г. Москва |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А41-81730/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ОСФР по г. Москве и Московской области - Ромашков О.О. по доверенности от 15.02.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от ФБУ "ЦОК 12 ГУ" Минобороны РФ - Челнокова Л.Л. по доверенности от 12.01.2024, диплом о высшем юридическом образовании; Селезнева К.А. по доверенности от 12.01.2024, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 февраля 2024 года по делу N А41-81730/23
по заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
к федеральному бюджетному учреждению культуры и искусства "Центральный офицерский клуб 12 главного управления" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области, фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному бюджетному учреждению культуры и искусства "Центральный офицерский клуб 12 главного управления" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФБУ "ЦОК 12 ГУ" Минобороны России) о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 184 643 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2024 года по делу N А41-81730/23 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 97-100).
Не согласившись с данным судебным актом, ОСФР по г. Москве и Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ОСФР по г. Москве и Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представители ФБУ "ЦОК 12 ГУ" Минобороны России возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ОСФР по г. Москве и Московской области и ФБУ "ЦОК 12 ГУ" Минобороны России, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18 февраля 2021 года ФБУ "ЦОК 12 ГУ" Минобороны России в Филиал N 34 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации представлен первичный электронный реестр сведений необходимых для назначения и выплаты пособия по беременности и родам сотруднику заявителя Ивановой Арсении Вячеславовне (Ждановой А.В.) по ЛН 910056056602 за период с 08.02.2021 по 27.06.2021.
В разделе "Данные для расчета" в поле "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде" указано 140 дней, в поле средний заработок за два предшествующих года: 2019 г. - 0,00 руб., 2020 - 228 383,19 руб.
На основании данного реестра фонд 05.03.2021 выплатил Ждановой А.В. пособие в сумме 228 383 руб. 40 коп.
При получении 30.04.2021 реестр сведений на выплату пособия Ждановой за 16 дней зав период с 26.08.2021 по 13.067.2021, фонд обнаружил несоответствие в показателе в поле "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде" и предложил ФБУ "ЦОК 12 ГУ" Минобороны России представить уточнения.
Уточненный реестр представлен ответчиком 14.05.2021, в поле "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде" указано 731 день.
В связи с тем, что пособие было выплачено Ждановой А.В. фондом, исходя из неправильного указания в реестре числа календарных дней, образовалась переплата в виде излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 184 643 руб. 20 коп.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ОСФР по г. Москве и Московской области в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закона N 255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица).
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
Частью 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страховщиком по каждому из страхователей, у которых застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страховщиком по одному из страхователей, у которого застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, по выбору застрахованного лица.
Согласно части 16 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата страхового обеспечения осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и порядок их получения страховщиком, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 17 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
По смыслу пунктов 17, 18, 19, 22 и 44 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010, в составе сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, предусмотрены в том числе данные о страхователях, у которых занято застрахованное лицо как на период временной нетрудоспособности, так и в расчетные периоды.
Частью 20 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае представления не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, страховщик в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет страхователю либо в случае, указанном в части 19 настоящей статьи, застрахованному лицу извещение о представлении недостающих сведений или документов по форме, утверждаемой страховщиком. Страхователь либо застрахованное лицо при получении указанного извещения представляет страховщику недостающие сведения и документы в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, которое вступило в силу с 01.01.2021 (далее - Положение N 2375).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 2375 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных заявлений документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом (пункт 3 Положения N 2375).
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения N 2375, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения N 2375).
После получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия (пункт 10 Положения N 2375).
Пунктом 19 Положения N 2375 установлено, что за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" являются убытками, понесенными Отделением (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08 июня 2015 года N 304-КГ15-5176).
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Установление наличия или отсутствия прямой причинно-следственной связи между действиями Общества и причинением убытков, является вопросом факта, который находится в компетенции судов первой.
В рассматриваемом случае вина ответчика отсутствует, поскольку показатель в реестре в поле "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде" с 01.01.2021 зависит только от того, попадает ли в расчетный период високосный год или нет, то есть "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде" дуб составлять соответственно 730 дней или 731 день.
Учитывая, что 2020 год был високосным, для расчета выплаты по листку нетрудоспособности в 2021 (то есть по сумме календарных дней 2019 и 2020 годов) всегда должен использоваться показатель "731 день", то есть заполнение поля "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде" в электронном реестре вообще не является для страхователя обязательным, данная величина является константой (постоянной величиной), в отличие от переменной.
Перед выплатой фонд должен произвести расчет пособия с применением полученных от страхователя показателей по количеству дней нетрудоспособности и размеру среднего заработка работника за два предшествующих года, именно за достоверность этих переменных показателей страхователь несет ответственность в части их достоверности.
Фонд при проверке данных каких-либо ошибок не установил, фактически уклонился от проведения контрольных мероприятий.
Согласно постановлению, страхователь несет ответственность за достоверность предоставляемых данных, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия и начисленную сумму соответствующего вида пособия.
По состоянию на 01.01.2021 действовал Приказ ФСС РФ от 24.11.2017 N 579 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" (вместе с "Порядком заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности", "Порядком заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка", "Порядком заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и вьплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком") (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного Приказом (далее - Порядок), в Реестре сведений заполняются все предусмотренные показатели. В каждую строку соответствующей графы вписываются данные только по одному получателю пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.
Согласно пункту 1.4 Порядка, информация, предусмотренная главой III настоящего Порядка, предоставляется страхователем на основании имеющихся у него сведений, а также документов, представленных застрахованным лицом, обратившимся за получением указанных пособий.
Порядком не предусмотрена обязанность страхователей самостоятельно производить расчет пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ошибка в расчете пособия допущена фондом в отсутствие противоправного поведения ответчика, которое фонд указывает как причинителя вреда и в отсутствие его вины, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований по настоящему делу.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2024 года по делу N А41-81730/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81730/2023
Истец: ОСФР ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОФИЦЕРСКИЙ КЛУБ 12 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОФИЦЕРСКИЙ КЛУБ 12 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ