г. Москва |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А41-91266/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Ивановой Л.Н., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Щербаченко К.Е.,
при участии в заседании:
от администрации городского округа Ступино Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ПАО "Россети Московский регион" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Ступино Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 4 марта 2024 года по делу N А41-91266/23, по иску администрации городского округа Ступино Московской области к ПАО "Россети Московский регион" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Ступино Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", ответчик) со следующими требованиями:
- обязать ответчика заключить с муниципальным образованием "Городской округ Ступино Московской области" договор аренды по ставкам 1 рубль в год (без учета НДС) за один погонный (квадратный/кубический) метр объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ (провод А25, 35, 50, протяженностью по кабелю 2540 м; опоры железобетонные СВ-110- 23 шт; СВ95-1 шт; круглые (бетон)-2 шт; деревянные - 2шт;) по адресу: Московская область, г. Ступино, д. Кишкино, пер. Вешний, пер. Вербный в части ул. Центральной.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2024 года по делу N А41-91266/23 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 48-49).
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, администрации на праве муниципальной собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ (провод А25, 35, 50, протяженностью по кабелю 2540 м; опоры железобетонные СВ-110-23 шт; СВ95-1 шт; круглые (бетон)-2 шт; деревянные - 2шт;) по адресу: Московская область, г. Ступино, д. Кишкино, пер. Вешний, пер. Вербный в части ул. Центральной на основании постановления Администрации городского округа Ступино Московской области от 10.02.2021 N 373-п.
Администрация неоднократно обращалась к ПАО "Россети Московский регион" по вопросу передачи на баланс общества указанного объекта электросетевого хозяйства.
Письмами от 02.03.2022 N ЮЭС/01/648, от 25.07.2022 N ЮЭС/01/2109, от 29.07.2022 N ЮЭС/02176, от 16.06.2023 N ЮЭС/01/882 общество отказало в принятии имущества, в связи с тем, что в соответствии с Регламентом консолидации электросетевых активов ПАО "Россети Московский регион" решение о возможности реализации такой сделки принимается обществом при наличии технической возможности и целесообразности дальнейшей эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Абзацем 3 пункта 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее - Основные положения) установлена обязанность гарантирующего поставщика заключить в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
В обоснование исковых требований администрация указала на то, что заключение договора аренды является обязанностью общества в силу положений ст. 426, 445 ГК РФ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (пункт 28 Правил технологического присоединения).
В случае несоблюдения любого из указанных критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил технологического присоединения).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
Пунктом 25 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в технических условиях должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией); обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.
В пункте 1 статьи 426 ГК РФ определено, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
Из пункта 4 статьи 445 ГК РФ следует, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, пункта 4 статьи 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (статья 426 ГК РФ).
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Однако, администрацией заявлены требования о понуждении общества заключить договор аренды муниципального имущества ВЛ 0,4 кВ по адресу: Московская обл., г.о. Ступино, дер.Кишкино, пер.Вешний, пер.Вербный в части ул. Центральной.
При этом договор аренды объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности не отнесен ГК РФ к числу публичных договоров.
Следовательно, является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии у общества обязанности по заключению договора аренды с любым, обратившимся к нему лицом.
Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) определяет особенности порядка заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо названных в данной статье.
Кроме того, при рассмотрении обращений по вопросу принятия в эксплуатацию и на обслуживание объектов электросетевого хозяйства, ответчик руководствуется Регламентом консолидации электросетевых активов ПАО "Россети Московский регион", в соответствии с которым решение о возможности заключения сделки принимается Обществом при наличии технической возможности и целесообразности дальнейшей эксплуатации арендуемых объектов.
ПАО "Россети Московский регион" неоднократно уведомляло администрацию г.о. Ступино Московской области о возможности заключения сделки при условии устранения администрацией дефектов объекта электросетевого хозяйства, предоставления актуальной схемы прохождения ВЛ-0,4 кВ, правоустанавливающих документов на объект электросетевого хозяйства, обоснования размера арендной платы, подтверждающих право собственности.
До настоящего времени, администрацией не предоставлена информация о проведенных работах на ВЛ-0,4 кВ, запрашиваемые информация и документы также не предоставлены обществу. Доказательств обратного в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Спорный объект электросетевого хозяйства - ВЛ 0,4 кВ находится в муниципальной собственности, следовательно, не относятся к бесхозяйному имуществу.
Довод заявителя жалобы о наличии проблем в периодических перебоях электрической энергии не имеет правового значения и не свидетельствует о наличии обязанности у ответчика по разрешению возникающих проблем на объектах электросетевого хозяйства истца.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 4 марта 2024 года по делу N А41-91266/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий судья |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91266/2023
Истец: администрации городского округа Ступино Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН