1.2 КоАП РФ вступили в силу и подлежали применению судебным приставом при вынесении оспариваемого постановления.
Санкцией статьи 17.15 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено назначение административного наказания в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Таким образом, при назначении обществу наказания за совершение деяния, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, административный штраф подлежал определению судебным приставом в размере от половины минимального размера административного штрафа до половины максимального административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
С учетом изложенного, судом первой инстанции не учтено, что назначенное обществу наказание не соответствует положениям части 2 статьи 1.7, части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что Общество в данном случае привлекается по части 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, апелляционный суд полагает, что штраф в размере 15 000 руб. является мерой наказания соответствующей совершенному деянию.
Учитывая изложенное обжалуемое Обществом постановление N 230 от 11.10.2023 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. не подлежащим исполнению в части назначения наказания в размере, превышающем 15 000 руб.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.01.2024 по делу N А21-13557/2023 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника отделения - старшему судебному приставу отделения судебных приставов г. Советска N 230 от 11.10.2023 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Управдом г. Советск" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме, превышающей 15 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13557/2023
Истец: ООО "УПРАВДОМ Г.СОВЕТСК"
Ответчик: Заместитель начальника отдела-заместитель старшего судебного пристава ОСП города Советска УФССП России по Калининградской области Ритчер Александра Васильевна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Альянсстрой"