г. Владивосток |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А51-16086/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Столповской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛТ Агро Трейд",
апелляционное производство N 05АП-2039/2024
на решение от 29.02.2024
судьи А.А.Фокиной
по делу N А51-16086/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛТ Агро Трейд" (ИНН 2540248472, ОГРН 1182536042809)
к Дальневосточной электронной таможне (ИНН 2502062244, ОГРН 1202500010624), Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании незаконным решения от 21.08.2023 по результатам таможенного контроля N 10720000/011/210823/000005 (по ДТ N 10720010/010922/3064266), о признании недействительным уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25.08.2023 N10702000/У2023/0006208,
при участии:
от Дальневосточной электронной таможни - представитель А.Р. Халитова по доверенности от 21.12.2023, сроком действия на один год, служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0542),
от общества с ограниченной ответственностью "ЛТ АГРО ТРЕЙД" - представитель Р.А. Куксова по доверенности от 04.09.2023, сроком действия до 31.12.2024, паспорт, свидетельство о заключении брака, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2065),
от Владивостокской таможни - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛТ Агро Трейд" (далее - заявитель, общество, ООО "ЛТ Агро Трейд") обратилось в арбитражный суд Приморского края с требованием о признании незаконными решения Дальневосточной электронной таможни (далее - таможенный орган, таможня, ДВЭТ) от 21.08.2023 по результатам таможенного контроля N 10720000/011/210823/000005 по ДТ N 10720010/010922/3064266 и уведомления Владивостокской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25.08.2023 N10702000/У2023/0006208.
Решением суда от 29.02.2024 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 29.02.2024, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "ЛТ Агро Трейд". В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на неверный вывод суда первой инстанции о возможности применения ООО "ЛТ Агро Трейд" особенностей таможенного декларирования, установленных статьей 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акту Российской Федерации" (временное периодическое таможенное декларирование). Ссылаясь на положения части 7 стать 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статьи 102 Закона N289-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1075 "Об утверждении категорий товаров, в отношении которых не применяются предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование" (далее - Постановление N 1075), настаивает, что допускается декларирование товаров не в месте их убытия за пределы таможенной территории, что предполагает перевозку товаров в место убытия в течение какого-то времени. При этом если в отношении товаров не установлено требование о помещении их под таможенную процедуру таможенного транзита, то срок, в течение которого они должны быть доставлены в место убытия, не ограничивается (абзац второй подпункта I пункта 2 статьи 142 ТК ЕАЭС, Решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2012 N413). По мнению апеллянта, сама по себе подача таможенных деклараций с фактическим вывозом товара на экспорт через длительный срок таможенным законодательством формально не запрещена.
Также апеллянт считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что задекларированный товар не мог быть предъявлен таможенному органу для осуществления таможенного контроля. В рассматриваемой ситуации после подачи ДТ таможенный орган не потребовал предъявить товар для осмотра или досмотра, не выявил нарушения иных условий выпуска и осуществил выпуск товара 01.09.2022. После выпуска, товары являются помещенными под таможенную процедуру экспорта. По мнению апеллянта, решение ДВЭТ от 21.08.2023 N 10720000/011/210823/000005 о довзыскании вывозной таможенной пошлины по таможенной декларации N 10720010/010922/3064266 принято таможенным органом в отсутствие каких-либо доказательств. Ни Порядок N 257, ни ТК ЕАЭС не содержит прямых требований и положений, указывающих на обязанность декларанта при регистрации ДТ разместить товар на транспортных средства при декларировании товара не в месте убытия. По спорной ДТ отгрузка товаров происходила одновременно по одному поручению на отгрузку экспортных товаров. Заявителем было получено одно разрешение таможенного органа. Товар был сдан перевозчику, осуществляющему международную перевозку одновременно, что подтверждается материалами проверки таможенного органа. Таким образом, товарная партия была сформирована в месте нахождения товара согласно гр. 30 ДТ, в дальнейшем этот товар был перемещен одновременно в порт и погружен морское судно международному перевозчику.
Также выражает несогласие с начислением пени.
Владивостокская таможня, ДВЭТ по мотивам, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Владивостокская таможня, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
01.09.2022 ООО "ЛТ Агро Трейд" на Дальневосточный таможенный пост (центр электронного декларирования) ДВЭТ подана декларация на товары N 10720010/010922/3064266 (далее - спорная ДТ) в целях помещения под таможенную процедуру экспорта товара N 1 - "соя продовольственная, урожай 2022 года, общее количество 5 000 000 кг, предназначена для пищевых целей, не семенная, ГОСТ 17109- 88, регион производства - Приморский край, Россия, поставляется насыпью", код ТН ВЭД ЕАЭС 1201900000.
01.09.2022 в отношении задекларированных товаров по спорной ДТ таможней принято решение о выпуске в соответствии с заявленной процедурой экспорта. Согласно информации, содержащейся в Комплексе программных средств "Система контроля фактического вывоза товаров", товар, задекларированный в спорной ДТ, фактически вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) 06.03.2023 в количестве 4 790 000 кг.
27.07.2023 ДВЭТ в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС, статьей 225 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении ООО "ЛТ Агро Трейд" по ряду деклараций на товары, в том числе и спорной ДТ, после выпуска товаров, по результатам которой составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 27.07.2023 N 10720000/011/270723/А0135.
Согласно акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможней выявлено нарушение ООО "ЛТ Агро Трейд" статей 106, 108 ТК ЕАЭС, выразившихся в том, что общество не указало транспортные средства, на которых товары перевозились по таможенной территории Союза, а также представило не в полном объеме запрашиваемые товарно-транспортные накладные, что является нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
На основании пункта 2 статьи 6 ТК ЕАЭС таможней принято решение от 21.08.2023 N 10720000/011/210823/000005, которым доначислена вывозная таможенная пошлина по спорной ДТ в сумме 36 144 956,80 руб.
На основании статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ за период с 07.03.2023 по 25.08.2023 исчислен размер пеней в общей сумме 1 366 982,19 руб. и Владивостокской таможней в адрес декларанта ООО "ЛТ Агро Трейд" выставлено уведомление от 25.08.2023 N 10702000/У2023/0006208 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин на общую сумму 37 511 938,99 руб.
Не согласившись с решением таможенного органа от 21.08.2023 по результатам таможенного контроля N 10720000/011/210823/000005 и уведомлением от 25.08.2023 N10702000/У2023/0006208, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта несоблюдения обществом порядка заполнения ДТ с учетом требований статьи 115 ТК ЕАЭС, в связи с чем, пришел к выводу о законности оспариваемых решения и уведомления.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу декларанта - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 ТК ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных этим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с названным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с указанным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Кроме того, пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС определена возможность устанавливать особенности таможенного декларирования, отличные от особенностей, установленных ТК ЕАЭС, законодательством государств-членов ЕАЭС, в том числе в случае, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования.
Статьей 106 ТК ЕАЭС определен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся:
документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае его отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
транспортные (перевозочные) документы;
документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, меры защиты внутреннего рынка;
документы о происхождении товаров;
документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) обеспечения исполнения обязанности по их уплате;
документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей;
документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости;
документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры
Согласно пункту 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ, должны быть у декларанта на момент подачи ДТ, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи ДТ.
Пунктом 7 статьи 104 ТК ЕАЭС закреплено следующее:
- особенности таможенного декларирования в случае, если декларант не располагает на момент подачи декларации на товары точными сведениями, необходимыми для заявления в такой декларации на товары (далее - неполное таможенное декларирование), определяются статьей 115 ТК ЕАЭС, которые применяется, в том числе, при вывозе товаров (в соответствии с пунктом 2 статьи 115 ТК ЕАЭС: при неполном таможенном декларировании могут не указываться сведения: о получателе товаров; о стране назначения товаров и (или) торгующей стране; о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров; об упаковках товаров);
- особенности таможенного декларирования в случае, если лицо осуществляет перемещение через таможенную границу Союза товаров двумя или более партиями на одних и тех же условиях в течение периода поставки (далее - периодическое таможенное декларирование), определяются статьёй 116 ТК ЕАЭС, которые применяется, в том числе, при вывозе товаров (в соответствии с пунктом 5 статьи 116 ТК ЕАЭС при периодическом таможенном декларировании могут не указываться сведения: о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары, кроме сведений о виде транспорта, которым будут перевозиться товары; об отдельных документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; иные сведения, определяемые Комиссией в зависимости от категорий товаров и вида транспорта, которым они перевозятся).
Кроме того, пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС определена возможность устанавливать особенности таможенного декларирования, отличные от особенностей, установленных ТК ЕАЭС, законодательством государств-членов ЕАЭС, в том числе в случае, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования.
Статьей 102 Федерального закона N 289-ФЗ установлены особенности временного периодического таможенного декларирования. Согласно части 1 указанной статьи при вывозе с таможенной территории Союза товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1075 "Об утверждении категорий товаров, в отношении которых не применяются предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование" в отношении товара "соевые бобы, дробленые или недробленые" (код ТН ВЭД ЕАЭС - 1201) неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование не применяются.
Следовательно, по верному суждению суда первой инстанции, в отношении товара "соя продовольственная" (код ТНВЭД ЕАЭС - 1201 900 00) могли быть применены особенности таможенного декларирования, установленные статьёй 102 Законом N 289-ФЗ (временное периодическое таможенное декларирование).
При этом довод апелляционной жалобы о том, что в отношении товара "соевые бобы" (код ТНВЭД ЕАЭС - 1005900000) не могли быть применены особенности таможенного декларирования, установленные статьёй 102 Федерального закона N 289-ФЗ, судебной коллегией отклоняется, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения спора.
Как следует из материалов дела, 01.09.2022 ООО "ЛТ Агро Трейд" подало декларацию на товары N 10720010/010922/3064266 на товар - "соя продовольственная, урожай 2022 года, общее количество 5 000 000 кг, предназначена для пищевых целей, не семенная, ГОСТ 17109- 88, регион производства - Приморский край, Россия, поставляется насыпью", код ТН ВЭД ЕАЭС 1201 900 000, в целях помещения под таможенную процедуру экспорта. По ДТ уплачены таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в сумме 30 000 руб.
Фактически товар, задекларированный по указанной ДТ, вывезен с территории Союза 06.03.2023 в количестве 4 790 000 кг.
При этом поданная ООО "ЛТ Агро Трейд" спорная ДТ не включает в себя особенности таможенного декларирования товаров согласно статьям 115 и 116 ТК ЕАЭС, статьей 102 Закона N 289-ФЗ, что подтверждается отсутствием сведений в графе 7 "Справочный номер", следовательно, декларант на момент подачи ДТ должен обладать всеми необходимыми сведениями и документами для указания их в таможенной декларации, в том числе транспортными документами и сведениями о транспортных средствах внутри страны (в местах погрузки).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в декларации на товары, указанным в статье 108 ТК ЕАЭС, помимо прочего, относятся транспортные (перевозочные) документы, под которыми понимаются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы) (подпункт 48 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза (пункт 5 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В развитие указанных законоположений Комиссией Таможенного союза принято решение от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (далее - Порядок N 257), определяющее, в том числе, порядок заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории.
Согласно пункту 2 раздела I Общие положения порядка заполнения декларации на товары в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящим Порядком, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
Для целей названного Порядка как одна товарная партия рассматриваются: при вывозе товаров с таможенной территории - товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней сделке, либо без совершения какой-либо сделки (абзац 4 пункта 2 Порядка N 257).
Раздел X.4. Порядка N 257 устанавливает особенности заполнения ДТ при временном периодическом декларировании товаров в Российской Федерации в случае, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для декларирования
В частности, согласно пунктам 41.19, 41.20 Порядка N 257 во временной ДТ не заполняются графы 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование", 18 "Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии", 21 "Идентификация и страна регистрации активного транспортного средства на границе", 25 "Вид транспорта на границе", 29 "Орган въезда/выезда", 30 "Местонахождение товаров", сведения о производителе (изготовителе) товара в графе 31 "Грузовые места и описание товаров".
Как отмечено судом ранее, товар задекларирован в упомянутой ДТ без применения особенностей таможенного декларирования, предусмотренных статьями 115, 116 ТК ЕАЭС, статьи 102 Закона N 289-ФЗ.
Общий порядок декларирования товаров в силу положений пп. 2 п. 1, п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС предусматривает наличие у декларанта, в том числе транспортных (перевозочных) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, на момент подачи таможенной декларации.
Для целей таможенного декларирования вывозимых с таможенной территории Положения статей 104, 109, 139, 140 ТК ЕАЭС не содержат указаний на возможность отгрузки помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров в течение определённого периода времени, следовательно, с учётом положений абзаца 4 пункта 2 Порядка N 257 при вывозе с таможенной территории Союза таких товаров и оформления ДТ в целях применения вышеуказанных положений ТК ЕАЭС товары одной товарной партии должны быть отгружены одновременно.
ТК ЕАЭС определяет действия по отгрузке товаров только в подпункте 2 пункта 2 статьи 116 ТК ЕАЭС, согласно которой отгрузка товаров, представляет собой сдачу товара перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку товаров, либо первому перевозчику при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях вывоза товаров с таможенной территории Союза.
Как следует из положений статьи 5 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее - Конвенция) количество накладных должно соответствовать количеству используемых автомобилей или количеству подлежащих перевозке разных грузов или партий грузов. При этом накладная согласно статей 4, 9 Конвенции является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом и принятие груза перевозчиком.
Таким образом, поскольку осуществление нескольких отгрузок товара в течение определённого периода времени в случае применения общего порядка таможенного декларирования правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрено, задекларированный в упомянутой ДТ товар, должен быть отгружен (передан перевозчику, экспедитору) в транспортные средства одновременно, что исключает повторное использование данных транспортных средств для перевозки оставшейся части задекларированного в указанной ДТ товара в иной период, а также использование транспортных средств, отличных от указанных в ДТ (графа 18), для транспортировки товара от места их нахождения (декларирования) до места убытия за пределы таможенной территории.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 18 Порядка N 257 в графе 18 "Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии" ДТ указываются сведения о транспортных средствах, на которые погружены товары с целью их транспортировки до места убытия за пределы таможенной территории. При этом графа 18 ДТ заполняется, если декларирование товаров производится не в месте их убытия за пределы таможенной территории.
Таким образом, в случае перевозки товаров от места нахождения товаров до места убытия (с перегрузом на иное транспортные средство в месте убытия или без такового) указанная графа подлежит заполнению (за исключением случаев декларирования товаров путем подачи неполной, периодической, временной ДТ на товары, перевозимые железнодорожным транспортом).
Согласно подпункту 11 пункта 18 Порядка N 257 в графе 21 "Идентификация и страна регистрации активного транспортного средства на границе" указываются сведения о транспортных средствах, на которых находятся (будут находиться) декларируемые товары при убытии с таможенной территории. Если при убытии товаров с таможенной территории будут производиться их перегрузка (перевалка) на другое транспортное средство и декларант не может представить необходимые сведения о вышеназванных транспортных средствах (с документальным подтверждением), в графе указывается наименование вида (видов) транспорта, на котором будут находиться товары в месте их убытия с таможенной территории.
В соответствии с пунктом 17, подпунктами 25, 26 пункта 15 Порядка N 257 в графах 25 "Вид транспорта на границе", 26 "Вид транспорта внутри страны" ДТ указывается код вида транспортного средства, в соответствии с классификатором видов транспорта и транспортировки товаров.
В соответствии с пунктом 18, подпунктом 42 пункта 15 Порядка N 257 в графе 44 "Дополнительная информация/представленные документы" указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающие заявленные сведения о каждом товаре
Как следует из материалов дела, в ДТ N 10720010/010922/3064266 в графах 18, 26 указан морской вид транспорта (морской транспорт).
Учитывая объем декларируемого товара (5 000 000 кг) и одновременно поданное количество ДТ по адресу: Приморский край, с. Михайловка, ул. Паровозная 33А отсутствуют складские помещения для хранения такого количества товара, тем более что данный товар на момент подачи ДТ должен быть погружен на транспортные средства с целью его транспортировки до места убытия за пределы таможенной территории. Следовательно, задекларированный по указанной ДТ товар не мог быть предъявлен таможенному органу для осуществления таможенного контроля.
Из пояснений ООО "ЛТ Агро Трейд" также следует, что на момент выпуска ДТ товар на транспортных средствах не находился, т.е. не был принят перевозчиком, что является нарушением Порядка N 257.
На предложения суда первой инстанции документально подтвердить наличие спорного товара на момент подачи ДТ и место его нахождения (на складе в с. Михайловка по ул. Паровозная, 33А, на транспортных средствах автомобильной перевозки, на морском судне и т.п.), документы об этих обстоятельствах в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлены.
Исходя из сведений, заявленных в ДТ, перевозка вывозимого товара по территории Евразийского экономического союза иными видами транспорта, кроме водного (морского), не предусматривается, что предполагает нахождение декларируемого товара на территории морских, речных (озерных) портов. Вместе с тем, в графе 30 "Местонахождение товаров" ДТ указаны сведения, что товар находится в с. Михайловка, ул. Паровозная, д. 33А, в регионе деятельности Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни. При этом в регионе деятельности Уссурийского таможенного поста отсутствуют речные/морские пункты пропуска (морские, речные (озерные) порты).
На основании изложенного следует, что в графе 18 вышеуказанной ДТ, не может быть заявлено речное/морское транспортное средство, а также данная графа не может быть не заполненной.
Исходя из вышеуказанного, в графе 26 "Вид транспорта внутри страны" ДТ, подлежащей заполнению, должен быть указан код "30" (автомобильный транспорт) или "20" (железнодорожный транспорт). При этом указание в графе 26 ДТ нескольких видов транспорта Порядком N 257 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 18, подпунктом 42 пункта 15 Порядка N 257 в графе 44 "Дополнительная информация/представленные документы" указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре.
Следовательно, при подаче ДТ ООО "ЛТ Агро Трейд" обязано было представить транспортные накладные, подтверждающие приёмку товара перевозчиком и перевозку товаров в место их убытия с таможенной территории.
Оценивая представленный ООО "Морской порт в бухте Троицы" пакет ТТН, суд установил, что в отношении спорной ДТ по запросу таможни были представлены: поручение на отгрузку, акт погрузки, коносамент, 171 ТТН (датированы, начиная с 27.02.2023); объём загрузки сои в каждую машину - от 26 тн до 31 тн; грузоотправители и места погрузки.
Согласно представленным в рамках проверки документов и сведений после выпуска товарно-транспортным накладным товар, убывший с таможенной территории ЕАЭС по ДТ N 10720010/010922/3064266, отгружался в место убытия в соответствии с товарно-транспортными накладными, оформленными после даты выпуска товаров, разными отправителями и не только из места нахождения, указанного в графе 30 "Местонахождение товаров" ДТ N 10720010/010922/3064266, но и из пунктов погрузки, находящихся по различным адресам:
Приморский край, Михайловский район, с. Михайловка, ул. Лесная, д. 2 грузоотправителем ООО "Русагро-Приморье";
Приморский край, г. Уссурийск, п. Тимирязевский, Михайловске шоссе, д. 48 грузоотправителем ООО "Легендагро Логистика";
Приморский край, м.о Ханкайский, с. Камень-Рыболов, ул. Беговая, д. 4а грузоотправителем ИП Глава К(Ф)Х Букарева Ольга Николаевна;
Приморский край, Михайловский район, с. Михайловка, ул. Паровозная 33а грузоотправителем ООО "Легендагро Терминал М".
При этом из положений пункта 2 Порядка N 257 следует, что отправитель товаров, образующих одну товарную партию и заявленных в одной ДТ, должен быть один, а отгрузка товаров, то есть передача первому перевозчику (подпункт 2 пункта 2 статьи 116 ТК ЕАЭС), - одновременной.
Указанное, по верному суждению суда первой инстанции, подтверждает недостоверность сведений граф 18, 21, 30 спорной ДТ, а также то обстоятельство, что на дату выпуска - 01.09.2022 - товар отсутствовал в распоряжении декларанта и не был идентифицирован в качестве таможенной партии.
Таким образом, сведения заявленные в указанной ДТ документально не подтверждены.
При этом помещение товаров под таможенную процедуру экспорта без особенностей таможенного декларирования в случае, когда у декларанта отсутствует на момент подачи ДТ сформированная товарная партия, правом Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрено.
Согласно пунктам 2, 8 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС до их фактического вывоза.
Согласно пункту 2 статьи 310 Кодекса таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определённых Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Объектами таможенного контроля являются товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьёй 14 Кодекса (статья 311 ТК ЕАЭС).
По общему правилу, закреплённому в ст. 106, 108 ТК ЕАЭС, сведения о товарах, транспортных средствах, их количестве, о сделке с товарами и её условиях должны быть документально подтверждены.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ТК ЕАЭС разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории ЕАЭС, а также замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершается соответствующая операция, а в случае, если такие операции в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки могут быть совершены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не были наложены, - после уведомления таможенного органа в электронной или письменной форме.
Согласно пункту 5 статьи 95 ТК ЕАЭС под транспортным средством международной перевозки понимается также транспортное средство, на котором товары перевозятся по таможенной территории Союза в пределах таможенной территории Союза.
В целях фактического перемещения товаров через таможенную границу Союза (убытия) необходимо представить документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории Союза. Таким документом, в рассматриваемом случае, будет являться декларация на товары (статья 92 ТК ЕАЭС).
При таких обстоятельствах (отсутствие на момент декларирования товарной партии, объекта таможенного контроля, документального подтверждения сведений, заявленных в ДТ) соевые бобы, вывозимые по рассматриваемой ДТ, фактически не задекларированы и, как следствие, ДТ N 10720010/010922/3064266 не может являться основанием для убытия с таможенной территории Союза в соответствии со статьёй 92 ТК ЕАЭС.
Необходимым условием помещения товара под любую, из предусмотренных ТК ЕАЭС, таможенную процедуру является декларирование товара с соблюдением установленных требований (п. 1 ст. 104, п.п. 3, 5 ст. 105, п. 2 ст. 127, п. 2 ст. 128 ТК ЕАЭС, Порядок N 257).
Следовательно, в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС соблюдение условий помещения под таможенную процедуру, включая декларирование товара, является необходимым требованием для выпуска товара. При этом проверка соблюдения предусмотренных для конкретного вида таможенной процедуры специальных условий (ст. 140 ТК ЕАЭС для таможенной процедуры экспорта) проводится с учётом обязательной проверки соблюдения общих, предусмотренных статьёй 118 ТК ЕАЭС условий выпуска товаров, включая требования к заполнению и подаче декларации на товары и документального подтверждения заявленных в ней сведений.
Достоверные, документально подтверждённые сведения, указываемые декларантом в графах 2 "Отправитель/Экспортер", 8 "Получатель", 18 "Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии", 26 "Вид транспорта внутри страны", 21 "Идентификация и страна регистрации активного транспортного средства на границе", 25 "Вид транспорта на границе", 30 "Местонахождение товаров" с учётом сведений, заявленных в графе 44 "Дополнительная информация/Представленные документы" о транспортных документах и внешнеторговом договоре, являются признаками, определяющими товарную партию в таможенном отношении, то есть как объект таможенного контроля, в отношении которого таможенный орган декларирования проводит проверку соблюдения условий помещения под таможенную процедуру.
Несоблюдение ООО "ЛТ Агро Трейд" требований пункта 2 Порядка N 257 к декларированию товарной партии, подпункта 9 пункта 18, подпункта 26 пункта 15, пункта 17 Порядка N 257, пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС к заполнению граф 18 и 26, пункта 1, 3 статьи 108 ТК ЕАЭС к документальному подтверждению заявленных в ДТ сведений свидетельствует о нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, что является в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС основанием для отказа в выпуске товаров по рассматриваемой ДТ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 ТК ЕАЭС в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов ЕАЭС в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС.
Таким образом, с учётом положений Порядка N 257, положений статей 104, 105, 106, 108, 118, 127, 128 ТК ЕАЭС, статьи 6 ТК ЕАЭС, в отношении товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10720010/010922/3064266 (вывезены 06.03.2023 в количестве 4 790 000 кг) подлежат применению ставки таможенных пошлин, действовавшие на момент пересечения товаром таможенной границы ЕАЭС.
На дату фактического вывоза товара по вышеуказанной ДТ 06.03.2023 действовала ставка вывозной таможенной пошлины в размере 20 %, но не менее 100 долларов США за 1000 кг.
В соответствии с заключением ОКТС таможенная стоимость товара по ДТ N 10720010/010922/3064266 с учетом фактически вывезенного товара составляет 167 192 367,60 руб.
Таким образом, в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10720010/010922/3064266 и фактически вывезенного 06.03.2023, необходимо применить ставку вывозной таможенной пошлины в размере 20 %, но не менее 100 долларов США за 1000 кг.
Расчет сумм вывозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в связи с возникшей обязанностью по уплате таможенных платежей при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС судом проверен и признан правильным.
На основании вышеизложенного, в связи с возникшей обязанностью у декларанта ООО "ЛТ Агро Трейд" по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10720010/010922/3064266 и фактически вывезенного 06.03.2023, у таможни возникла обязанность исчислить вывозную таможенную пошлину и принять меры по взысканию неуплаченной вывозной таможенной пошлины.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 ТК ЕАЭС сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
С учетом изложенного судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что решение от 21.08.2023 по результатам таможенного контроля N 10720000/011/210823/000005 (по ДТ N 10720010/010922/3064266) было принято таможенным органом в нарушение действующего законодательства.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании уплачиваются пени (часть 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате.
Согласно части 8 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена.
Следовательно размер пени за товар, задекларированный в спорной ДТ, за период с 07.03.2023 по 25.08.2023 составляет 1366982,19 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных компенсационных пошлин, платежей, специальных, антидемпинговых, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с частями 3-5 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ формат и структура уведомления (уточнения к уведомлению) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Уведомление (уточнение к уведомлению) в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную обязанность, через личный кабинет.
Из материалов дела усматривается, что таможенный контроль соблюдения обществом требований таможенного законодательства по вопросу достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости товаров, задекларированных в спорных ДТ, был произведен в форме таможенной проверки, результаты которой были оформлены соответствующим актом и решением по результатам таможенного контроля. На основании указанных документов Владивостокской таможней было выставлено уведомление от 25.08.2023 N 10702000/У2023/0006208 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В этой связи, учитывая, что названное уведомление от 25.08.2023 N 10702000/У2023/0006208 носит производный характер от результатов таможенного контроля, законность и обоснованность которых нашла подтверждение материалами дела, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда о том, что у таможенного органа имелись правовые основания для выставления оспариваемого уведомления.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые решение ДВЭТ от 21.08.2023 по результатам таможенного контроля N 10720000/011/210823/000005 и уведомление от 25.08.2023 не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Поскольку апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а заявителю при ее подаче на основании определения Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, то на основании статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ООО "ЛТ Агро Трейд" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1 500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.02.2024 по делу N А51-16086/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛТ Агро Трейд" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16086/2023
Истец: ООО "ЛТ АГРО ТРЕЙД"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ, ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ