г. Самара |
|
16 мая 2024 г. |
А55-34418/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Николаевой С.Ю. и Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от ИП Нуруллаева М.Х. - Самородин В.А., доверенность от 20.07.2021,
иные участники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2024 года по делу N А55-34418/2023 (судья Бойко С.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Нуруллаева Мубариз Худабахыш оглы
к Департаменту градостроительства городского округа Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
- Департамента управления имуществом городского округа Самара,
- Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара,
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Нуруллаев Мубариз Худабахыш оглы обратился в Ленинский районный суд г.Самары с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 22.12.2022 N РД-2400 об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и обязании Департамента градостроительства городского округа Самара выдать разрешение на использование земельного участка площадью 480 кв.м по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Стара Загора / ул. Алма-Атинская, для цели использования - размещение элементов благоустройства территории сроком на 5 лет.
Определением Ленинского районного суда г. Самары от 30.05.2023 дело передано на рассмотрение Арбитражного суда Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2024 года заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Письменного отзыва на апелляционную жалобу заявителем не представлялось, в связи с этим, рассмотрение дела судом апелляционной инстанции откладывалось, с предложением представить письменные пояснения.
В судебном заседании представитель заявителя ходатайствовал о приобщении письменных пояснений, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Даны устные пояснения, что предпринимателем на соседнем участке с испрашиваемым осуществляется деятельность по обслуживанию автомобилей (шиномонтаж и т.п. автоуслуги). На вопрос о том, в чем будет заключаться благоустройство, представителем даны пояснения, что планируется размещение вазонов с цветами и лавочек для ожидания клиентов автосервиса.
Представители ответчика и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела,
08.12.2022 г. Нуруллаев Мубариз Худабахыш оглы обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, на использование земельного участка площадью 480 кв.м. по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Стара Загора / ул. Алма-Атинская, для цели использования - размещение элементов благоустройства территории сроком на 5 лет, по следующим координатам:
Номер точки |
Координаты X |
Координаты Y |
1 |
394438.72 |
1382271.37 |
7 |
394461.62 |
1382304.17 |
6 |
394448.50 |
1382313.33 |
5 |
394437.05 |
1382296.93 |
4 |
394443.61 |
1382292.35 |
3 |
394437.88 |
1382284.14 |
2 |
394432.16 |
1382275.95 |
1 |
394438.72 |
1382271.37 |
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) от 22.12.2022 N РД-2400 в выдаче разрешения заявителю отказано, в связи с тем, что земельный участок расположен в красных линиях.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в суд.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Департамент ссылается на то, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок расположен на территории, в отношении которой постановлением Администрации городского округа Самара от 30.09.2020 N 792 утверждена документация по планировке территории. Ответчик ссылается на то, что режим земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, спорные земли являются территорией общего пользования (дорогой).
Отклонив доводы ответчика, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и сослался при этом на следующее.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены случаи и основания для использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Одним из таких видов, включенным в Перечень указаны элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, а также пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений.
Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 N 595 утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены Постановлением РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с подпунктом 4 и 5 пункта 5 указанного постановления Правительства Самарской области без проведения аукциона и без взимания платы размещаются следующие объекты:
элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (подпункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).
Использование земель населенных пунктов в соответствии с положениями ст. 85 ЗК РФ осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны. При этом согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, указанный пункт 7 статьи 36 ГрК РФ предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования, и порядка использования таких территорий.
Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 N 444 утверждены "Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара" (далее - Правила).
Пункт 66 статьи 2 указанных Правил определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу пункта 3 статьи 2 Правил благоустройство территории представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории городского округа и по содержанию территории городского округа и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В свою очередь пункт 76 этой статьи относит к элементам благоустройства декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов здании, строении, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. К элементам благоустройства относятся также парковки (парковочные места) для инвалидов первой и второй групп, имеющих специальные автотранспортные средства, оборудованные системой ручного управления, а также граждан, имеющих детей-инвалидов (за исключением парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения).
Из системного толкования приведенных норм следует, что на территориях общего пользования допускается размещение объектов благоустройства. При этом размещение таких объектов не должно противоречить документам территориального планирования и приводить к невозможности использования земельного участка в соответствии с его назначением, а также препятствовать доступу неограниченного круга.
Согласившись с доводами заявителя о том, что размещение элементов благоустройства отвечает целям благоустройства территории - обеспечивает комфортность и безопасность условий проживания граждан, поддерживает и улучшает санитарное и эстетическое состояние территории городского округа, при этом не противоречит документам территориального планирования и создает благоприятные условия для нахождения на территории общего пользования неопределенного круга лиц, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Нуруллаевым М.Х. требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в силу п.4) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как было указано выше, основанием для обращения за выдачей разрешения на использование земельного участка послужили доводы Нуруллаева М.Х. о необходимости благоустройства территории. Как считает заявитель, он имеет право на получение такого разрешения по основаниям, установленным подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ. Этой нормой предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Конкретные перечни объектов, которые могут быть размещены в рамках такой процедуры, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 и Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 N 595. В соответствии с подпунктом 4 и 5 пункта 5 указанного постановления Правительства Самарской области без проведения аукциона и без взимания платы размещаются следующие объекты:
элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (подпункт 4).
Однако, заявление Нуруллаева М.Х., не содержит указания на то, какой конкретно объект благоустройства предполагается им к размещению на земельном участке.
Буквальное прочтение заявления (т.2 л.д.1) свидетельствует о том, что Нуруллаев М.Х. просит разрешение на использование земельного участка не для размещения конкретного объекта благоустройства (например малой архитектурной формы, скульптуры, фонтана и т.п.), а в целях размещения элементов благоустройства территории в целом.
О том, что целью подачи заявления является не размещение какого либо конкретного объекта, а фактическое использование всего участка, свидетельствует его испрашиваемая площадь - 480 кв.м., что явно превыхает любые разумные пределы малых архитектурных форм. Участок такой площади представляет собой самостоятельный объект недвижимости и потенциально может быть использован для самых различных целей, в том числе и за плату.
Как было указано выше, представители заявителя в заседании суда апелляционной инстанции давали пояснения, что участок площадью 480 кв.м. необходим Нуруллаеву М.Х. для организации места ожидания клиентов по его предпринимательской деятельности (шиномонтаж и другие автоуслуги).
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что по основаниям, предусмотренным ст.39.33 ЗК РФ, предприниматель Нуруллаев М.Х. хочет получить право пользования дополнительным земельным участком для своей предпринимательской деятельности, не осуществляя при этом за такое пользование оплаты.
В соответствии со ст.10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
С учетом вышеизложенного, отказ Департамента градостроительства предпринимателю Нуруллаеву М.Х. в разрешении использования земельного участка площадью 480 кв.м. является правомерным.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение искового заявления, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя по делу.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2024 года по делу N А55-34418/2023 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34418/2023
Истец: Нуруллаев Мубариз Худабахыш оглы
Ответчик: Департамент градостроительства городского округа Самара
Третье лицо: Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области