г. Хабаровск |
|
16 мая 2024 г. |
А73-21282/2023 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мильчиной И.А.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Дальний Восток"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.02.2024
по делу N А73-21282/2023
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Дальний Восток" (ОГРН 1172724006520, ИНН 2722088329)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (ОГРН 1162724083180, ИНН 2721227153)
об оспаривании постановления от 18.12.2023 N 27ОГК810024587
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Дальний Восток" (далее - ООО "Газэнергосеть Дальний Восток") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - Управление Росгвардии по Хабаровскому краю) о признании незаконным постановления от 18.12.2023 N 27ОГК810024587 о назначении административного наказания.
Решением суда от 13.03.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отмене постановления о назначении административного наказания.
В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии вины, поскольку нарушение срока исполнения предписания стало возможным по независящим от общества обстоятельствам. Ссылается на длительное согласование паспорта антитеррористической безопасности членами межведомственной комиссии, при этом влиять на сроки согласования у общества отсутствовала реальная возможность.
Управление Росгвардии по Хабаровскому краю не согласилось в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя, просило оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Отделом государственного контроля Управления Росгвардии по Хабаровскому краю проведена плановая выездная проверка объекта топливно-энергетического комплекса "Газонаполнительная станция N 1" (далее - "ГНС N 1"), средней категории опасности, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Брестская, 53. Собственником объекта является ООО "Газэнергосеть Дальний Восток".
По результатам проверки составлен акт от 14.07.2023 N 810/ГК-320, в котором зафиксированы нарушения в обеспечении безопасности объекта ТЭК, в том числе части 7 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", подпунктов "б", "е" пункта 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 460, выразившиеся в не актуализации паспорта безопасности в связи с изменением параметра территории объекта (в действующем паспорте безопасности содержалась информация о протяженности объекта - 718 метров, при проверке фактическая протяженность составила 814,5 метра) и изменением инженерно-технических средств его охраны (в паспорте безопасности отсутствовала информация: об установленных противотаранных заграждениях в виде железобетонных блоков, создающих гарантированное препятствие переезду или пролому перед воротами контрольно-пропускного пункта для прохода людей, проезда автотранспорта (далее - КПП) и пожарного въезда; об оборудовании выходящих на неохраняемую территорию оконных проемов КПП защитными металлическими конструкциями (решетки из металлических прутьев); о количестве установленных по периметру объекта видеокамер (согласно паспорту безопасности - 31 штука, фактически установлено наличие 27 штук); о количестве средств радиосвязи (согласно паспорту безопасности на объекте имеется 3 штуки мобильных радиостанций типа "Аргут", фактически установлено наличие 2 штук).
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание от 14.07.2023 N 810/ГК-321, согласно которому надлежит в срок до 11.12.2023 актуализировать паспорт безопасности объекта ТЭК "ГНС N 1" (пункт 4).
На основании распоряжения от 07.12.2023 N 51-Р в период с 12.12.2023 по 14.12.2023 проведена внеплановая документарная проверка вышеуказанного объекта, основанием которой послужило истечение срока исполнения пункта 4 предписания об устранении выявленных нарушений от 14.07.2023 N 810/ГК-321.
При внеплановой документарной проверке установлен факт неисполнения пункта 4 предписания, о чем составлен акт от 14.12.2023 N 810/ГК-621.
Квалифицировав действия (бездействие) субъекта топливно-энергетического комплекса по части 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностным лицом Управления Росгвардии по Хабаровскому краю в отношении ООО "Газэнергосеть Дальний Восток" составлен протокол N 27ОГК810024587 об административном правонарушении в присутствии представителя общества.
18.12.2023 в результате рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Управления Росгвардии по Хабаровскому краю вынесено постановление N 27ОГК810024587 о привлечении ООО "Газэнергосеть Дальний Восток" к административной ответственности и назначении наказания, предусмотренного частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 223-ФЗ) войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 9 Закона N 223-ФЗ войска национальной гвардии наделены такими полномочиями как осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067 утверждены действующие на момент составления предписания и вынесения постановления о назначении наказания Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила N 1067).
Пунктом 18 Правил N 1067 предусмотрено, что предметами внеплановой проверки являются соблюдение субъектом топливно-энергетического комплекса в процессе осуществления своей деятельности требований обеспечения безопасности, выполнение предписаний органа государственного контроля (надзора), а также проведение мероприятий по предотвращению причинения или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, безопасности государства, повреждения или уничтожения имущества вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются, в том числе: истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 19 Правил N 1067).
Из пункта 53 Правил N 1067 следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны составить протокол об административном правонарушении за нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и по основаниям, которые предусмотрены КоАП РФ.
Аналогичные требования указанных выше Правил отражены и в Административном регламенте Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных приказом Росгвардии от 26.11.2020 N 466 (действовал на момент составления предписания и вынесения постановления о назначении наказания).
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 256-ФЗ целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Пунктом 14 статьи 2 Закона N 256-ФЗ установлено, что под требованиями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требованиями антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса понимаются правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Частью 1 статьи 7 Закона N 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
На основании статьи 8 Закона N 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к названному Федеральному закону (часть 1). Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (часть 2). В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации (часть 3). Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 названного Закона (часть 5). Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса подлежит актуализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 7).
В силу пункта 2 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 460 (далее - Правила N 460), под актуализацией паспорта понимается внесение изменений в паспорт в определенных настоящими Правилами случаях.
Согласно пункту 3 Правил N 460 актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении: б) общей площади и периметра территории объекта; е) компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 460, в случае актуализации паспорта по основаниям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, категория опасности объекта подлежит подтверждению (изменению) в порядке, установленном Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 459.
Материалами дела подтверждается, что должностным лицом органа государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК при проверке 14.07.2023 объекта "ГНС N 1" установлены факты нарушений ООО "Газэнергосеть Дальний Восток" в обеспечении безопасности указанного объекта ТЭК, выразившиеся в не актуализации паспорта безопасности объекта в связи с изменениями параметра территории объекта, а также инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта. В паспорте безопасности объекта ТЭК были указаны неактуальные сведения о протяженности объекта, об установленных охранных заграждениях, защитных конструкциях, о средствах видеонаблюдения и радиосвязи, что противоречило части 7 статьи 8 Закона N 256-ФЗ, подпунктов "б", "е" пункта 3 Правил N 460.
С учетом указанных обстоятельств пунктом 4 предписания от 14.07.2023 N 810/ГК-321 на ООО "Газэнергосеть Дальний Восток", как лицо, ответственное за обеспечение безопасности на объекте ТЭК "ГНС N 1", правомерно возложена обязанность по актуализации его паспорта безопасности.
При этом указанное предписание содержало четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю. Срок для устранения нарушений (до 11.12.2023) являлся исполнимым.
Однако на 14.12.2023 предписание в вышеуказанной части исполнено не было. Паспорт безопасности объекта, соответствующий требованиям части 7 статьи 8 Закона N 256-ФЗ, подпунктов "б", "е" пункта 3 Правил N 460, обществом не представлен.
Таким образом, в действиях (бездействии) лица имелись признаки события административного нарушения, предусмотренного частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оценивая довод жалобы общества об отсутствии вины, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему и своевременному исполнению требований действующего законодательства в сфере государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и недопущению совершения административного правонарушения.
Доводы о длительном согласовании акта обследования и соответственно паспорта безопасности уполномоченными органами не принимаются во внимание, поскольку срок для устранения выявленных в ходе проверки в июле 2023 года нарушений являлся разумным и достаточным для проведения процедуры актуализации паспорта объекта ТЭК. При этом чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне поля контроля общества при прохождении процедуры согласования и утверждения паспорта, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено. Проверка обоснованности отказа Управления Росгвардии по Хабаровскому краю в продлении срока устранения выявленных нарушений не входит в предмет настоящего спора.
Следовательно, вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
Факт неисполнения обществом в установленный срок пункта 4 предписания от 14.07.2023 N 810/ГК-321 подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актами проверок, письмами заявителя и ответами на них уполномоченных органов, протоколом об административном правонарушении и другими документами.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не пропущен.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку последнее было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного не имеется.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. При этом часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ содержит ограничения по ее применению к составу административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ.
Назначенное заявителю наказание по своему размеру и виду отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 АПК РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, уплаченная заявителем государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.03.2024 по делу N А73-21282/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Дальний Восток" (ОГРН 1172724006520, ИНН 2722088329) государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 14.03.2024 N 6947.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-21282/2023
Истец: ООО "Газэнергосеть Дальний Восток"
Ответчик: Управление Росгвардии по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю