г. Пермь |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А60-27082/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Коньшиной С.В., Маркеевой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца, Администрации города Екатеринбурга, ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Уралтрансавто",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 февраля 2024 года
по делу N А60-27082/2023
по иску Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
к обществу с ограниченной ответственностью "Уралтрансавто" (ИНН 6662094080, ОГРН 1026605415968)
третье лицо: индивидуальный предприниматель Илюхина Оксана Евгеньевна (ИНН 667102576665, ОГРНИП 320665800099710)
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Екатеринбурга (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Уралтрансавто" (далее - ответчик, ООО "Уралтрансавто") о взыскании 1 666 336 руб. 99 коп. долга по договору аренды земельного участка от 17.06.2005 N 6-540 за период с апреля по декабрь 2022 года и с марта по июль 2023 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Илюхина Оксана Евгеньевна.
Решением арбитражного суда от 15.02.2024 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 126 811 руб. 92 коп. долга. В остальной части в иске отказано.
Решение суда от 15.02.2024 обжаловано истцом и ответчиком в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация приводит доводы о том, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенным в кадастр. Использование арендатором земельного участка в соответствии с иным видом разрешенного использования, то есть для иных целей, чем предусмотрено договором, является нарушением договорного обязательства и требований закона. С учетом положений Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440, которым срок действия разрешения на строительство продлен до 21.12.2021, Администрация правомерно применяет ставку 6,9% после окончания срока действия разрешения на строительство. Истец просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
ООО "Уралтрансавто" в отзыве на апелляционную жалобу истца выразило возражения против ее удовлетворения.
ООО "Уралтрансавто" в своей апелляционной жалобе не согласно с решением суда в части взыскания задолженности в сумме 95 758 руб. 89 коп. за период апрель - декабрь 2022 года. Указывает, что постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 распространяет свое действие в отношении разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 07.04.2020 до 01.01.2022. Ответчик считает, что постановление не содержит указания на однократное применение нормы о продлении срока разрешения на строительство на один год к регулируемым им отношениям. По мнению ответчика, в случае, если дата окончания разрешения на строительство приходится на дату в указанном периоде, это является единственным и достаточным основанием для продления срока его действия на один год. 22.01.2019 обществу "Уралтрансавто" выдано разрешение на строительство N 66302000-1440-2019 со сроком действия до 21.12.2020. Соответственно, на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 срок действия указанного разрешения на строительство продлен до 21.12.2021 и повторно до 21.12.2022. С учетом изложенного, на период срока действия (до 21.12.2022) выданного ответчику разрешения на строительства при расчете арендной платы подлежит применению ставка арендной платы, установленная договором на период строительства в размере 1,5%. ООО "Уралтрансавто" просит решение отменить в части, отказать Администрации в иске о взыскании 95 758 руб. 89 коп.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) 17.06.2005 заключен договор аренды земельного участка N 6-540 (в редакции дополнительного соглашения от 13.12.2011 N 1), в соответствии с которым в аренду передан земельный участок для строительства административного здания с автосалоном, расположенный по адресу: город Екатеринбург, переулок Базовый. Общая площадь участка 3 495 кв.м. Кадастровый номер 66:41:0604030:49. Договор аренды заключен на определенный срок, с 13.04.2005 по 31.12.2016.
Договор зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 12.08.2005 N 66-66- 01/185/2005-264.
В соответствии с п. 2.2.4 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы за период с апреля 2022 года по декабрь 2022 года и с марта 2023 года по июль 2023 года, в результате чего образовалась задолженности в размере 1 666 336 руб. 99 коп., Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения исковых требований частично.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзыва, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За пользование земельными участками, находящимися в аренде, взимается арендная плата.
В силу положений статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из указанных норм следует, что плата за пользование участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 ЗК РФ. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (п. 19 Постановления Пленума N 73).
Постановлением Правительства Свердловской области от 20.02.2020 N 82-ПП (ред. от 19.11.2021) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов. Указанный Порядок применяется для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов, с 1 января 2021 года.
С 01.01.2021 ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов, утверждены Приказом МУГИСО от 26.12.2020 N 4365.
Материалами дела подтверждается заключение договора аренды N 6-540 от 17.06.2005 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0604030:49 для строительства автосалона с автосервисом.
По расчетам истца, задолженность по внесению арендной платы за период с апреля 2022 года по декабрь 2022 года и с марта 2023 года по июль 2023 года составляет 1 666 336 руб. 99 коп.
Ответчику выдано разрешение на строительство N RU 66302000-1440-2019 от 22.01.2019 со сроком действия до 22.12.2020.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 29.12.2021) "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2022 г. (абз. 1 п. 1 Приложения 3 к Постановлению).
Расчет задолженности произведен истцом с применением ставки арендной платы на период строительства в размере 1,5 % (до 22.12.2021). После 22.12.2021 истцом начислена арендная плата по ставке 6,9 % под административное здание с автосалоном.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик считает, что ставка арендной платы 1,5 % подлежит применению до 22.12.2022, поскольку Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 распространяет свое действие в отношении разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 07.04.2020 до 01.01.2022, постановление не содержит указания на однократное применение нормы к регулируемым им отношениям. Кроме того, ответчик считает, что после 22.12.2022 применение ставки арендной платы 6,9% под административное здание с автосалоном необоснованно, поскольку какой-либо объект недвижимости на земельном участке отсутствует.
Довод ответчика о том, что на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 срок действия разрешения на строительства продлен дважды, до 22.12.2021 и до 22.12.2022, отклоняется.
В данной части апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что буквальное толкование содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 свидетельствует о том, что продление срока действия разрешения на строительство осуществляется на 1 год с даты его окончания, если период окончания срока действия такого разрешения приходится на период, указанный в постановлении. Как верно указал суд, оснований полагать, что такое продление может осуществлять неоднократно и каждый раз на год, если в указанный период срок действия разрешения на строительство окончился не один раз, не имеется.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на период действия разрешения на строительство, продленного до 21.12.2021, при расчете арендной платы подлежит применению арендная ставка 1,5%.
Земельный участок предоставлен ответчику для строительства административного здания с автосалоном.
Вместе с тем, согласно заключению кадастрового инженера от 13.09.2023, объект капитального строительства, предназначенный для продажи товаров, на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0604030:49 отсутствует. Также отсутствие на спорном земельном участке объекта, для строительства которого он был предоставлен, подтверждается актом обследования от 11.09.2023 N 603/6-2023, составленным истцом.
В силу статьи 7 ЗК РФ использование земель осуществляется в соответствии с целевым назначением.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В силу пункта 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с тем целевым назначением, которое установлено в договоре, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду его разрешенного использования. Установленный вид разрешенного использования подлежит отражению в сведениях ЕГРН. В случае, когда установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует фактическому, плата за пользование земельным участком подлежит определению с учетом фактического использования участка.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0604030:49 предоставлен ответчику для строительства административного здания с автосалоном, имеет соответствующий вид разрешенного использования - для строительства административного здания с автосалоном.
Между тем, как установлено судом, на территории земельного участка какая-либо деятельность не осуществляется, объект капитального строительства, предназначенный, на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0604030:49 отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным применение ставки арендной платы 2,0 % "иное использование" в период с 22.12.2022 (после окончания срока действия разрешения на строительство).
Вопреки доводу Администрации, при отсутствии введенного в эксплуатацию объекта, для строительства которого предоставлялся в аренду земельный участок, невозможно использовать ставку арендной платы, предусмотренную для его эксплуатации, поскольку это не соответствует принципу экономической обоснованности (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации").
При таких условиях, подлежит применению ставка для вида разрешенного использования "иное использование" в размере 2%.
С учетом применения вышеназванных ставок арендной платы и произведенных ответчиком оплат, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности в размере 126 811 руб. 92 коп. за заявленный период.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на верно установленных обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и применимых нормах права. Оценка представленных в дело доказательств в совокупности, произведенная судом апелляционной инстанции в порядке статьи 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и доводов сторон, не позволила суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Апелляционные жалобы удовлетворению не предлежат.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 февраля 2024 года по делу N А60-27082/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
С.В. Коньшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27082/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Ответчик: ООО "УРАЛТРАНСАВТО"
Третье лицо: Илюхина Оксана Евгеньевна