г. Владивосток |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А51-18540/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЛЬФА-М",
апелляционное производство N 05АП-1938/2024
на решение от 21.02.2024
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-18540/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЬФА-М" (ИНН 7743931676, ОГРН 1147746779025)
к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
третье лицо - Управление наружной рекламы и информации, Управление архитектуры и строительства объектов Владивостокского городского округа,
об оспаривании решения от 24.07.2023 N УИВ-20230717-13447348997-4 об отказе в предоставлении услуги, об обязании,
при участии: от ООО "АЛЬФА-М": представитель Тарасова В.Г. по доверенности от 01.10.2023, сроком действия 3 года, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 70/319), свидетельство о заключении брака, паспорт;
от администрации г. Владивостока: представитель Ибрагимова Д.Т. по доверенности от 25.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0961), служебное удостоверение;
от Управления архитектуры и строительства объектов ВГО: представитель Ибрагимова Д.Т. по доверенности от 25.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0961), служебное удостоверение;
от Управления наружной рекламы и информации не явились, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЛЬФА-М" (далее - ООО "Альфа-М", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (далее - администрация) от 24.07.2023 N УИВ-20230717-13447348997-4 об отказе в предоставлении услуги; об обязании согласовать дизайн-проект от 13.07.2023 размещения информационной конструкции - вывески "Красное&Белое" на фасаде здания по адресу: г. Владивосток, ул. Фастовская, д.29 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение суда от 21.02.2024 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции общество указывает, что администрация надлежащим образом не обосновала объективные критерии, не привела нормативы, согласно которым размещение информационной вывески нарушает архитектурный облик города. Общество полагает, что спорная вывеска соответствует Правилам благоустройства, соразмерна масштабам фасада и окружающему пространству высокого здания.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела, администрация выразила несогласие с доводами жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о причине неявки не сообщило. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие Управления наружной рекламы и информации.
Представитель ООО "АЛЬФА-М" поддержал доводы апелляционной жалобы: решение суда первой инстанции просил отменить.
Представитель Администрации на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Из материалов дела коллегией установлены следующие обстоятельства.
ООО "Альфа-М" на основании договора аренды нежилого помещения от 12.04.2022 N АМ-7974-15/2022 является арендатором помещения, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Фастовская, д. 29, используемого для торговли в качестве универсама под коммерческим обозначением "Красное&Белое".
ООО "Альфа-М" через Единый портал государственных услуг было подано в администрацию города Владивостока заявление от 17.07.2023 N 18270/1 у о предоставлении муниципальной услуги "Согласование дизайн проектов размещения вывесок" (вывеска на фасаде здания по адресу: г. Владивосток, ул. Фастовская, д. 29).
18.07.2023 Управлением наружной рекламы и информации представленный ООО "Альфа-М" дизайн-проект направлен в Управление архитектуры и строительства объектов Владивостокского городского округа для принятия решения о соответствии или несоответствии внешнего вида вывески и ее размещения архитектурному облику сложившейся застройки территории города Владивостока
19.07.2023 УАС ВГО дано письменное заключение N 18270/1у/19, согласно которому внешний вид и размещение рассматриваемой вывески "Красное&Белое" (заказчик ООО "Альфа-М") на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Фастовская, д. 29, не соответствует архитектурному облику сложившейся застройки территории города Владивостока и стилистике здания (сооружения), на котором она размещается.
С учетом поступившего заключения по результатам рассмотрения дизайнпроекта размещения вывески, Администрацией принято решение об отказе в предоставлении услуги от 24.07.2023 N УИВ-20230717-13447348997-4, согласно которому внешний вид и размещение вывески "Красное и Белое", расположенной на фасаде здания по адресу:
г. Владивосток, ул. Фастовская, д. 29.
24.08.2023 ООО "Альфа М" в адрес администрации города Владивостока направлена жалоба N 184досо на указанное решение отказе в согласовании дизайн проекта размещения вывески "Красное&Белое" на фасаде здания по адресу:
г. Владивосток, ул. Фастовская, д. 29.
По результатам рассмотрения жалобы органом местного самоуправления дан ответ от 08.09.2023 N 184дос/19, которым в удовлетворении жалобы ООО "Альфа-М" отказано.
Не согласившись с решением от 24.07.2023 N УИВ-20230717-13447348997-4 об отказе в предоставлении услуги, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, индивидуальный предприниматель оспорил их в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ под благоустройством территории понимается, в том числе деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
Под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно статье 45.1 Закона N 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: - содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; - внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; - проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; - размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; - обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.
Из приведенных выше правовых норм следует, что информационные конструкции, служащие для оформления фасадов зданий, служащие для оформления фасадов зданий, представляют собой один из элементов благоустройства.
Вопросы размещения таких информационных конструкций как элементов благоустройства относится к вопросам местного значения, одним из которых является вопрос организации благоустройства в соответствии с утвержденными правилами благоустройства, которые устанавливают требования к благоустройству и его элементам, могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов зданий и размещения информации на территории муниципального образования. Целью такой регламентации является повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение эстетического состояния территории муниципального образования посредством предъявления требований к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий, находящихся на территории муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования являются муниципальным правовым актом, устанавливающим на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абзац двадцать второй части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ).
Думой города Владивостока 09.08.2018 принят Муниципальный правовой акт города Владивостока от 15.08.2018 N 45-МПА "Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа" (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 7.3 Правил благоустройства вывески, размещаемые на территории Владивостокского городского округа, должны быть безопасны, спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов, иной нормативно-технической документации в области строительства, а также не нарушать внешний архитектурный облик города Владивостока, обеспечивать соответствие эстетических характеристик вывесок стилистике объекта, на котором они размещаются, и колористическому плану Владивостокского городского округа, утвержденному постановлением администрации города Владивостока.
В силу пункта 7.4 Правил благоустройства, размещение вывесок на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, сооружений осуществляется в соответствии с архитектурным обликом сложившейся застройки, требованиями данных Правил, а также архитектурно-художественным решением изменений (переоборудования) фасадов зданий, сооружений (при наличии таких изменений (переоборудования), согласованным органом администрации города Владивостока, уполномоченным в сфере архитектуры.
Пунктом 7.7 Правил благоустройства предусмотрено, что вывески по своему содержанию делятся на два типа:
вывески, содержащие сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование, фирменное наименование и коммерческое обозначение организаций, изображение товарного знака, знака обслуживания в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя (далее - вывески первого типа);
вывески, содержащие сведения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - вывески второго типа).
Внешний вид вывесок первого типа и их размещение определяется в соответствии с дизайн-проектом размещения вывески, разработанным в соответствии с требованиями настоящих Правил и согласованным с администрацией города Владивостока, в соответствии с административным регламентом указанной муниципальной услуги за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Для согласования дизайн-проекта размещения вывески в соответствии с административным регламентом предоставления указанной муниципальной услуги заявитель предоставляет в администрацию города Владивостока дизайн-проект размещения вывески. Требования к дизайн-проекту размещения вывески устанавливаются администрацией города Владивостока.
Размещение вывесок первого типа, не соответствующих дизайн-проектам размещения вывесок, согласованным с администрацией города Владивостока, не допускается (пункт 7.8. Правил благоустройства).
Пунктом 7.12. Правил благоустройства предусмотрено, что настенные конструкции, относящиеся к вывескам первого типа, размещаемые на внешних поверхностях зданий, сооружений, должны размещаться над входом или окнами (витринами) помещений на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу пункта 7.19 Правил благоустройства, при размещении на территории Владивостокского городского округа вывесок запрещается:
нарушение требований к местам размещения вывесок;
размещение вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами), за исключением случаев, указанных в настоящих Правилах;
размещение вывесок на глухих торцах фасада в случае размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, сооружений (за исключением случаев размещения вывесок на внешних поверхностях торговых, спортивных, развлекательных и бизнес-центров, кинотеатров, театров, цирков);
размещение вывесок на лоджиях и балконах.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил благоустройства, формирование, изменение внешнего вида фасадов зданий, строений, сооружений и ограждающих их конструкций (в том числе окраска, облицовка) на территории Владивостокского городского округа осуществляются в соответствии с требованиями к их внешнему виду и техническому состоянию, установленными муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа, в том числе Колористическим планом Владивостокского городского округа, утвержденным администрацией города Владивостока, и в соответствии с согласованным архитектурно-художественным решением.
Согласование архитектурно-художественного решения осуществляется органом администрации города Владивостока, уполномоченным в сфере архитектуры, в порядке, устанавливаемом административным регламентом предоставления соответствующей муниципальной услуги.
Постановлением администрации г. Владивостока от 29.12.2016 N 3664 утвержден административный регламент предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Согласование дизайн-проектов размещения вывесок" (далее - Административный регламент), разработанный с целью организации предоставления муниципальной услуги "Согласование дизайн-проектов размещения вывесок" (далее - муниципальная услуга) в администрации города Владивостока.
Административный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, порядок взаимодействия администрации города Владивостока с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами либо с их уполномоченными представителями, обратившимися по вопросу предоставления муниципальной услуги (далее - заявитель).
В соответствии с пунктом 2.6.2 Административного регламента, к заявлению заявитель прилагает следующие документы:
1) дизайн-проект размещения вывески, выполненный индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим работы по подготовке проектной документации (далее - проектировщик) - в 2 (двух) экземплярах (один экземпляр остается в Управлении, второй экземпляр возвращается заявителю). Дизайн-проект размещения вывески должен быть прошит, скреплен подписью и печатью проектировщика (при наличии), выполнившего указанный дизайн-проект размещения вывески;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (предоставляется в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);
3) документы, подтверждающие право собственности или иные законные права на недвижимое имущество, к которому присоединяется вывеска, если право собственности на недвижимое имущество, к которому присоединяется вывеска, не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (предоставляется в случае, если размещение вывески предполагается на крыше здания, сооружения);
В силу подпункта 4 пункта 2.6.3. к заявлению заявитель по собственной инициативе прилагает документы, подтверждающие согласование изменения внешнего вида фасадов здания (сооружения) и ограждающих конструкций с уполномоченным органом в области архитектуры и градостроительства (предоставляются в случае наличия изменений внешнего вида фасадов здания (сооружения), на котором планируется размещение вывески).
Пункт 2.10 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в подпунктах 2.6.1, 2.6.2 пункта 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента;
2) несоответствие заявления и (или) документов, приложенных к заявлению, требованиям, указанным в подпунктах 2.6.1, 2.6.2 пункта 2.6, пункте 2.8 раздела 2 настоящего административного регламента;
3) внешний вид вывески и ее размещение, сведения о которых содержатся в дизайн-проекте размещения вывески, не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктами 7.3 - 7.19 раздела 7 муниципального правового акта города Владивостока от 15.08.2018 N 45-МПА "Правила благоустройства территорий Владивостокского городского округа";
4) внешний вид вывески и ее размещение, сведения о которых содержатся в дизайн-проекте размещения вывески, не соответствуют требованиям законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании (применяется в случае, если размещение вывески предполагается на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации);
5) наличие информации об отсутствии документов, указанных в подпунктах 4, 5, 6 подпункта 2.6.3 пункта 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента.
Нельзя не отметить, что отказ в предоставлении муниципальной услуги не препятствует повторному обращению заявителя с заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Альфа-М" обратилось в администрацию города Владивостока с заявлением от 17.07.2023 N 18270/1 у о предоставлении муниципальной услуги "Согласование дизайн проектов размещения вывесок" (вывеска на фасаде здания по адресу: г. Владивосток, ул. Фастовская, д. 29).
Отказывая обществу в предоставлении услуги решением от 24.07.2023 N УИВ20230717-13447348997-4 администрация сослалась на несоответствие представленного заявителем дизайн-проекта размещения вывески требованиям правил размещения и содержания информационных вывесок.
При принятии данного решения администрацией принято во внимание письменное заключение управления архитектуры и строительства объектов Владивостокского городского округа от 19.07.2023, согласно которого внешний вид и размещение рассматриваемой вывески "Красное&Белое" на фасаде здания, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул. Фастовская, д. 29, не соответствует архитектурному облику сложившейся застройки территории города Владивостока и стилистике здания (сооружения), на котором она размещается, поскольку выглядит громоздко, дисгармонирует с существующим фасадом и акцентирует на себе внимание.
Также заявителю было указано, что после устранения замечаний, послуживших основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, общество может повторно направить заявление о согласовании дизайн-проекта размещения вывески с приложением необходимых документов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что уполномоченный орган в лице управления наружной рекламы не согласовал дизайн-проект размещения вывески общества на основании вышеуказанных несоответствий, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение администрации города Владивостока от 24.07.2023 N УИВ-20230717-13447348997-4 об отказе в предоставлении услуги не противоречит действующему законодательству в установленной сфере правоотношений, равно как и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не препятствует обращению общества в уполномоченный орган с заявлением о согласовании дизайн-проекта размещения вывески после устранения замечаний.
Несогласие общества с решением администрации носит субъективный характер и не опровергает выводы уполномоченного органа о наличии оснований для отказа в согласовании дизайн-проекта размещения вывески, исходя из положений подпунктов 3, 5 пункта 2.10 Административного регламента.
В целом приведенные обществом в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права, сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из вышеизложенного, апелляционная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей, понесенные апеллянтом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2024 по делу N А51-18540/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18540/2023
Истец: ООО "АЛЬФА-М"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
Третье лицо: Управление архитектуры и строительства объектов Владивостокского городского округа, Упраление наружной рекламы и информации