г. Пермь |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А60-60899/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей: Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Татьяна",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 февраля 2024 года
по делу N А60-60899/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татьяна" (ИНН 6670489564, ОГРН 1196658085799)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
об оспаривании действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татьяна" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) о признании незаконными действий (бездействия) по отказу во внесении изменений в лесную декларацию по договору аренды лесного участка от 22.02.2023 N 1185, об обязании Министерства осуществить замену в лесной декларации квартала 109 выдела 39 на квартал 109 выдел 42.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2024 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Татьяна" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором требования удовлетворить.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что судом при вынесении решения допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. В действиях заявителя отсутствовали намерения осуществить вырубку до внесения изменений в декларацию. Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс) как основной нормативно-правовой акт, регулирующий отношения сторон, связанных с лесопользованием, не содержит запрета на замену лесного квартала/выдела при наличии заключенного договора аренды. Устанавливая порядок предоставления лесных участков в аренду, необходимость оформления лесной декларации, Кодекс не устанавливает прямых запретов и/или ограничений, связанных с невозможностью внесения изменений в лесную декларацию, а также не содержит отсылки к регулированию данного вопроса подзаконными актами, в частности, Приказом Минприроды России от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме".
Министерство с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ООО "Татьяна" и Министерством заключен договор аренды лесного участка от 22.02.2023 N 1185, согласно которому заявителю предоставлен в аренду лесной участок площадью 12 223,4 га во Вновь-Юрмытском участковом лесничестве, включая лесной квартал 109, выделы 39 и 42.
Обществом подана в электронном виде лесная декларация, в которой заявлено об использовании лесов путем сплошной рубки следующих объемов: квартал 109, выдел 39 - площадь 2300 га; выдел 42 - площадь 1,8 га.
Данная декларация возвращена Министерством в связи с превышением объема заготовки.
При повторной подаче лесной декларации на квартал 109 выдел 42 был исключен, заявлен только выдел 39. Декларация принята Министерством.
Впоследствии 14.08.2023 общество обратилось в Министерство с заявлением о проведении замены кварталов и выделов в лесной декларации, а именно замены лесного квартала 109 выдела 39 на квартал 109 выдел 42.
08.09.2023 обществом получен ответ Министерства об отказе внесения изменений в действующую лесную декларацию, что и послужило основанием для обращения в суд с заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 45 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в том числе на праве аренды таких лесных участков.
Граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов обязаны в том числе составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ, подавать ежегодно лесную декларацию в соответствии с частью 2 статьи 26 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (частью 3 статьи 26 ЛК РФ).
На основании изложенной нормы Кодекса Приказом Минприроды России от 29.04.2021 N 303 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок N 303).
Согласно пункту 2 Порядка N 303 лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка (наименование лесничества, наименование участкового лесничества, наименование урочища (при наличии), номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела); об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период (пункт 3 Порядка N 303).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка N 303 в приложении 1 к форме лесной декларации отражается в числе прочей информации таблица "Объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы"; в графах "Номер лесного квартала", "Номер лесотаксационного выдела" указываются соответственно номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов.
Пунктом 6 Порядка N 303 предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Проверка поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, предоставляемой в отношении использования лесов на землях обороны и безопасности, осуществляется уполномоченным органом в течение не более 9 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган.
Лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов после получения извещения о приеме лесной декларации.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Отклонение объема древесины, определенного при таксации лесосеки, от объема, указанного в проекте освоения лесов, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации.
Согласно пункту 7 Порядка N 308 в случае необходимости внесения изменений в лесную декларацию подается новая лесная декларация. Изменения в лесную декларацию могут вноситься неограниченное количество раз в течение декларируемого периода. Основания для внесения изменений:
1) изменение условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов;
2) внесение изменений в проект освоения лесов в соответствии с составом проекта освоения лесов, порядком его разработки и внесения в него изменений, установленными в соответствии с частью 2 статьи 88 ЛК РФ;
3) продление сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно Правилам заготовки древесины;
4) исключение отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений;
5) внесение изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.
Таким образом, как верно указывается Министерством, лесная декларация подается до начала, а не по итогам использования лесов. При этом Министерство проверяет лесную декларацию на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов и вправе отказать в приеме декларации в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка.
Исчерпывающий перечень оснований для изменения декларации предусмотрен пунктом 7 Порядка N 308. Превышение фактического объема заготовленных лесов над заявленным в данном перечне отсутствует, более того, противоречит самому смыслу подачи лесной декларации, предусмотренному статьей 26 ЛК РФ и утвержденным в соответствии с ним Порядком.
В силу подпункта 4 пункта 7 Порядка N 308 основанием для внесения изменений в лесную декларацию может являться исключение отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие, но до начала рубки лесных насаждений.
Поскольку общество к моменту подачи заявления о проведении замены кварталов и выделов в лесной декларации уже приступило к освоению лесов, Министерство правомерно отказало в принятии этих изменений.
Доводы общества сводятся к несогласию с установленным порядком подачи лесных деклараций. Между тем такой порядок установлен Приказом Минприроды России от 29.04.2021 N 303 в соответствии с требованиями части 3 статьи 26 ЛК РФ. В связи с чем доводы общества отклоняются.
Довод общества о том, что в действиях заявителя отсутствовали намерения осуществить вырубку до внесения изменений в декларацию, не имеет правового значения для существа рассматриваемого спора, не свидетельствует об ошибочности выводов суда и неверности принятого решения, его отмену не влечет.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст.270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2024 года по делу N А60-60899/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60899/2023
Истец: ООО "ТАТЬЯНА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ