г. Красноярск |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А74-2319/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" мая 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Яковенко И.В.,
судей: Инхиреевой М.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Таракановой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Топильникова Алексея Ивановича
на определение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "13" марта 2024 года по делу N А74-2319/2023,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.06.2023 в отношении Топильникова Алексея Ивановича введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Горкун А.В.
Судебное заседание по рассмотрению дела о банкротстве гражданина было назначено на 06.12.2023.
Информационное сообщение о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 17.06.2023 N 107.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.03.2024 утвержден план реструктуризации долгов, предложенный ПАО "Сбербанк России" в редакции, поступившей в арбитражный суд 28.02.2024, сроком на 60 месяцев, утвержденный собранием кредиторов 10.01.2024.
Не согласившись с данным судебным актом, Топильников Алексей Иванович (далее - заявитель) обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым ввести в отношении должника процедуру реализации долгов гражданина
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
24.10.2023 от финансового управляющего в материалы дела поступили отчет от 16.10.2023 N 22, протокол собрания кредиторов от 16.10.2023 N 1, заключение о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок должника, признаков фиктивного и/или преднамеренною банкротства, анализ финансового состояния, реестр требований кредиторов, ходатайство о признании гражданина банкротом, введении процедуры реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев, перечислении вознаграждения.
Кредиторы ПАО "Сбербанк" и АО "Тинькофф Банк", несмотря на надлежащее уведомление, участия в собрании не принимали.
К судебному заседанию 06.12.2023 от кредитора ПАО "Сбербанк" поступило ходатайство об отложении судебного заседания для проведения повторного собрания кредиторов с целью согласования проекта плана реструктуризации долгов Топильникова А.И.
Суд удовлетворил данное ходатайство и поручил финансовому управляющему повторно провести собрание кредиторов.
Финансовым управляющим 10.01.2024 проведено собрание кредиторов должника, в котором принял участие конкурсный кредитор, размер требований которого составляет 2 307 923 руб. 01 коп. Собрание кредиторов признано правомочным, так как на нем присутствовали конкурсный кредитор, обладающий 95.53% голосов от общего размера требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Собранием кредиторов приняты решения: 1. Утвердить план реструктуризации долгов гражданина Топильникова Л.И. в редакции IIAO Сбербанк.
В апелляционной жалобе должник указывает, что повторное проведение собрания кредиторов с целью согласования проекта плана реструктуризации долгов Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрено, в связи с чем обоснование кредитора в данной части было необоснованным, а проведенное финансовым управляющим собрание является не правомочным, соответственно принятое на нем решение об утверждении плана реструктуризации незаконным.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы обращает внимание, что при утверждении плана реструктуризации не было учтено мнение залогового кредитора АО "Тинькофф Банк".
От финансового управляющего в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний сообщает, что вопрос относительно рассмотрения доводов, обозначенных в апелляционной жалобе Топильникова А.И., финансовый управляющий оставляет на усмотрение суда.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 07.05.2024.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 09.04.2024, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
Таким образом, лица, участвующие в деле, и не явившиеся в судебное заседание, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ходатайства об отложении судебного разбирательства по причине невозможности явиться в судебное заседание в материалы дела не поступили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, Третий арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 и пункту 1 статьи 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 АПК РФ дела о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве, который в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников гражданского (имущественного) оборота является специальным.
В силу положений пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников, - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
В силу статьи 213.2 Закона о банкротстве в деле о банкротстве гражданина применяются процедуры реструктуризации долгов, реализации имущества, а также мировое соглашение. По общему правилу по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом в качестве первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вводится процедура реструктуризации долгов гражданина.
Под реструктуризацией долгов понимается реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину, направленная на восстановление его платежеспособности и погашение задолженности перед кредиторами (абзац семнадцатый статьи 2 Закона о банкротстве), в целях осуществления которой утверждается план реструктуризации долгов гражданина.
Процедура реструктуризации долгов гражданина позволяет определить финансовое состояние должника и его способность удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей на момент принятия заявления о признании должника банкротом.
Процедура реструктуризации долгов гражданина направлена на обеспечение баланса интересов как должника, так и его кредиторов.
На основании статей 213.12, 213.14, 213.15 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов подлежит разработке и утверждению с момента признания заявления о несостоятельности гражданина-должника обоснованным и введения в отношении него процедуры реструктуризации долгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве).
Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем пять лет. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Закона, срок реализации этого плана должен составлять не более чем три года (пункт 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 474-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Условия плана реструктуризации долгов гражданина для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших за его одобрение (абзац первый пункта 3 статьи 213.14 Закона о банкротстве).
На основании пункта 5 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина.
Как установлено судом первой инстанции, финансовым управляющим 10.01.2024 проведено собрание кредиторов должника, в котором принял участие конкурсный кредитор, размер требований которого составляет 2 307 923 руб. 01 коп.
Собрание кредиторов признано правомочным, так как на нем присутствовали конкурсный кредитор, обладающий 95,53% голосов от общего размера требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Собранием кредиторов приняты решения: 1. Утвердить план реструктуризации долгов гражданина Топильникова А.И. в редакции ПАО Сбербанк;.
Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов, в том числе о принятом на собрании кредиторов решении об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, опубликовано финансовым управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве от 11.01.2024 N 13377342.
Должник знаком с содержанием плана реструктуризации долгов, предложенного кредитором. В плане приведен график ежемесячного погашения всех требований кредиторов (известных должнику и включенных в реестр) в течение 60 месяцев по 40 270 руб. - ПАО "Сбербанк России" по 38 466 руб. 10 коп., АО "Тинькофф Банк" по 1 803 руб. 90 коп.
В плане кредитора приведены сведения о размере требований, включенных в реестр требований и указанных им в заявлении о банкротстве.
В плане реструктуризации долгов в редакции кредитора содержатся сведения о финансовом положении должника, и заложены денежные средства в размере прожиточного минимума для должника.
Сумма ежемесячного платежа в соответствии с предлагаемым планом составляет 40 270 руб.
Процент погашения требований кредиторов составит 100% от общей суммы задолженности.
Согласно п. 3.2 плана вознаграждение финансового управляющего составляет 7% (что составляет 169 130 руб. 85 коп.) от полученной кредиторами суммы и выплачивается по итогам исполнения текущего плана реструктуризации долгов.
Дата начала расчетов: 15 число месяца следующего за датой вступления в силу определения об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.
В случае существенного изменения имущественного положения должника, а именно: увольнение, смена места работы, должник обязан уведомить конкурсных кредиторов и уполномоченный орган в следующем порядке: направить уведомление заказными письмами в течении 15 дней (п. 6.2 плана).
Проанализировав представленный кредитором проект плана реструктуризации долгов, оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что поскольку доход от трудовой деятельности должника является стабильным и достаточно высоким по сравнению с предусмотренной планом реструктуризации размером ежемесячной выплаты кредиторам, указанный доход значительно превышает величину прожиточного минимума, а план реструктуризации поддержан собранием кредиторов и является, по мнению суда, исполнимым, введение в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина является преждевременным.
При этом возражения Топильникова А.И. в отношении утверждения плана реструктуризации долгов суд первой инстанции расценил как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Довод должника о том, что повторное проведение собрания кредиторов с целью согласования проекта плана реструктуризации долгов Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрено, в связи с чем проведенное финансовым управляющим собрание является не правомочным, отклоняется судом апелляционной инстанции с учётом следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о банкротстве собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Таким образом, Законом о банкротстве конкурсным кредиторам и уполномоченным органам предоставлено право инициировать при необходимости проведение собрания кредиторов.
Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (пункт 3 названной статьи).
С учётом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, Закон о банкротстве не ограничивает конкурсных кредиторов, отвечающих требованиям ст. 14 Закона о банкротстве, в количестве реализаций возможности инициирования их собрания по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе с целью согласования проекта плана реструктуризации долгов.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание, что в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что должник воспользовался правом на обжалование решения, принятого собранием кредиторов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при утверждении плана реструктуризации не было учтено мнение залогового кредитора АО "Тинькофф Банк", отклоняется судом апелляционной инстанции с учётом положений пункта 2 статьи 213.10 Закона о банкротстве, которым установлено, что после утверждения плана реструктуризации не голосовавший за него конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, обладает правом подачи в арбитражный суд ходатайства об обращении взыскания на заложенное имущество гражданина, которое может быть удовлетворено, если будет доказано, что обращение взыскания не создаст препятствия исполнению плана реструктуризации.
При этом в апелляционной жалобе должником не раскрывается, каким образом условия утвержденного судом плана реструктуризации ущемляют права залогового кредитора АО "Тинькофф Банк".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом на основании произведенной им оценки имеющихся в деле доказательств, по причине несогласия заявителя жалобы с результатами указанной оценки суда.
Между тем должник не приводит аргументов относительно добросовестности своих возражений против плана реструктуризации применительно в вопросу исполнимости такого плана с учетом дохода и потребностей самого должника и погашения требований кредиторов. В условиях достаточности дохода такие необоснованные возражения свидетельствуют о желании должника быстрее освободится от долгов и уклонится от их добросовестного погашения при наличии такой возможности.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда не свидетельствует о нарушении норм права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 марта 2024 года по делу N А74-2319/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
И.В. Яковенко |
Судьи |
М.Н. Инхиреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2319/2023
Должник: Топильников Алексей Иванович
Кредитор: АО "Тинькофф Банк", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: Алтайский районный суд Республики Хакасия, Бартновская Наталья Игоревна, Горкун Андрей Владимирович, НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО - СОЮЗ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "АЛЬЯНС УПРАВЛЯЮЩИХ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2101/2024