г. Киров |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А29-7901/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.01.2024
по делу N А29-7901/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микунь" (ОГРН: 1231100000680, ИНН: 1121029260)
к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: 1101056523, ОГРН: 1161101050439) в лице Государственной жилищной инспекции по Усть-Вымскому району
заинтересованное лицо: Бадовская Мария Викторовна
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микунь" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК "Микунь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по Усть-Вымскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) от 21.04.2023 N 2-л.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Бадовская Мария Викторовна.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.01.2024 заявленные требования удовлетворены частично, предписание Службы признано недействительным в части последнего и предпоследнего абзацев пункта 1 (в отношении фундамента, цоколя и отделки фасадов).
Не согласившись с принятым судебным актом в части, в которой требования Общества удовлетворены, Служба обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части признания недействительным предписания от 21.04.2023 в части фундамента, цоколя и отделки фасадов и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Податель жалобы приводит доводы о том, что аварийное состояние конструктивных элементов дома и (или) необходимость проведения капитального ремонта не отменяет обязанность Общества по выполнению текущего ремонта. Служба отмечает, что МКД N 3 признан в установленном порядке авариным и подлежащим сносу 27.07.2023, то есть после выдачи предписания от 21.04.2023, а законность выдачи предписания оценивается на момент его вынесения независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, или в связи с возникновением обстоятельств в соответствии с которыми действие оспариваемого ненормативного правового акта должно быть прекращено.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.02.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.02.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ рассмотрение дела откладывалось.
Стороны и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.03.2023 в Службу поступило обращение Бахметьева Ю.Н. в интересах Бадовской М.В., проживающей в многоквартирном доме N 3 по ул. Первомайская г. Микунь (далее - МКД N 3), по вопросам ненадлежащего содержания общедомового имущества МКД N 3.
На основании решения от 20.04.2023 N 204 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Усть-Вымская управляющая компания" (27.07.2023 реорганизовано в форме присоединения к ООО "УК "Микунь") на предмет соблюдения Обществом при управлении МКД N 3 обязательных требований, предъявляемых к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что наружные и внутренние капитальные стены МКД N 3 имеют незначительные выпучивания из плоскости. Также на фасаде имеется повреждение обшивки в виде выпирания, отхождения, отсыревания, выцветания и шелушение окрасочного слоя. В отношении фундамента, цоколя и отмостки МКД N 3 визуально усматривается оседание отдельных участков МКД N 3, видны искривления линии цоколя, сквозные трещины, выкрашивание, выбоины, сколы. Отмостка отсутствует, что приводит к попаданию влаги под фундамент.
В части содержания перекрытий и полов установлено, что перекрытия и полы деревянные, имеется незначительный прогиб балок и зыбкость полов, нарушения окрасочного слоя полов. Имеется просадка и нарушение окрасочного слоя полов первого этажа в местах общего пользования (тамбуры, коридор). Оконные проемы двустворчатые, остеклены, двери деревянные. Имеется отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен, имеются щели между соединительными элементами, незначительный прогиб и перекос. Выявлен неплотный притвор дверей, зазоры и щели. В ходе обследования лестничных клеток в местах общего пользования установлено неудовлетворительное состояние электрической проводки (скрутки и провисания).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 21.04.2023 N 1-л.
21.04.2023 по результатам проверки Инспекцией в адрес Общества выдано предписание N 2-л, согласно которому на Общество возложена обязанность в срок до 01.07.2023 устранить выявленные нарушения обязательных требований пунктов 1, 3, 4, 6, 9, 12, 13, 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень); пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.9, 4.2.2.1, 4.2.2.4, 4.3.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.6, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.3, 4.7.4, 4.7.7, 3.2.18, 4.8.15, 5.6.1, 5.6.2, 5.6.4.5 6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а именно:
- обследовать электрические провода, привести провода в надлежащее состояние, отвечающее требованиям безопасности и надежности МКД N 3;
- проверить плотность оконных проемов, устранить зазоры и щели, окрасить оконные коробки и переплеты МКД N 3;
- проверить плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов дверных заполнений, при необходимости произвести ремонт или замену дверей, устранить щели и зазоры, произвести окраску дверных коробов и полотен дверей МКД N 3;
- проверить состояние основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); не допускать дальнейшего развития просадки и прогибов, окрасить полы; произвести ремонт и окраску полов в тамбурах МКД N 3;
- произвести работы по восстановлению отмостки МКД N 3;
- проверить техническое состояние фундамента и цоколя с выявлением: признаков неравномерных осадок фундаментов, коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали, поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания. Принять меры по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций фундамента и цоколя МКД N 3;
- выявить причину нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, устойчивости, прогибов, колебаний, трещин, выявление увлажнения и загнивания деревянных балок; произвести окраску фасада МКД N 3. В случае выявления повреждений и нарушений - составить план мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Решением Службы от 07.06.2023 N 51 предписание от 21.04.2023, выданное Инспекцией в адрес Общества, оставлено в силе, кроме произведения работ по восстановлению отмостки МКД N 3.
Полагая, что выданное надзорным органом предписание от 21.04.2023 N 2-л не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Установив, что при обследовании, произведенном в 2018 году, выявлено аварийное состояние всех конструктивных элементов дома, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии предписания в части последнего и предпоследнего абзацев пункта 1 (в отношении фундамента, цоколя и отделки фасадов) признаку исполнимости, в связи с чем признал предписание в указанной части недействительным.
Обжалуя судебный акт, Служба выражает несогласие с выводом суда о недействительности предписания по последнему и предпоследнему абзацам пункта 1.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также учитывая отсутствие соответствующих возражений сторон, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется апелляционным судом только в обжалуемой ответчиком части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б").
Подпунктами "а", "з" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 1 Минимального перечня N 290 определено, что обслуживающей организацией должны выполняться работы по проверке технического состояния видимых частей конструкций с выявлением: признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов; коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций; проверки состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности.
Согласно пункту 3 Минимального перечня к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся:
- выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
- выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
- выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
- выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен.
В случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Пунктом 4 Минимального перечня N 290 определено, что к работам, выполняемым для надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, относятся:
- выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний;
- выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит;
- выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила;
- выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов;
- выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями;
- проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия);
При выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания балок (ригелей) перекрытий и покрытий многоквартирных домов определены пунктом 6 Минимального перечня.
На основании пункта 9 Минимального перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 12 Минимального перечня N 290).
Пунктом 4.1.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
При появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению (пункт 4.1.3 Правил N 170).
Согласно пункту 4.2.2.1 Правил N 170 при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию.
Пунктом 4.2.2.4 Правил N 170 предусмотрено, что конструкции нижних венцов деревянных цоколей и примыкания (установка сливных досок, цоколей, оконных проемов, поясков и т.д.) должны быть плотно пригнаны, чтобы не допустить увлажнения.
В соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (пункт 4.2.3.2 Правил N 170).
В силу пункта 4.2.3.4 Правил N 170 повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать.
Согласно пункту 2.3.7 Правил N 170 в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Пунктом 2.6.2 Правил N 170 предусмотрено, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Инспекция в ходе выездной проверки установила, что наружные и внутренние капитальные стены имеют незначительные выпучивания из плоскости, наблюдается повреждение обшивки в виде выпирания, отхождения, отсыревания, выцветания и нарушения окрасочного слоя; наблюдается оседание отдельных участков здания, видны искривления линии цоколя, сквозные трещины, выкрашивание, выбоины и сколы. Факт наличия указанных в акте проверки от 21.04.2021 N 1-л нарушений подтверждается материалами настоящего дела, Обществом по существу не опровергнут. Соответственно, предписание от 21.04.2023 N 2-л выдано при наличии достаточных к тому оснований в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований при содержании общего имущества МКД N 3, в связи с чем является обоснованным и содержит законные требования.
Управление жилым домом должно быть направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечение благоприятных условий проживания, сохранности имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений.
Устранение выявленных нарушений является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный характер и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями действующего законодательства.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств расселения жильцов МКД. Предписание выдано в целях пресечения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, обеспечения установленных законодательством Российской Федерации условий содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из текста предписания усматривается, что Обществу необходимо проверить техническое состояние фундамента и цоколя, принять меры по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций фундамента и цоколя МКД N 3; выявить причину нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, устойчивости, прогибов, колебаний трещин, выявить увлажнения и загнивание деревянных балок; произвести окраску фасада МКД N 3, а в случае выявления повреждений и нарушений, составить план мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что в силу аварийного состояния МКД N 3 возложение указанных обязанностей на ООО "УК "Микунь" является неправомерным.
Признание МКД N 3 аварийным и подлежащим сносу 27.07.2023, то есть после выдачи оспариваемого предписания, не влияет на законность оспариваемого ненормативного акта, поскольку управление многоквартирным домом должно осуществляться Обществом с соблюдением требований части 2 статьи 162, части 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Аварийное состояние МКД N 3 не освобождает управляющую организацию от возложенной договором и законом обязанности по выполнению работ и услуг, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации имущества дома, по проведению регламентных работ в целях обеспечения безопасности проживающих и сохранения имущества. Пункт 2.3.7 также устанавливает работы, которые в обязательном порядке должны выполняться вне зависимости от признания дома аварийным. При этом законодательство не содержит указания на то, что в отношении отдельных элементов жилого дома (фундамента, цоколя, отделки фасадов) никакие виды работ не выполняются в целом при признании дома аварийным.
Иной подход свидетельствовал бы о том, что, зафиксировав необходимость проведения капитального ремонта общего имущества либо аварийное состояние многоквартирного дома, управляющая организация, получающая от жителей плату за выполнение работ по содержанию и обслуживанию имущества дома, не выполняла бы никаких работ. Это явно противоречит целям и принципам управления многоквартирным жилым домом, условиям договора и закону.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ненормативный правовой акт (предписание) оценивается арбитражным судом на момент его вынесения, в то время как МКД N 3 признан аварийным после вынесения оспариваемого предписания. Год постройки жилого дома, описание его технического состояния, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии у управляющей компании обязанности по проведению предписанных в части фундамента, цоколя, отделки фасадов работ.
Суд апелляционной инстанции детально проанализировал содержание предписания, в том числе в части последнего и предпоследнего абзацев пункта 1 предписания в отношении фундамента, цоколя и отделки фасадов (в той части, в которой предписание признано судом недействительным) и не усматривает оснований для вывода о том, что все перечисленные в предписании меры требуют проведения работ исключительно капитального характера. В частности, выявление причин нарушений, проверка технического состояния фундамента, цоколя, отделки фасадов не могут быть отнесены к работам капитального характера. В зависимости от установленных причин нарушений управляющая компания самостоятельно определяет меры, необходимые и достаточные в целях обеспечения безопасного проживания граждан до их расселения в установленном порядке. При этом составление акта 2018 года в момент заключения договора управления, на который ссылается суд первой инстанции, не исключает вышеперечисленные обязанности управляющей компании и не свидетельствует о неисполнимости предписания.
Предписание не содержит требований о проведении работ капитального характера. Объем и характер выполняемых мероприятий Общество должно определить самостоятельно после выявления причин нарушений. Достаточность предпринятых мер может быть оценена Инспекцией на стадии проверки исполнения предписания с учетом совокупности представленных Обществом доказательств.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о недействительности и незаконности предписания в части последнего и предпоследнего абзацев пункта 1 не соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба Службы подлежит удовлетворению. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.01.2024 по делу N А29-7901/2023 в части признания недействительным и отмене предписания N 2-л от 21.04.2023 в части последнего и предпоследнего абзацев пункта 1 (в отношении фундамента, цоколя и отделки фасадов) подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу в данной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "УК "Микунь" требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.01.2024 по делу N А29-7901/2023 в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микунь" требований.
Изложить абзацы 2,3,4,5 резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Коми от 16.01.2024 по делу N А29-7901/2023 в следующей редакции:
"В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микунь" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Усть-Вымскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) от 21.04.2023 N 2-л отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7901/2023
Истец: ООО "Управляющая Компания Микунь", ООО "Усть-Вымская Управляющая Компания"
Ответчик: Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
Третье лицо: Бадовская Мария Викторовна, ООО "Управляющая Компания Микунь", Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Коми