г. Москва |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А40-248636/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Никифорова Г.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "НТФ Криптон НииАА" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.01.2024 г. по делу N А40-248636/23, принятого в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 АПК РФ, по заявлению Черемушкинской межрайонной прокуратуры города Москвы к АО "НТФ Криптон НииАА" (ИНН 7736194855) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении N б/н от 26.10.2023,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Черемушкинская межрайонная прокуратура города Москвы (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "НТФ Криптон НииАА" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2024 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В обоснование доводов жалобы общество указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Черемушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы во исполнение поручения прокуратуры города Москвы на основании решения N 23-338 от 04.10.2023, решения о расширении предмета проверки от 18.10.2023 проведена проверка соблюдения ИПУ РАН по адресу:, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65, стр. 1, требований законодательства о государственной (федеральной) собственности.
В ходе проверки установлено, что за ИПУ РАН на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, относящееся к собственности Российской Федерации (номер регистрации права Российской Федерации 77-77-12/034/2011-863 от 07.10.2011, РНФИ П12880000188), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65, стр. 1, кадастровый номер: 77:06:0008001:1044, общей площадью 26 730,5 кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.03.2001 сделана запись регистрации N 77-01/30-188/2001-120. 18.10.2023 выходом на объект по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65, стр. 1 установлено, что на первом этаже в помещении комнаты N 106 осуществляет финансово-хозяйственную деятельность АО "НТФ КРИПТОН НИИАА", что подтверждается наличием в помещении оборудования, различных материальных ценностей, принадлежащих АО "НТФ КРИПТОН НИИАА", а также оборудованными рабочими местами с персональными компьютерами и иной техникой.
На момент проверки в помещении находятся работники АО "НТФ КРИПТОН НИИАА" в количестве 5 человек, осуществляющие трудовую деятельность.
Данный факт зафиксирован составленным на месте актом проверки, подписанным старшим помощником Черемушкинского межрайонного прокурора г. Москвы Герасимовой А.В., заместителем директора по развитию и информатизации ИПУ РАН Корниенко СВ., генеральным директором АО "НТФ КРИПТОН НИИАА" Гурьяновым СВ. Согласно представленным ИПУ РАН документам, основанием занятия АО "НТФ КРИПТОН НИИАА" помещения комнаты N 106 на первом этаже является дополнительное соглашение N 4 от 12.10.2023 к Договору N 213-17/114 от 01.07.2017 на оказание услуг по режимно-секретному обслуживанию, заключенному между ИПУ РАН и АО "НТФ КРИПТОН НИИАА", при этом согласованного в установленном порядке с ТУ Росимущества в г. Москве и с Минобрнауки России договора аренды помещения комнаты N 106 не имеется, вместо него сторонами подписано вышеназванное дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по режимно-секретному обслуживанию.
Изложенное свидетельствует о том, что по состоянию на 18.10.2023 АО "НТФ КРИПТОН НИИАА" использовало помещение, являющееся объектом федеральной собственности, без надлежаще оформленных документов.
Письменное согласие Территориальным управлением Росимущества в г. Москве на фактическую передачу помещения по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65, стр. 1, помещение комнаты N 106 не давалось.
Таким образом, заявителем установлен факт незаконного использования АО "НТФ КРИПТОН НИИАА" объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д.65, стр.1, помещение комнаты N 106, находящегося в федеральной собственности без надлежаще оформленных документов, без согласования с собственником имущества в лице Росимущества.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
На основании изложенного, заявитель обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса.
Привлекая общество к ответственности в виде назначения административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Так, факт незаконного использования АО "НТФ КРИПТОН НИИАА" объекта нежилого фонда подтверждён представленными в дело доказательствами и вышеизложенным.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Объективная сторона данного правонарушения в рассматриваемом случае выражается в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении части 2 статьи 7.24 КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.
Гражданские права и обязанности в соответствии со статьей 8 ГК РФ возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права обязанности, в связи с чем, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьёй 157.1 ГК РФ если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие.
В предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие. Молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 29.12.2022 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.
Таким образом, в действиях АО "НТФ КРИПТОН НИИАА" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Согласно части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Наличие в действиях ответчика события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, подтверждается материалам дела.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом вышеназванных требований законодательства в силу чрезвычайных или иных обстоятельств, которое оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в материалы дела не представлено.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 2 статьи 7.24 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Между тем, суд считает возможным снизить размер административного штрафа, исходя из следующего.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 10.08.2017 года АО "НТФ КРИПТОН НИИАА" согласно реестру МСП был присвоен статус "Малое предприятие". Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в КоАП РФ введена статья 4.1.2, которая регулирует особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ установлено, что в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ административный штраф подлежит снижению до 10 000 руб.
В соответствии со статьёй 71 АПК РФ оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции, полагает, что цель административного наказания в виде предупреждения совершения правонарушения в данном конкретном случае, может быть достигнута путем вынесения именно предупреждения в качестве меры ответственности.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы о неверных выводах суда, направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29, статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статей 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2024 г. по делу N А40-248636/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248636/2023
Истец: ЧЕРЕМУШКИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА Г. МОСКВЫ
Ответчик: АО "НТФ КРИПТОН НИИАА"