г. Москва |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А41-24835/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - АО "Ютэйр-вертолетные услуги" - Прохорова О.Н. по доверенности от 12.02.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица по делу - Шереметьевской таможни - Зенкина Е.Н. по доверенности от 09.01.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 по делу N А41-24835/22 по заявлению АО "Ютэйр-вертолетные услуги" к Шереметьевской таможне о признании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ютэйр-вертолетные услуги" (далее - заявитель, общество, АО "Ютэйр-вертолетные услуги") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании недействительным решения от 01.06.2021 N РКТ-10005030-21/000412.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Шереметьевская таможня не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель Шереметьевской таможни в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель АО "Ютэйр-вертолетные услуги" в своем выступлении возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" (Декларант) на авиационный таможенный пост (ЦЭД) Шереметьевской таможни подана декларация на товары N 10005030/280521/0251955 (далее - ДТ).
В качестве товара N 1 в ДТ N 10005030/280521/0251955 Декларантом заявлен "двигатель турбовинтовой ТВ3-117ВМ серия 02 N7087882402243, б/у, предназначен для создания крутящего момента, мощностью 1618 квт, б/у, снят с гражданского вертолета Ми8МТВ-1, ввезен для ремонта и восстановления ресурса: "двигатель турбовинтовой ТВ3- 117ВМ серия 02 производитель ПАО "МОТОР СИЧ" Товарный знак отсутствует, Серийный номер:7087882402243 количество 1 шт.".
Товар классифицирован обществом по коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8411 22 200 8 (двигатели турбовинтовые).
В рамках проведения таможенного контроля до выпуска товаров таможенный орган, не согласившись с заявленным декларантом кодом ТН ВЭД ЕАЭС, вынес решение о классификации товара в соответствии с Единой ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10005030-21/000412 от 01.06.2021, переклассифицировав ранее заявленный обществом код на 8411 81 000 8 (газовые турбины прочие).
Не согласившись с решением Шереметьевской таможни от 01.06.2021 N РКТ10005030-21/000412, заявитель обратился с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно п. (Б) Пояснений к товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС в редакции Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 N 12 турбовинтовые двигатели - это двигатели.сходны с турбореактивными, за исключением еще одной турбины, расположенной за турбиной компрессора и соединенной с обычным воздушным винтом, подобным тем, которые имеются на поршневых авиационных двигателях. Эту дополнительную турбину иногда называют "свободной турбиной", так как она механически не соединена с валом компрессора и валом турбины компрессора.
Таким образом, основная масса горячего сжатого газа, покидающего турбину компрессора, посредством свободной турбины увеличивает мощность вала, что отличает турбовинтовые двигатели от турбореактивных, где газ подается непосредственно в сопло.
В некоторых случаях газы из свободной турбины могут поступать непосредственно в сопло для обеспечения дополнительной реактивной силы и способствования работе воздушного винта.
При таких условиях, главным признаком турбовинтового двигателя и главным его отличием от турбореактивного двигателя является свободная турбина, мощность которой обеспечивает работу воздушного винта.
Судом первой инстанции по делу установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
При классификации данного товара рассматривались следующие спорные подсубпозиции:
- код, указанный заявителем в графе 33 спорной ДТ, - 8411 22 200 8 ТН ВЭД ЕАЭС - "двигатели турбовинтовые" (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%)
- код, указанный таможней в оспариваемом решении, - 8411 81 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС "газовые турбины прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 7,5%).
Общество с целью проведения ремонта осуществило ввоз товара: двигатель турбовинтовой ТВЗ-117ВМ серия 02 N 7087882402243, б/у, серийный номер:7087882402243, количество 1 шт.
Согласно карты данных сертификата типа от 24.06.1993 N 34-Д и карты данных сертификата типа FATA-01045E, авиационный двигатель ТВЗ-117ВМ серия 2 это турбовальный двигатель со свободной турбиной состоит из 12-ступенчатого компрессора с поворотными лопатками входного направляющего аппарата и направляющих аппаратов 1, 2, 3 и 4 ступеней, кольцевой камеры сгорания. Ротор компрессора приводится во вращение осевой двухступенчатой турбиной. Свободная турбина - осевая, двухступенчатая. Турбина компрессора и свободная турбина связаны между собой только газодинамической связью. Система автоматического регулирования состоит из электронного и гидромеханического регуляторов.
Двигатель ТВЗ-117ВМ серия 2 предназначен для установки на вертолет. Двигатель авиационный турбовинтовой ТВЗ-117ВМ серия 02 используется в составе силовой установки вертолетов МИ-8МТВ и МИ-8АМТ, предназначен для создания движущей силы вертолета, что следует из аттестата о годности вертолета МИ-8АМТ к эксплуатации от 26.11.1993, аттестата о годности вертолета МИ-8МТВ к эксплуатации от 17.07.1991, руководства по технической эксплуатации 078.00.5700.
Аналогичное целевое назначение авиационных двигателей ТВЗ-117ВМ серия 02 с серийным номером 7087882402081 также подтверждено письмом Минпромторга России от 16.06.2021 N 49840/18.
Кроме того, в рамках рассмотрения аналогичного спора по делу N А41-24837/22 была назначена судебно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ФАУ "Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова", отмечено, что двигатель ТВЗ-117ВМ и его модификации (в том числе двигатель ТВЗ-117ВМ серия 02) относятся к типу газотурбинных турбовальных двигателей со свободной турбиной, а также сделан вывод, что исследуемый двигатель семейства ТВЗ-117, исходя из конструктивной схемы, является турбовальным двигателем со свободной турбиной и может быть отнесен к турбовинтовым двигателям в понятии, определенной ТН ВЭД ЕАЭС, в состав которого в том числе входит: реактивное сопло и винт, который не может использоваться в иных отраслях промышленности, кроме авиационной отрасли без изменения конструкции и модификации.
Из вышеизложенного следует что, суд первой инстанции, признавая необоснованным решением таможенного органа о классификации товара по коду 8411 81 000 8 ТН ВЭД "газовые турбины прочие" исходил из характеристик и свойств товара с учетом пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС из которых прямо следует, что к товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС к прочим газовым турбинам в частности относятся промышленные газотурбинные установки, которые либо специально предназначены для промышленного использования, либо приспособлены для использования турбореактивных или турбовинтовых двигателях в целях, отличных от создания движущей силы самолетов (п. "В" Пояснений к товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС).
К данной категории относятся также другие газовые турбины, не имеющие камеры сгорания и состоящие из статора и ротора. Они используют энергию газов, поступающих из других машин и устройств (например, газогенераторы, дизели, генераторы со свободным поршнем), и сжатого воздуха или газов от прочих газовых турбин.
При этом, из п. "Б" Пояснений к товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС явно усматривается главный признак турбовинтового двигателя и его отличие от турбореактивного двигателя, которым является свободная турбина мощность которой обеспечивает работу воздушного винта, а не винт и (или) редуктор сами по себе. Ни редуктор, ни воздушный винт не являются составной частью турбовинтового двигателя и такие элементы не поименованы в технической документации, ни в сертификате типа двигателя.
Исходя из конструктивной схемы двигатель семейства ТВЗ-117 является турбовальным двигателем со свободной турбиной, который может быть отнесен к турбовинтовым двигателям в случае его использования для создания движущей силы вертолета.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что турбовальный двигатель ТВЗ-117ВМ серия 2 подлежит классификации по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8411 222 008, так как функционально, по своим конструктивным особенностям и принципу действия относится к турбовинтовым двигателям и не может классифицироваться в коде прочих газовых турбин (код ТН ВЭД ЕАЭС 8411810008), является законодательно обоснованным и подтвержденным исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости при правильном применении ОПИ и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом Шереметьевской таможней в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о недостоверности заключений экспертов от 19.06.2019 N 12407004/0020154 и от 11.01.2023 ФАУ "Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова", которые исключали бы их использование в качестве допустимых доказательства по делу.
Таким образом, в рассматриваемом случае таможенным органом не доказана обоснованность принятого решения о классификации товара.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 по делу N А41-24835/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24835/2022
Истец: АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги"
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ