г. Москва |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А40-222980/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "МЕГА МАШИНЕРИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2024 по делу N А40-222980/23
по заявлению ООО "МЕГА МАШИНЕРИ"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решение
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Куликов А. В. по доверенности от 19.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕГА МАШИНЕРИ" (далее - Заявитель, ООО "МЕГА МАШИНЕРИ", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦАТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения ЦАТ об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора от 20.09.2023 N 13-12/20854.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2024 в удовлетворении заявления ООО "МЕГА МАШИНЕРИ" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "МЕГА МАШИНЕРИ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ЦАТ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "МЕГА МАШИНЕРИ" задекларированы товары по ДТ N 10009100/160623/3093789, 10009100/160623/3093879, 10009100/190623/3095280, 10009100/160623/3093851.
Выпуск товаров в соответствии с заявленной процедурой ИМ-40 "Выпуск для внутреннего потребления" по данным ДТ осуществлен 16.06.2023, 19.06.2023.
Заявитель оплатил утилизационный сбор в полном объёме.
Впоследствии ООО "МЕГА МАШИНЕРИ" обратилось в Центральную акцизную таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Решением ЦАТ отказано в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора письмом от 20.09.2023 N 13-12/20854.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Список исключений является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Товары, указанные в заявлении ООО "МЕГА МАШИНЕРИ", представляют собой разновидность автопогрузчиков основное назначение данных самоходных машин подъем грузов при проведении строительно-ремонтных работ.
В соответствии с "Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)" (ред. от 25.06.2019) (Том IV. Разделы XIV - XVI. Группы 71 - 84)
8427 Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием:
8427 10 - погрузчики и тележки, оснащенные подъемным илипогрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя
8427 20 - погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие
8427 90 - погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, прочие
К категории товаров "прочие погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием"относятся:
(1) Тележки с механическими подъемными платформами для технического обслуживания электрических проводов, общественных осветительных систем ит.д.
(2) Погрузчики и тележки прочие, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, включая специально предназначенные для использования в некоторых отраслях промышленности (например, в текстильной или керамической, молочной и т.д.).
Техника ООО "МЕГА МАШИНЕРИ" обладает подъемным оборудованием рассчитанному на подъем грузов 250-360 кг.
Пояснения к товарной позиции точно описывают товар задекларированный Обществом.
В соответствии с пунктом 11(5) Постановления Правительства N 81(дополнения вступили в силу с 01.03.2023) для целей определения коэффициента расчета утилизационного сбора при установлении категории (вида) ввозимой самоходной машины и (или) прицепа в случае, если по ее (его) наименованию, физическим характеристикам и назначению не представляется возможным отнести ее (его) к тому или иному разделу перечня, применяется классификационный код самоходной машины или прицепа в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В случае оснащения ввозимой самоходной машины или прицепа агрегатами, и (или) орудиями, и (или) оборудованием (в том числе навесным), необходимыми для выполнения основных и (или) дополнительных функций, в соответствии с которыми для целей уплаты утилизационного сбора самоходная машина или прицеп могут быть отнесены к различным категориям (видам), установленным в перечне, расчет утилизационного сбора осуществляется с применением коэффициента, который среди коэффициентов, установленных для таких категорий (видов), имеет наибольшее значение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года N 81" (вступило в силу 13.06.2018) внесены изменения в Перечень, утвержденный постановлением Правительства N 81, которыми, в том числе введена сноска <4> к Перечню, согласно которой основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, законодателем определено, что идентификация самоходной машины, подлежащей обложению утилизационным сбором, осуществляется прежде всего применительно к коду ТН ВЭД ЕАЭС, а не по наименованию разделов Перечня.
В части применения сноски <4> к Перечню необходимо учитывать также введение постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 абзаца 2 в сноске <6>, согласно которому в случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов Перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту.
Таким образом законодатель четко обозначил код ТН ВЭД ЕАЭС основным рабочим критерием, а наименование разделов вспомогательным элементом для лучшей ориентации в нормативном акте пользователю, который не влияет на уплату утилизационного сбора.
Кроме того, из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
При решении вопроса о возникновении обязанности по уплате утилизационного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат (пункты 1 и 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В рассматриваемом деле, самоходная техника ввезена Обществом для целей последующей эксплуатации по назначению, а, следовательно, по окончании эксплуатации будет подлежать утилизации, что приведет к вредному воздействию на окружающую среду, компенсируемому уплатой утилизационного сбора.
Учитывая, что техника Заявителя классифицируется по коду 8427201909 ТН ВЭД ЕАЭС, определённым разделом VI Перечня, уплата утилизационного сбора полностью соответствует пунктам 1 и 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, а также пункту 7 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Центральной акцизной таможни, изложенное в письме от 20.09.2023 N 13-12/20854 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора является законным и соответствует действующему таможенному законодательству и не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "МЕГА МАШИНЕРИ".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.02.2024 по делу N А40-222980/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-222980/2023
Истец: ООО "МЕГА МАШИНЕРИ"
Ответчик: ЦАТ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ