г. Пермь |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А60-31971/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии:
от третьего лица (Прокуратуры Свердловской области): Соромотина К.А., удостоверение, поручение 11.04.2024;
от иных лиц: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства социальной политики Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 февраля 2024 года
по делу N А60-31971/2023
по заявлению автономной некоммерческой организации всесторонней помощи и сопровождения детей, подростков и взрослых людей, имеющих ментальные нарушения и психические заболевания "Спектрум-М" (ИНН 6671063338, ОГРН 1169600003650)
к Министерству социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169, ОГРН 1036603980280)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Свердловской области, Прокуратуры Свердловской области
о признании незаконным отказа в перечислении субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация всесторонней помощи и сопровождения детей, подростков и взрослых людей, имеющих ментальные нарушения и психические заболевания "СПЕКТРУМ-М" (далее - заявитель, АНО "СПЕКТРУМ-М") обратилась в суд с заявлением к Министерству социальной политики Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) с требованием (с учетом уточнения заявленных требований):
1. Признать незаконным акт о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства социальной политики Свердловской области за апрель 2023 года N 07-19-02/201 от 30.05.2023 в отношении 365 получателей социальных услуг;
2. Обязать Министерство социальной политики Свердловской области устранить нарушения прав и законных интересов АНО "СПЕКТРУМ-М";
3. В случае удовлетворения требований заявителя решить вопрос о взыскании с Министерства социальной политики Свердловской области судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным акт о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства социальной политики Свердловской области за апрель 2023 года N 07-19-02/201 от 30.05.2023 в отношении 365 получателей социальных услуг. На Министерство социальной политики Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) с Министерства социальной политики Свердловской области в пользу АНО "СПЕКТРУМ-М" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением Министерство, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В жалобе Министерство настаивает на том, что субсидия не предоставляется при несоответствии объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг получателей социальных услуг. Кроме того, факт оказания социальных услуг не является безусловным и единственным основанием для предоставления субсидии. В соответствии со статьей 3 и частью 3 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги устанавливаются в стандарте социальной услуги. Этот факт подтверждает законность проведения Министерством проверки соответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам, предусмотренной пунктом 17 Порядка стандартам социальных услуг. Министерство считает вывод Арбитражного суда Свердловской области о том, что в акте о результатах проверки документов должны быть указаны документы (их реквизиты), представленные поставщиком социальных услуг, по которым выявлены нарушения, подлежащие устранению, несостоятельным, поскольку нормы Порядка не содержат требований к оформлению и содержанию акта о результатах проверки и информации о выявленных нарушениях, и их указание в актах о результатах проверки документов на результат рассмотрения документов для предоставления субсидии не повлияет, поскольку выявленные нарушения относятся к документам по каждому получателю социальных услуг.
АНО "СПЕКТРУМ-М", Прокуратурой Свердловской области представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, согласно которых, отклоняя доводы заявителя жалобы, просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании Представитель Прокуратуры Свердловской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Автономная некоммерческая организация всесторонней помощи и сопровождения детей, подростков и взрослых людей, имеющих ментальные нарушения и психические заболевания "CПЕКТРУМ-М" включена в реестр поставщиков социальных услуг в Свердловской области на основании протокола заседания комиссии Министерства социальной политики Свердловской области от 19.0.2019 N 16.
Приказом Министерства от 16.12.2022 N 487 "О признании юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей получателями субсидии из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан" Автономная некоммерческая организация всесторонней помощи и сопровождения детей, подростков и взрослых людей, имеющих ментальные нарушения и психические заболевания "CПЕКТРУМ-М" признана получателем субсидии.
11.02.2023 заявителем были представлены в Министерство документы для перечисления субсидии за предоставленные в апреле 2023 г. социальные услуги.
30.05.2023 заинтересованным лицом оформлен акт проверки документов для перечисления субсидии за N 07-19-02/201, в соответствии с которым за апрель 2023 года не подтвержден размер субсидии в отношении всех получателей социальных услуг. Акт с приложением информации о выявленных нарушениях направлен в адрес заявителя.
Не согласившись с выводами Министерства, организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, установил основания для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 20 Закона Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 108-03 "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", регулирующим отношения, возникающие в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, полномочия по установлению порядка выплаты указанной компенсации и ее размера возложены на Правительство Свердловской области.
В целях исполнения указанных полномочий Правительством Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 09.12.2021 N 885-ПП "О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг" (далее - постановление N 885-ПП).
Пунктом 1 постановления N 885-ПП установлено, что выплата компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области (далее - реестр), но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществляется за счет средств областного бюджета в форме предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан.
Пунктом 2 постановления N 885-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий устанавливает цель, условия и процедуру предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организация), индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр, но не участвующим в выполнении государственного задания, субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в соответствии со стандартами социальных услуг, утвержденными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - субсидия).
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий субсидия предоставляется по результатам отбора.
Для перечисления субсидии организация, индивидуальный предприниматель, признанные Министерством получателем субсидии, ежемесячно с 1 по 12 число представляют в Министерство документы согласно перечню, указанному в пункте 15 Порядка предоставления субсидий, в числе которых акты о предоставлении социальных услуг (далее - документы для перечисления субсидии).
Согласно части первой пункта 17 Порядка предоставления субсидий Министерство:
- в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации документов для перечисления субсидии, осуществляет проверку документов для перечисления субсидии (далее - проверка) на предмет: наличия неточностей, ошибок; соответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области; соответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг; правильности взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату);
- в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки принимает решение о предоставлении субсидии, которое оформляется актом о результатах такой проверки с указанием размера субсидии, подлежащей перечислению получателю субсидии.
В соответствии с частью 2 пункта 17 Порядка предоставления субсидий при выявлении Министерством в представленных документах для перечисления субсидии неточностей, ошибок, несоответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, несоответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг, неправильного взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату) (далее - нарушения) получателю субсидии направляется копия акта о результатах проверки и информация о выявленных нарушениях в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки.
В случае устранения нарушений, выявленных Министерством при проверке документов для перечисления субсидии, получатель субсидии представляет в Министерство документы для перечисления субсидии в соответствии с требованиями Порядка, в свою очередь Министерство принимает решение о предоставлении субсидии в установленном порядке (подпункт 3 пункта 17 Порядка).
Порядок предусматривает отказ в приеме документов для получения субсидии в случаях неполноты предоставления документов и представление документов для перечисления субсидии до истечения срока, установленного Порядком (пункт 16, абзац 1 пункта 15 Порядка).
При этом как правильно заключил суд, основания отказа поставщикам социальных услуг в предоставлении субсидии Порядком не предусмотрены.
Судом из материалов дела установлено, 11.05.2023 организация представила в Министерство документы для получения субсидии за предоставленные социальные услуги за апрель 2023 года.
В ходе проверки представленных документов Министерством выявлены неточности, ошибки, несоответствия объемов оказанных социальных услуг договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг и в соответствии с п. 17 Порядка составлен оспариваемый акт.
При этом в акте о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерством не указаны документы (их реквизиты), представленные поставщиком социальных услуг, по которым выявлены нарушения, подлежащие устранению.
В информации о выявленных недостатках (приложение к акту) Министерство указывает на то, что получателем социальных услуг ежедневно предоставлялись услуги в объеме, значительно превышающем количество и периодичность социальных услуг, установленные Стандартам социальных услуг, утвержденных приказом Министерства от 11.08.2015 N 482 (с 21.01.2023 вступили изменения, которыми установлены отграничения по объемам и периодичности предоставления услуг получателям).
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 442-ФЗ установлено, что индивидуальные программы для поставщика социальных услуг имеют обязательный характер. Поставщик социальных услуг обязан оказать социальные услуги с соблюдением формы социального обслуживания, видов, объемов, периодичности, сроков предоставления социальных услуг, указанных в индивидуальной программе.
Поставщик социальных услуг обязан оказать социальные услуги с соблюдением формы социального обслуживания, видов, объемов, периодичности, сроков предоставления социальных услуг, указанных в индивидуальной программе.
Вместе с тем при рассмотрении дела судом установлено, что индивидуальные программы были составлены в периоды до вступления в силу изменений в Стандарты социальных услуг и сохраняют свое действие с установленной ранее периодичностью предоставления социальных услуг по общему правилу до истечения срока действия - 3 года (п. 2 ст. 14 Закона Свердловской области N 108-03).
Расхождение в объемах оказанных поставщиками услуг с предельными объемами, предусмотренными Стандартами социальных услуг, возникло в связи с отсутствием в индивидуальных программах предоставления социальных услуг, составленных территориальными управлениями социальной политики, конкретного указания о необходимом гражданину количестве и периодичности предоставляемых услуг.
Однако поскольку в индивидуальных программах предоставления социальных услуг по некоторым предоставляемым получателям видам услуг установлен показатель "по необходимости", у поставщика соответственно есть возможность оказывать услугу в количестве, превышающем Стандарт социальных услуг.
При этом Порядок предоставления субсидии не содержит условие о проведении Министерством проверки документов для перечисления субсидий на соответствие Стандартам.
Учитывая социальную направленность деятельности заявителя, формальный подход к рассмотрению вопроса о наличии оснований для предоставления соответствующего возмещения понесенных предпринимателем затрат, с учетом подтвержденного факта оказания услуг непосредственно получателям, является недопустимым.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Автономной некоммерческой организации всесторонней помощи и сопровождения детей, подростков и взрослых людей, имеющих ментальные нарушения и психические заболевания "CПЕКТРУМ-М".
Довод жалобы Министерства относительно того, что акты возврата документов не должны содержать конкретных оснований возврата (указаний на конкретные ошибки, неточности, несоответствия), подлежит отклонению.
Целью получения субсидии является возмещение недополученных доходов поставщику социальных услуг. При этом установленный Порядок не предусматривает оснований для отказа в получении субсидии. Для реализации права поставщика, ему в любом случае предоставляется возможность, в случае выявления каких-либо неточностей в предоставленных документах, устранить выявленные нарушения и повторно обратиться за получением компенсации.
Не указывая конкретных нарушений в актах возврата документов, Министерство лишает заявителя возможности повторно обратиться за получением субсидии.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования предпринимателя.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следует учитывать, что согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Указанное означает, что, применяя восстановительную меру, арбитражный суд должен соблюдать принцип разделения властей и не может нарушать самостоятельность исполнительной власти, то есть не может обязывать совершать органы исполнительной власти какие-либо иные действия, кроме тех, ненадлежащее исполнение которых было предметом оспаривания.
В связи с вышеизложенным, в целях ненарушения принципа самостоятельности суд правомерно обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в соответствии с действующим законодательством.
Возложение на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не противоречит статье 201 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства в суде первой инстанции, судом отклоняется, поскольку отложение судебного разбирательства по ходатайству стороны, является правом, а не обязанностью суда (часть 3 статьи 158 АПК РФ), и отказ в удовлетворении названного ходатайства не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Более того, ходатайство об уточнении исковых требований, с которым не успел до судебного заседания ознакомится представитель ответчика, было рассмотрено в судебном заседании, для ознакомления с ним и подготовки каких-либо возражений не требовалось дополнительного времени, в том числе отложения судебного заседания. Каких-либо новых требований спорное ходатайство не содержало.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2024 года по делу N А60-31971/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31971/2023
Истец: АНО ВСЕСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ И СПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ,ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ,ИМЕЮЩИХ МЕНТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ "СПЕКТРУМ-М", ОСП ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ