город Ростов-на-Дону |
|
16 мая 2024 г. |
дело N А32-45059/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии от АО "Газпром газораспределение Краснодар" посредством веб-конференции: Москаленко Г.В. по доверенности от 29.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.03.2024 по делу N А32-45059/2023
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: департамента имущественных отношений Краснодарского края
об оспаривании уведомления от 19.06.2023 N КУВД-001/2023-9157663/7,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар" (далее - заявитель, АО "Газпром газораспределение Краснодар", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, управление) о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 19.06.2023 N КУВД-001/2023-9157663/7; об обязании управление в лице Межмуниципального отдела по г. Армавиру, Новокубанскому и Успенскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю (Армавир) осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении объекта недвижимого имущества - "Распределительный газопровод среднего и низкого давление ПРГ" с местоположением: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Комарова, ул. Прикубанская.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2024 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.06.2023 N КУВД-001/2023-9157663/7 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю возложена обязанность повторно рассмотреть заявление АО "Газпром газораспределение Краснодар" о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества "Распределительный газопровод среднего и низкого давление ПРГ", расположенного в г. Армавир, ул. Комарова, ул. Прикубанская. С управления в пользу общества взыскано 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что обществом полностью причины приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении сооружения устранены не были. Представленные заявителем на государственную регистрацию договор от 01.11.1021 N 7-ЗУ на размещение объектов на землях или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута и договор от 16.11.2021 N 277 на размещение объекта истекли сроком действия. Согласно ответу от 29.05.2023 N 3015/4005/2528 Управления имущественных отношений администрации МО г. Армавир иные договоры с АО "Газпром газораспределение Краснодар" на размещение объекта "распределительные газопроводы среднего и низкого давлений, ПРГ" не заключались; использование земельных участков для размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута осуществляется в соответствии с заключенным договором на размещение объекта; решение о предоставлении земельного участка с КН 23:38:0000000:273 на каком-либо праве не принимались. Управление в обоснование своей позиции также считает необходимым отметить, что в данном случае статья 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) не подлежит применению, поскольку в ней четко поименованы правоустанавливающие документы - договор аренды и договор безвозмездного пользования, тогда как АО "Газпром газораспределение Краснодар" на государственную регистрацию, в качестве правоустанавливающих документов на земельный участок, были представлены - договор на размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установлении сервитута, публичного сервитута от 01.11.2021 N 7-ЗУ и договор на размещение объекта от 16.11.2021 N 277 (истекшие сроком действия на момент рассмотрения заявления управлением). Управление полагает, судом первой инстанции не верно сделан вывод о несоответствии оспариваемого заявителем решения управления об отказе статье 40 Закона N 218-ФЗ, поскольку аналогия к договорам на размещение в данном случае не применяется.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Газпром газораспределение Краснодар" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Газпром газораспределение Краснодар" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, АО "Газпром газораспределение Краснодар" обратилось в регистрирующий орган с заявлением от 10.03.2023 N КУВД-001/2023-3157663 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией права собственности на сооружения "Распределительный газопровод среднего и низкого давления ПРГ" протяженностью 702 м, площадью застройки 4 кв.м., расположенного на земельном участке 23:38:0000000:273, в границах кадастровых кварталов 23:38:0401002, 23:38:0401006,23:38:0401001 по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Комарова, ул. Прикубанская.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю приостановило осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного газопровода, в связи с не устранением причин, послуживших основаниями для приостановления, по истечении срока приостановления, уведомлением от 19.06.2023 N КУВД-001/2023-9157663/7 отказало АО "Газпром газораспределение Краснодар" в осуществлении заявленных действий, ввиду непредставления действующего договора на размещение объекта, решения суда на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Несогласие заявителя с указанным решением регистрирующего органа явилось причиной обращения в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведение ЕГРН и предоставление соответствующих сведений, содержащихся в названном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план (пункт 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункты 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 27 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статьи 26 Закона о государственной регистрации.
Из материалов дела следует, к заявлению, согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, были приложены:
- технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 02.09.2022 N б/н, Могилевец А.Р.;
- нотариальная доверенность от 09.08.2022, реестровый номер 23/131-н/23-2022-1-421;
- платежное поручение от 20.02.2023 N 4296 (22 000 руб.).
При проведении правовой экспертизы, представленных документов для осуществления государственной регистрации, государственным регистратором было установлено, что в нарушение части 2 статьи 14, части 4 статьи 18, части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ заявителем не представлено разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; в нарушение части 8 статьи 24 Закона N218-ФЗ, в состав приложения технического плана здания не включено разрешение на строительство, на основании которого должен быть подготовлен технический план.
17.03.2023 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено до 19.06.2023, о чем заявителю было сообщено уведомлением N КУВД-001/2023-3157663/1, N КУВД-001/2023-3157663/2.
Ввиду получения от администрации муниципального образования ответа от 28.03.2023 N 01.24-18/2830/2745/23 (в ответ на запрос от 17.03.2023 г. N 22-025757/23) причина приостановления, указанная в первом уведомлении о приостановлении, была устранена.
Данным ответом было сообщено, что на основании заявления АО "Газпром газораспределение Краснодар" принято постановление администрации МО город Армавир от 15.11.2021 N 2059 "О заключении договора на размещение объекта с акционерным обществом "Газпром газораспределение Краснодар", на основании которого был заключен договор на размещение объекта от 16.11.2021 N 277, в соответствии с которым стороне предоставлено право размещения на части земельного участка площадью 2678 кв.м. по адресу: Краснодарский край, город Армавир, станица Старая Станица, улица Мостовая, улица Комарова, улица Прикубанская объекта: "распределительные газопроводы среднего и низкого давления, ПРГ, для размещения которых не требуется разрешение на строительство" на срок до 15 октября 2022 года.
Дополнительно заявителем, с целью устранения причин приостановления заявленных регистрационных действий, 24.04.2023 были представлены дополнительные документы, а именно технический план от 21.04.2023 N б/н и нотариальная доверенность от 09.08.2022, реестровый номер 23/131-н/23-2022-1-421.
В связи с тем, что представленный технический план от 21.04.2023 N б/н, всех причин, изложенных в уведомлении о приостановлении, не устранил, заявителю было направлено уведомление от 27.04.2023 N КУВД-001/2023-9157663/3, КУВД-001/2023-9157663/4 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, с указанием срока приостановления до 19.06.2023.
Дополнительно заявителем, с целью устранения причин приостановления заявленных регистрационных действий, 11.05.2023 были представлены дополнительные документы, а именно: нотариальная доверенность от 09.08.2022, реестровый номер 23/131 -н/23-2022-1 -421, договор на размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установлении сервитута, публичного сервитута от 01.11.2021 N 7-ЗУ, договор на размещение объекта от 16.11.2021 N277.
Согласно требований пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 названной статьи.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно части 2 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются также в случае, если на момент государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
Исходя из положений статьи 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное сооружение, если для строительства этого сооружения в соответствии с федеральными законами не требуется получения разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана, подготовленного на основании документов, указанных в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором оно расположено (представление которого в орган регистрации прав не требуется, если соответствующее право заявителя на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Законом N 218 - ФЗ) или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как уже было отмечено выше, обществом на государственную регистрацию были представлены договоры на размещение объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края:
- договор от 16.11.2021 N 277, заключенный с администрацией муниципального образования г. Армавир на основании Постановления администрации муниципального образования г. Армавир от 15.11.2021 N 2059.
- договор от 01.11.2021 N 7-ЗУ, заключенный с Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края на основании Приказа Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 25.10.2021 N 501.
Согласно актам приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы дата окончания строительства объекта - 13.12.2021.
Договор от 16.11.2021 N 277 вступил в силу с 16.11.2021 и действовал 11 месяцев до 15.11.2022 (пункт 3.1 договора).
Договор от 01.11.2021 N 7-ЗУ вступил в силу 01.11.2021 и действовал 11 месяцев до 31.10.2022 (пункт 7.1 договора).
Следовательно, на дату окончания строительства объекта договоры были действующими; к заявлению о государственной регистрации прав заявителем приложены правоустанавливающие документы, содержащие в себе сведения, необходимые для регистрации, в том числе правоустанавливающие документы на земельные участки, оформленные на момент строительства и на дату окончания строительства объекта в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что заявителем приняты все возможные меры для представления документов, необходимых для осуществления регистрационных действий.
В обоснование доводов апелляционной жалобы управление указывает, что в данном случае статья 40 Закона N 218-ФЗ не подлежит применению, поскольку в ней четко поименованы правоустанавливающие документы - договор аренды и договор безвозмездного пользования, тогда как АО "Газпром газораспределение Краснодар" на государственную регистрацию, в качестве правоустанавливающих документов на земельный участок, были представлены - договор на размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установлении сервитута, публичного сервитута от 01.11.2021 N 7-ЗУ и договор на размещение объекта от 16.11.2021 N 277 (истекшие сроком действия на момент рассмотрения заявления управлением).
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции учитывает, что в данном случае не представление договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 "Об установлении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" спорные земельные участки для размещения спорного объекта недвижимости были предоставлены на основании договоров на размещение объекта.
Более того, судом первой инстанции правомерно отмечено, что регистрирующим органом после инициирования обществом судебного разбирательства осуществлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на иные объекты недвижимого имущества на основании аналогичного пакета документов.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2024 по делу N А32-45059/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45059/2023
Истец: АО "Газпром газораспределение "Краснодар"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФСГР кадастра и картографии по КК
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края