г. Санкт-Петербург |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А56-67209/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Геворкян Д.С., Згурской М.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Риваненковым А.И.,
при участии в судебном заседании представителя ООО "Коралл" Акаева А.А. (доверенность от 14.09.2023), представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Сотникова Н.В. (доверенность от 13.10.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3651/2024) общества с ограниченной ответственностью "Коралл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2023 по делу N А56-67209/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коралл" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коралл" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо) N 09-1247 от 15.03.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда от 22.12.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит указанное решение отменить как необоснованное и принятое с нарушением норм материального и процессуального права, вынести по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, многоквартирный дом, как вид объекта недвижимости, не может являться самостоятельным объектом налогообложения. Апеллянт отметил, что в выписках ЕГРН об объектах недвижимого имущества, находящегося в собственности Общества, указан вид жилого помещения "квартира".
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество 11.10.2022 представило в межрайонную ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу первичную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 год, регистрационный номер 1577151121.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации заявителя по налогу на имущество организаций за 2020 год подготовлен акт налоговой проверки N 09-313 от 25.01.2023, согласно которому установлено занижение налога на имущество организаций, подлежащего уплате в бюджет в размере 2 136 017 руб., в связи с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N684-96 "О налоге на имущество организаций", пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Уведомлением от 11.01.2023 N 09-249, направленным налогоплательщику по ТКС, Общество вызвано в налоговый орган 25.01.2023 для получения акта налоговой проверки N 09-313.
Согласно квитанции о приеме электронного документа уведомление от 11.01.2023 N 09-249 получено Обществом 12.01.2023.
В связи с неявкой руководителя ООО "Коралл" для вручения Акта налоговой проверки N 09-313 от 25.01.2023, Акт и приложения к нему были направлены в адрес налогоплательщика по ТКС 31.01.2023.
Согласно квитанции о приеме электронного документа Акт налоговой проверки N 09-313 от 25.01.2023 получен Обществом 01.02.2023.
Извещением N 09-781 от 07.02.2023 о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки сообщено, что оно состоится 09.03.2023
Извещение направлено в адрес Общества 07.02.2023 по ТКС.
Согласно квитанции о приеме электронного документа Извещение N 09-781 от 07.02.2023 получено налогоплательщиком 09.02.2023.
Материалы камеральной налоговой поверки налоговой декларации Общества по налогу на имущество организаций за 2020 год были рассмотрены 09.03.2023 в отсутствии надлежащим образом уведомленного налогоплательщика.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации Общества по налогу на имущество организаций за 2020 год налоговым органом принято решение от 15.03.2023 N 09-1247 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение от 15.03.2023 N 09-1247 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направлено в адрес налогоплательщика по ТКС 16.03.2023.
15.03.2023 Обществом представлено в налоговый орган ходатайство о применении обстоятельств смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Согласно квитанции о приеме электронного документа Решение от 15.03.2023 N 09-1247 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения получено Обществом 20.03.2023.
Не согласившись с фактом указанного правонарушения, Общество 30.05.2023 направило в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу через межрайонную инспекцию ФНС N 25 по Санкт-Петербургу жалобу, однако по состоянию на 07.07.2023 решение по жалобе не получено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался результатами налоговой проверки, установил, что действующим законодательством субъекта Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности, жилых помещений, к которым относятся, в том числе и квартиры.
Апелляционный суд, выслушав позиции представителей сторон, повторно исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к следующему.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, оспаривая действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц заявитель должен доказать как несоответствие, противоречие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону, так и нарушение этими актами и действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При анализе информационных ресурсов, проведенном в ходе камеральной налоговой проверки декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год, установлено, что Общество в течение отчетного периода владело восьмью объектами недвижимого имущества:
- квартира кадастровый номер 78:07:0003144:2129 по адресу 197198, Санкт-Петербург г, пр-кт Малый П.С., 30, 8. Кадастровая стоимость - 21 835 937 руб.
- квартира кадастровый номер 78:07:0003144:2126 по адресу 197198, Санкт-Петербург г, пр-кт Малый П.С., 30, 5. Кадастровая стоимость - 21 039 839 руб.
- квартира кадастровый номер 78:07:0003144:2122 по адресу 197198, Санкт-Петербург г, пр-кт Малый П.С., 30, 1. Кадастровая стоимость - 21 020 439 руб.
- квартира кадастровый номер 78:07:0003144:2125 по адресу 197198, Санкт-Петербург г, пр-кт Малый П.С., 30, 4. Кадастровая стоимость - 21 583 373 руб.
- квартира кадастровый номер 78:07:0003144:2134 по адресу 197198, Санкт-Петербург г, пр-кт Малый П.С., 30, 13. Кадастровая стоимость - 21 001 041 руб.
- квартира кадастровый номер 78:07:0003144:2132 по адресу 197198, Санкт-Петербург г, пр-кт Малый П.С, 30, 12. Кадастровая стоимость - 21 602 797 руб.
- квартира кадастровый номер 78:07:0003144:2137 по адресу 197198, Санкт-Петербург г, пр-кт Малый П.С., 30, 16. Кадастровая стоимость - 21 699 926 руб.
- квартира кадастровый номер 78:07:0003144:2133 по адресу 197198, Санкт-Петербург г, пр-кт Малый П.С., 30, 9. Кадастровая стоимость - 21 098 043 руб.
Указанное имущество зарегистрировано с видом объекта недвижимости "30200 - квартиры", а значит, не является объектами незавершенного строительства для целей налогообложения налогом на имущество организаций.
В связи с изложенным, у организации имеется обязанность по представлению налоговой декларации и уплате налога на имущество организаций за 2020 год за вышеуказанные квартиры.
В налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год Общество в разделе 3 отразило и начислило налог по одному объекту с кадастровым номером: 78:07:0003144:2134.
Из материалов дела видно, что налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации Общество по налогу на имущество организаций за 2020 год установлено занижение налога на имущество организаций, подлежащего уплате в бюджет в размере 2 136 017 руб., в связи с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 1-1. Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций", пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Возражая против позиции налогового органа, Общество указало, что в соответствии с разъяснениями ФНС России от 14.09.2022 N БС-4-21/12179 "О применении в отношении многоквартирных домов особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости" установленные для жилых помещений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ особенности определения налоговой базы по налогу не распространяются на многоквартирные дома.
Общество находится на упрощенной системе налогообложения, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций. На основании вышеизложенного ООО "Коралл" был сделан вывод, что оно не является плательщиком налога на имущество в отношении объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном жилом доме.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Налоговая база по налогу определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, жилых помещений (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 387.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 378.2 НК РФ законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации при установлении особенностей определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества вправе определить виды объектов недвижимого имущества, которые подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, жилых помещений.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Таким образом, Перечень определяется только для объектов, поименованных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, для объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в целях исчисления налога, исходя из кадастровой стоимости не требуется включение их в Перечень.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Особенности определения налоговой базы, исчисление и уплата налога на имущество организаций на территории Санкт-Петербурга установлены Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговая база по налогу как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности, жилых помещений. К которым согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 16 ЖК РФ относятся, в том числе и квартиры.
Таким образом, жилые помещения подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости. При этом дополнительные условия, в частности, фактическое использование, в данном подпункте не установлены.
В письме ФНС России от 14.09.2022 N БС-4-21/12179, на которое ссылается налогоплательщик в обоснование своей позиции, отмечено, что установленные для жилых помещений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ особенности определения налоговой базы по налогу не распространяются на многоквартирные дома.
Однако, как верно указано в обжалуемом решении суда, объектами недвижимости, в отношении которых согласно Решению налогового органа от 15.03.2023 N 09-1247 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, заявителю доначислен налог на имущество организаций, являются квартиры, а не многоквартирные дома.
С учетом изложенного, довод Заявителя о том, что указанные нормы устанавливают особенности определения налоговой базы только для объектов недвижимости, расположенных на участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и не распространяется на многоквартирные дома, отклонен как основанный на неверном толковании норм материального права.
Вывод о необходимости исчисления налога в отношении спорных квартир согласуется с выводами, изложенными в письме ФНС России от 01.03.2021 N БС-4-21/2519.
Таким образом, налог на имущество организаций за 2020 год по объектам недвижимости, принадлежащим Обществу, и имеющим кадастровые номера 78:07:0003144:2134; 78:07:0003144:2129; 78:07:0003144:2126; 78:07:0003144:2122; 78:07:0003144:2125; 78:07:0003144:2132; 78:07:0003144:2137; 78:07:0003144:2133, подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
При указанных обстоятельствах заявленные требования Общества правомерно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные и не основанные на законе.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
С учетом изложенного, обжалуемое решение как законное и обоснованное отмене по доводам апелляционной жалобы заявителя не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2023 по делу N А56-67209/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Коралл" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67209/2023
Истец: ООО "Коралл"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу