г. Киров |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А29-14715/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Плыгача Е.А., действующего на основании доверенности от 01.12.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.03.2024
по делу N А29-14715/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (ИНН: 5902201970, ОГРН: 1035900103997)
к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (ИНН: 1101486195, ОГРН: 1041100424221)
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Коми" (далее - заявитель, ООО "Лукойл-Коми", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным отказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее - ответчик, Управление, Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу) в согласовании Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6" ТПП "Лукойл-Севернефтегаз" ООО "Лукойл-Коми", изложенного в письме от 18.08.2023 N07 51/6011.
Определением суда от 14.12.2023 в порядке процессуального правопреемства произведена замена заявителя с ООО "Лукойл-Коми" на его правопреемника - ООО "Лукойл-Пермь".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.03.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы приводит доводы о том, что, поскольку положения Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451 (далее - Правил N 2451) не содержат отсылки к Правилам безопасности нефтяной и газовой промышленности, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 534, Положению о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 1437 от 15.09.2020, соответственно, вышеуказанные нормативно-правовые акты не применимы при реализации требований, установленных Правилами N 2451. Управление полагает, что для достижения целей Правил N 2451 эксплуатирующая организация разрабатывает План в отношении Объекта, в том числе для Объектов, находящихся на суше, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков, имеющих общие границы. Податель жалобы настаивает на том, что указанные в Плане Объекты не относятся к Объектам, в отношении которых возможно разработать единый ПЛРН.
Общество представило мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы Управления.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.04.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.04.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Правил N 2451 в ООО "Лукойл-Коми" организована разработка планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ПЛРН) для производственных объектов ТПП "Лукойл-Севернефтегаз" с привлечением организации - разработчика.
Как указало Общество, с целью определения состава объектов, входящих в разрабатываемые ПЛРН, разработчиком был направлен запрос в Росприроднадзор, в ответ на который получено письмо от 22.06.2022 N РН-09-05-34/19928.
Из данного письма следовало, что ПЛРН разрабатывается в отношении объекта, в том числе для объектов, находящихся на суше, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков, имеющих общие границы.
С учетом этого Обществом принято решение о разработки единых ПЛРН ТПП "ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз" на объекты комплексных цехов по добыче нефти и газа:
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 1";
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 2";
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 4";
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 5";
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6".
На основании пункта 6 статьи 46 Закона N 7-ФЗ ПЛРН на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6" направлен на согласование в адрес Управления письмом от 16.06.2023 N ГА-565-ЛК/23.
По результатам рассмотрения указанный ПЛРН письмом от 17.07.2023 N 07-51/5067 возвращен Управлением в адрес Общества без согласования, так как он разработан в отношении нескольких объектов.
В целях урегулирования вопроса о разработке и согласовании ПЛРН на КЦДНГ в адрес Росприроднадзора Обществом было направлено письмо от 27.07.2023 N ГА-819ЛК/23 для повторного рассмотрения разработанных ПЛРН с указанием позиции Общества о целесообразности рассмотрения КЦДНГ в качестве объекта для разработки ПЛРН. Дополнительно было указано, что единый ПЛРН на КЦДНГ разработан с соблюдением требований к содержанию, установленных разделом III Правил и описанием сведений обо всех потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов, идентифицированных в соответствии с критериями определения объектов, указанных в пунктах 4 и 7 Правил, включая максимальные расчетные объемы разливов нефти по каждому Объекту в отдельности.
Письмом от 18.08.2023 N 07-51/6011 Управление сообщило Обществу об отказе в согласовании ПЛРН на КЦДНГ и предложило провести процедуру дробления ПЛРН на несколько объектов.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал незаконным отказ Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в согласовании Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6" ТПП "Лукойл-Севернефтегаз" ООО "Лукойл-Пермь", выраженный в письме от 18.08.2023 N 07-51/6011, обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 4 статьи 46 Закона N 7-ФЗ на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно пункту 6 статьи 46 Закона N 7-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), при условии наличия:
заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.
Правила N 2451 в соответствии со статьей 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" устанавливают, в том числе:
требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - объекты) и эксплуатация которых допускается при наличии плана (далее - критерии определения объектов);
порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности организации, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В силу пункта 4 Правил N 2451 критериями определения объектов являются:
а) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, - 0,5 тонны и более;
б) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора, отказывая в согласовании ПЛРН, Управление сослалось на неустранение замечаний, изложенных в письме от 17.07.2023 N 07-51/5067, которым ПЛРН возвращен Управлением в адрес Общества без согласования, так как он разработан в отношении нескольких объектов.
Суд первой инстанции признал указанное решение Управления незаконным, поскольку отказ Управления не содержит нормативно-правовых норм, обосновывающих основания отказа. Правила N 2451 устанавливают лишь критерии объектов, эксплуатация которых невозможна без включения их в ПЛРН.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил положения Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534, которым утверждены Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (далее - Правила N 534) и Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" (далее - Положение N 1437).
Правила N 534 устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на ОПО нефтегазодобывающих производств и на обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО нефтегазодобывающих производств (далее - эксплуатирующая организация), к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО:
бурения и добычи: опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), йодобромных, бальнеологических и других скважин, которые закладываются с целью поисков, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, газа метаноугольных пластов, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов (далее - скважины);
обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения и транспортировки нефти, газа и газового конденсата;
морских объектах нефтегазодобывающих производств;
разработки нефтяных месторождений шахтным способом.
Пунктом 6 Правил N 534 установлено, что для всех ОПО I, II, III классов опасности разрабатываются ПЛА в порядке, установленном Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437 (далее - Положение N 1437).
Положение N 1437 о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - Положение) устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - планы мероприятий) и требования к содержанию таких планов.
Согласно пункту 4 Положения N 1437 в случае если 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.
Пунктом 32 Правил N 534 установлено, что на каждый технологический процесс на объектах добычи, сбора и подготовки нефти, газа и газового конденсата проектной (или эксплуатирующей) организацией должен составляться технологический регламент. Порядок подготовки ТР представлен в главе LVII настоящих Правил. Допускается разрабатывать технологический регламент на ОПО в целом или на группу ОПО, если они являются составной частью единого технологического комплекса.
Следовательно, перечисленными нормами прямо допускается разработка единого документа, а также установлено право эксплуатирующей организации определять группу объектов или объект, на которые разрабатывается такой документ, с учетом производственно-технологических процессов, а также территориального расположения объектов.
Кроме того пунктом 5 Правил N 2451 установлено, что ПЛРН должен содержать информацию:
- об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами;
- сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;
- прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов;
- перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, сведения, которые должны содержаться в ПЛРН, также связаны именно с технологическим процессом нефтедобычи, от которого зависит последовательность мероприятий и, соответственно, слаженность действий при предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Подпунктом "ж" пункта 5 раздела 3 Правил N 2451 установлено, что расчет достаточности средств и сил осуществляется в ПЛРН исходя из максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов по объектам и их критериям, определенным в пунктах 4, 7 Правил N 2451.
Состав и порядок действий сил и средств, о которых указано в подпункте "з" пункта 5 раздела 3 Правил N 2451, обосновывают готовность эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, способ выполнения обязательного требования по разработке ПЛРН (посредством разработки единого или отдельных) определяется самостоятельно эксплуатирующей организацией с учетом оценки технологического процесса, обеспечения производственной деятельности и готовности к ликвидации максимального возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
Как видно из разработанного Обществом Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6" ТПП "Лукойл-Севернефтегаз" ООО "Лукойл-Коми", входящие в Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6 объекты расположены в пределах одного субъекта Российской Федерации - рассматриваемые в Плане объекты располагаются на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области, МР "Заполярный район", Южно-Шапкинское, Пашшорское, Верхне-Грубешорское, Южно-Юрьяхинское нефтяные месторождения (л.6-8 Плана).
Как указывало Общество в суде первой инстанции, объекты, рассмотренные в ПЛРН и входящие в Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6, объединены непрерывной технологической схемой по добыче, подготовке и перекачке нефти и газа, что подтверждается описанием их процесса работы и приведенными технологическими схемами в разделе 1.2 Плана.
В этой связи заявитель (как эксплуатирующая организация) в пределах предоставленных ему вышеназванными положениями законодательства прав разработал единый ПЛРН с учетом оценки технологического процесса, обеспечения производственной деятельности и готовности к ликвидации максимального возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
Доказательств отсутствия технологической связанности месторождений, вопреки положениям статей 65, 200 АПК РФ, Управлением при рассмотрении настоящего дела не представлено.
Довод Управления о том, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению Правила N 534, Положение N 1437, признается ошибочным, поскольку, как указано выше, данные нормативные акты устанавливают определенные требования (включая разработку ПЛРН) в области промышленной безопасности ОПО нефтегазодобывающих производств и, соответственно, распространяются на деятельность эксплуатанта спорных объектов - ООО "Лукойл - Пермь".
Ссылка Управления на Постановление Правительства РФ от 11.12.2023 N 2122 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451" правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку соответствующие изменения не вступили в силу.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Лукойл-Пермь" требования, признав незаконным отказ Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в согласовании Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6" ТПП "Лукойл-Севернефтегаз" ООО "Лукойл-Пермь", выраженный в письме от 18.08.2023 N 07-51/6011.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции в судебном акте указал на необходимость применения в качестве восстановительной меры возложение на Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу обязанности повторно рассмотреть заявление ООО "Лукойл-Пермь" о согласовании Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6". Мотивированных возражений по данному выводу суда позиции сторон не содержат.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.03.2024 по делу N А29-14715/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.03.2024 по делу N А29-14715/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14715/2023
Истец: ООО "Лукойл-Коми", ООО Лукойл-Пермь
Ответчик: Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования по Республике Коми и Ненецкому Автономному Округу