г. Челябинск |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А07-30292/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Камаева А.Х., Томилиной В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мифтахова Руслана Равильевича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2024 по делу N А07-30292/2023.
В судебном заседании принял участие представитель:
индивидуального предпринимателя Мифтахова Руслана Равильевича -Назмутдинов Рустам Зинурович (паспорт, доверенность от 30.10.2023, срок действия пять лет, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Индивидуальный предприниматель Мифтахов Руслан Равильевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Октябрьский городской суд Республики Башкортостан с административным заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, МЗИО) о признании незаконным решения МЗИО РБ N М04ТО-05-56-исх.-147-Г от 20.02.2023 об отказе в предоставлении земельных участков.
Определением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 13.07.2023 г. третьим лицом (заинтересованным лицом в порядке ч. 2 ст. 47 КАС РФ) привлечена Администрация городского округа г. Октябрьский.)
Определением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 26.07.2023 г. административное дело по административному иску Мифтахова Руслана Равильевича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельных участков передано по подсудности в арбитражный суд Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2024 (резолютивная часть от 31.01.2024) в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Мифтахова Руслана Равильевича - отказано.
С принятым решением не согласился заявитель (далее также - податель жалобы) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель указал, что оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков, которые предусмотрены п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ не имелось.
Податель жалобы отметил, что с заявлением о предоставлении земельных участков обратился в уполномоченный орган 16.12.2022, при этом возврат заявления, в связи с его несоответствием требованиям п. 1 настоящей статьи, должен был быть произведен в течение 10 дней со дня поступления заявления.
Заявитель указал, что 20.02.2023, после проведенной публикации и отсутствием заявлений о предоставлении земельных участков от иных лиц, ответчиком был направлен обжалуемый отказ, с нарушением предусмотренного ст. 39.15 Земельного кодекса РФ 10-и дневного срока.
Податель жалобы пояснил, что заинтересованное лицо в рамках поданного заявления, обеспечило опубликование извещения о предоставлении земельных участка для индивидуального жилищного строительства, в течение 30-и дневного срока, заявлений о предоставлении указанных земельных участков, в том числе, путем проведения аукциона, от иных лиц не поступало.
Считает, что поданное заявление в адрес ответчика, выразилось в предоставлении земельных участков с описанием кадастровых номеров и их адресных характеристик, по результатам рассмотрения которого последовал не отказ, со ссылкой на ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации,, а публикация извещения в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством, в связи с чем, решение от отказе от 20.02.2023, принятое по результатам рассмотрения моего заявления, является незаконным и необоснованным.
Заявитель указал, что на листе 9 судебного акта указано, что ответчику за период срока приема заявлений о намерении участвовать в аукционе по спорным земельным участкам с 21.12.2022 по 19.01.2023 неоднократно поступали звонки по вопросу подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по данным земельным участкам. При этом суд, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ принял во внимание указанные обстоятельства (лист 17 решения) при вынесении судебного акта, с учетом того, что указанные обстоятельства не подтверждены какими - либо надлежащими доказательствами и являются голословными, а заявления от иных лиц, якобы изъявивших желание участвовать в аукционе, в материалах дела отсутствуют.
Податель жалобы отметил, что на листе 18 решения суд указывает о том, что после признания первоначального извещения недействительным, в адрес Отдела поступило заявление о предоставлении земельных участков. На основании данного заявления, 28.04.2023 была произведена публикация извещения, по которому поступили заявления от иных граждан и заявителю было отказано в предоставлении земельных участков. Аукцион по данным земельным участкам не объявлялся.
Податель жалобы считает, что привлечение начальника отдела Трофимовой О.П. к административной ответственности не является юридическим и значимым фактом и не может влиять на принятие решения ответчиком, так как к осуществляемому внутреннему документообороту в территориальном отделе, заявитель никакого отношения не имеет. Аналогичная ситуация касается и проведенной в отношении начальника отдела Трофимовой О.П. служебной проверки.
Определением суда от 04.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.05.2024.
От Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу, с доказательством его направления в адрес лиц, участвующих в деле. Отзыв приобщен к материалам дела.
От Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан, администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан поступили ходатайства об отложении судебного заседания ввиду невозможности обеспечить явку в судебное заседание.
Кроме того, в ходатайстве Администрации указано на то, что в ее адрес не поступила апелляционная жалоба, а потому необходимо дополнительное время для ознакомления.
Коллегией ходатайства об отложении рассмотрены, оснований для удовлетворения не усмотрено.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными; арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Указанными положениями предусмотрено право, а не обязанность суда отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле.
Согласно части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства лиц, участвующих в деле, обосновываются ими.
В обоснование заявленных ходатайств об отложении заявители ссылаются на невозможность обеспечения явки в судебное заседание.
Между тем, приведенные ответчиком обстоятельства обязательным основанием для применения статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются.
Заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, заявителями не приведено доводов по обстоятельствам, ранее не заявленным в суде первой инстанции, не ссылаются на намерение представить новые доказательства в качестве опровержения доводов апелляционной жалобы.
Коллегией учтено, что Министерством в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Доводы Администрации о неполучении апелляционной жалобы коллегией отклонены как необоснованные, поскольку в апелляционной жалобе приложены квитанции об отправке текста апелляционной жалобы по почтовому адресу Администрации. Более того, с момента принятия апелляционной жалобы к производству суда до судебного заседания Администрация не была лишена права обратиться с заявлением об ознакомлении с материалами дела, однако, своим правом не воспользовалась.
Отложение судебного разбирательства при отсутствии в материалах дела доказательств уважительности причин невозможности обеспечения явки в судебное заседание, а также доказательств, препятствующих рассмотрению дела, ведет к необоснованному увеличению срока разрешения спора.
Явка в судебное заседание представителей обязательной не признана, а при наличии процессуальной заинтересованности в представлении новых доказательств заявители имели реальную возможность направления таких доказательств одновременно либо вместо ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Кроме того, заявление лицом, участвующим в деле, ходатайства об отложении судебного разбирательства в отсутствие уважительных причин, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не возлагает на суд обязанности отложить заседание при условии представления в материалы дела достаточных доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу.
С учетом изложенного апелляционной коллегией в удовлетворении ходатайств об отложении судебного заседания отказано.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.12.2022 Мифтахов Руслан Равильевич (заявитель) обратился в Октябрьский территориальный отдел Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предварительном согласовании предоставления 10 земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, город Октябрьский, улица Крымская, земельные участки N N 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 32, 34. Цель использования земельных участков: для индивидуального жилищного строительства. Вид запрашиваемого права: собственность.
21.12.2022 проведена публикация извещения о возможности предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в газете "УФА", а также на официальном сайте данной газеты www.kp.ru. Срок приема заявок с 21.12.2022 по 19.01.2023.
Заявитель указал, что в период с 21.12.2022 по 19.01.2023 в адрес Министерства каких-либо заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступило.
Как указывает заявитель, в нарушение п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ Министерством в адрес Мифтахова Р.Р. в срок 22.01.2023 решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не принято, проект договора купли-продажи не направлен.
31.01.2023 Мифтахов Р.Р. обратился в Министерство с заявлением об исполнении требований земельного законодательства - направлении в течение 3-х дней проектов договоров купли-продажи земельных участков.
20.02.2023 Министерством направлено письмо (исх. N М04ТО-05- 56-исх.-147-Г) о том, что им принято решение о возвращении заявления как несоответствующего требованиям ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (несоответствие выбранной государственной услуги).
Таким образом, заявитель считает, что Министерством допущено нарушение порядка и сроков рассмотрения заявления Мифтахова Р.Р. предусмотренного ст. 39.18 ЗК РФ, что повлекло принятие незаконного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления запрашиваемых земельных участков.
Заявитель пояснил, что вышеуказанные незаконные действия Министерства нарушили право Мифтахова Р.Р., предусмотренное подп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, согласно которой без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта.
Таким образом, действия Министерства, выраженные в принятии решения от 20.02.2023 N М04ТО-05-56-исх.-147-Г незаконны.
Также незаконно бездействие Министерства, выраженное в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков и не направлении проекта договора купли-продажи спорных участков, поставленных на кадастровый учет, что повлекло нарушение прав Мифтахова Р.Р., предусмотренных пп. 10 п. 2 ст. 39.3, пи. 15 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.18 ЗК РФ.
На основании вышеизложенного, заявитель просит:
1. Признать решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 20.02.2023 N М04ТО-05-56-исх.- 147-Г г. об отказе в предоставлении в собственность Мифтахова Руслана Равильевича земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, город Октябрьский, улица Крымская, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 32, 34 - незаконным.
2. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, город Октябрьский, улица Крымская, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 32, 34 в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.
3. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - подготовить и направить проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, город Октябрьский, улица Крымская, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 32, 34 по цене, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку государственная услуга предварительного согласования предоставления земельного участка включает в себя, в том числе постановку на кадастровый учет, заявление Мифтаховым Р.Р. было подано некорректно, к тому же в заявлении основание предоставления земельного участка также указано некорректно. Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Октябрьского территориального отдела правомерно вынесено решение (N М04ТО-05-56-исх.-147-Г от 20.02.2023) о возвращении заявления о предварительном согласовании земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц указанное решение должно быть признано не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту и должно нарушать права и законные интересы заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель в свою очередь по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1).
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Если заявитель избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
Для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная защита в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов (решений, действий), а также понуждения заинтересованного лица к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей, и не может быть направлена на разрешение спора о праве между сторонами.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона.
Статьями 39.14 - 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Одним из его этапов является подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирована статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предварительное согласование предоставления земельного участка - вынесение уполномоченным органом решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категория земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", а также основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела, 15.12.2022 Мифтахов Руслан Равильевич (заявитель) обратился в Октябрьский территориальный отдел Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304. Земельные участки имеют следующие адресные ориентиры: г. Октябрьский, ул. Крымская уч. 14, 20, 18, 16, 32, 34, 22, 28, 24, 26. Цель использования земельного участка для ИЖС. Основание предоставления земельного участка без проведения торгов: п. 2 ст. 39.3 (собственность) Земельного кодекса РФ. Вид права, на котором приобретается земельный участок: в собственность.
В результате рассмотрения заявления, начальником отдела Трофимовой О.П. на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru самостоятельно было размещено сообщение от 21.12.2022 N 22000010210000000536 о предоставлении (реализации) земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304, расположенных по адресам (имеющим адресные ориентиры): Республика Башкортостан, г. Октябрьский, г. Октябрьский, ул. Крымская, земельные участки 14, 20, 18, 16, 32, 34, 22, 28, 24, 26.
21.12.2022 сообщение также было размещено на сайте городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан https://oktadm.ru, в газете "Комсомольская Правда".
Срок приема заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже вышеперечисленных земельных участков по указанной публикации был установлен с 21.12.2022 по 19.01.2023.
Министерство указывало, за период срока приема заявлений о намерении участвовать в аукционе по спорным земельным участкам с 21.12.2022 по 19.01.2023 неоднократно поступали звонки по вопросу подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по данным земельным участкам. Поскольку специалистам Отдела не было известно о публикации, в приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе обращавшимся потенциальным заявителям, было отказано.
При обращении специалистов к начальнику отдела Трофимовой О.П. по вопросу наличия публикации извещения начальник отдела отрицала размещение данной публикации. Право доступа на официальный сайт по торгам было только у начальника отдела - Трофимовой О.П.
Ввиду отсутствия у специалистов отдела информации об осуществленной публикации извещения, заявления о намерении участия в аукционе по вышеуказанным земельным участкам не принимались. Гражданам, желающим подать данные заявления, в приеме было отказано.
В соответствии с материалами дела, Министерство пояснило, что по устоявшемуся ранее порядку работы отдела, обязанность по размещению информационных сообщений на torgi.gov.ru, сайте администрации города и в газете исполняла заместитель начальника отдела Ибрагимова Т.В. (должностными регламентами сотрудников от 01.03.2021, обязанность по размещению информационных сообщений на torgi.gov.ru, сайте администрации и в газете возложены на заместителя начальника отдела Ибрагимову Т.В., заведующего сектором по оформлению прав землепользования Хабибулину Л.М.).
В силу приказа Минземимущества РБ от 02.11.2022 N 3128, ответственным лицом за размещение информации на торговой площадке torgi.gov.ru, сайте Минземимущества РБ о предоставляемых земельных участках до разграничения государственной собственности является начальник отдела по территориальности таких участков, в частности по городу Октябрьскому - Трофимова О.И.
По истечении срока подачи заявлений 20.01.2023 начальник отдела Трофимова О.П. дала задание заместителю начальника отдела Ибрагимовой Т.В. подготовить проекты договоров купли-продажи по спорным участкам и передала заявление Мифтахова Р.Р., извещение от 21.12.2022, и выписки из ЕГРН на несколько земельных участков, на вопрос о наличии межведомственных запросов по данным участкам до публикации и о том, что были звонки других граждан Трофимова О.П. ответила, что заявления официально не поступили и основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
Согласно указанному пункту заместителем начальника отдела по г. Октябрьскому Ибрагимовой Т.В. были представлены в письменной форме обоснования неправомерности поручения начальника отдела, о подготовке проектов договоров купли-продажи десяти участков по ул. Крымская, с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. Подтверждения этого поручения в письменной форме от Трофимовой О.П. не поступало. Трофимова О.П. не отреагировала на письменное обоснование неправомерности ее действий.
Министерство указывало, что заместителем начальника отдела Ибрагимовой Т.В. подготовлена и направлена в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан служебная записка "О фактах незаконного размещения информационных сообщений".
В соответствии с приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 26.01.2023 N 87-к "О проведении служебной проверки" создана комиссия и проведена служебная проверка в отношении начальника отдела Трофимовой Ольги Петровны, которая самолично, вопреки должностным регламентам сотрудников отдела, направила информацию о предоставлении земельных участков на вышеуказанные сайты, в газету, не известив специалистов сектора по оформлению прав землепользования, ответственных за предоставление государственных услуг.
В силу заключения проведенной служебной проверки от 15.02.2023 факты, изложенные в служебной записке Ибрагимовой Т.В., нашли свое подтверждение.
Заключением по результатам служебной проверки от 15.02.2023 установлено, что отделом по г. Октябрьскому направлен межведомственный запрос в отдел архитектуры и градостроительства ГО г. Октябрьский от 23.01.2023 N М04ТО-05-56-НСХ-93 о предоставлении информации о территориальной зоне, красных линиях и т.д. В рамках указанного запроса от Администрации городского округа г. Октябрьский отдела архитектуры и градостроительства ответ получен письмом от 24.01.2023 N 103, т.е. через 34 календарных дня со дня публикации извещения о проведении торгов (аукциона).
В нарушение пп. 3, 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, до начала проведения торгов (аукциона) 21.12.2022 по продаже земельных участков или аукционе на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1305, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304 достоверная информация о территориальных зонах, красных линий и т.д. в отделе по г. Октябрьскому не имелась и для проведения торгов не было оснований.
В соответствии с выписками из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1305, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304 имеют свои уточненные координаты (выписка от 20.12.2022).
Заявителем Мифтаховым Р.Р. не правильно выбрана государственная услуга "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена".
На основании заключения по результатам служебной проверки от 15.02.2023, начальнику отдела Трофимовой О.П. даны указания об уведомлении Мифтахова Р.Р. о несоответствии выбранной государственной услуги, в соответствии с п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, о признании недействительными опубликованного сообщения в газете "Комсомольская Правда" N 98-с (27445-с) от 21.12.2022, и о проведении аукциона в первом квартале 2023 на земельные участки 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1305, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304. А также начальнику отдела Трофимовой О.П. был объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Согласно выводам служебной проверки, в газете "Йэшлек" 03.03.2023 Трофимовой О.П. было опубликовано информационное сообщение о признании недействительным ранее опубликованного сообщения в газете "Комсомольская Правда" N 98-с (27445-с) от 21.12.2022.
31.01.2023 заявитель обратился в Октябрьский территориальный отдел Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением об исполнении требования земельного законодательства, и направлении проектов договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков, либо направлении мотивированного отказа в их предоставлении.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан письмом N М04ТО-05-56-исх.-147-Г от 20.02.2023 сообщило, что в заявлении о предварительном согласовании указаны земельные участки с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, ул. Крымская, земельные участки 14, 20, 18, 16, 32, 34, 22, 28, 24, 26, границы которых уточнению не подлежат. На основании изложенного Отделом в соответствии с п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение о возвращении заявления как несоответствующего требованиям п. 1 рассматриваемой статьи (несоответствие выбранной государственной услуги).
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования(обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2)принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мифтахов Руслан Равильевич обратился в Октябрьский территориальный отдел Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предварительном согласовании предоставления 10 земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами: 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1305, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304 сформированы, имеют свои уточненные координаты и уточнению не подлежат.
В силу п.п 3 п.1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
Предварительное согласование предоставления земельного участка - вынесение уполномоченным органом решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
В случае, если земельный участок образован, и его границы не нуждаются в уточнении, предварительное согласование предоставления земельного участка не требуется.
В силу пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие каких-либо сведений, либо документов, указанных в п.п. 1, 2 ст. 39.15 ЗК РФ, является основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку государственная услуга предварительного согласования предоставления земельного участка включает в себя, в том числе постановку на кадастровый учет, заявление Мифтаховым Р.Р. было подано некорректно.
Кроме того, судом установлено, что в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов заявитель указал п. 2 ст. 39.3 (собственность) Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа:
- земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения, развития территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;
- земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
- земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
- земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
- земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
- земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Между тем в заявлении Мифтахова Р.Р. от 15.12.2022 не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в заявлении основание предоставления земельного участка также указано некорректно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В силу приказа Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 (ред. от 23.11.2022) "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно материалам дела, документы, предусмотренные п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, заявителем не приложены.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. При этом данная норма не определяет, что заявления подаются только посредством личного присутствия заявителя либо его представителя.
Определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством только личного представления заявления ограничивает возможность участия в аукционе всех заинтересованных лиц.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что после признания первоначального извещения недействительным, в адрес Отдела поступило заявление о предоставлении указанных выше земельных участков.
На основании данного заявления была произведена публикация извещения 28.04.2023 в газете "Йэшлек", на сайте torgi.gov.ru от 28.04.2023 г. N 22000010210000001215. По данной публикации в адрес отдела поступили заявления иных граждан. В связи, с чем заявителю было отказано в предоставлении земельных участков. Аукцион по данным земельным участком не объявлялся.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации):
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Октябрьского территориального отдела правомерно вынесено решение (N М04ТО-05-56-исх.-147-Г от 20.02.2023 г.) о возвращении заявления о предварительном согласовании земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:020605:1291, 02:57:020605:1292, 02:57:020605:1308, 02:57:020605:1295, 02:57:020605:1322, 02:57:020605:1307, 02:57:020605:1302, 02:57:020605:1303, 02:57:020605:1304.
Вопреки доводам апеллянта само по себе нарушение сроков вынесения решения о возврате заявления не свидетельствует о незаконности такого решения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженное в письме N М04ТО-05-56-исх.-147-Г от 20.02.2023, является законным.
Отклонению подлежит довод заявителя, что оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков, которые предусмотрены п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ не имелось.
Согласно материалам дела, государственная услуга предварительного согласования предоставления земельного участка включает в себя, в том числе постановку на кадастровый учет, а потому заявление Мифтаховым Р.Р. было подано некорректно. В качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов, заявитель указал п. 2 ст. 39.3 (собственность) Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного в рамках рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции не выявлено наличие совокупности двух условий (противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности), необходимых для признания незаконным решения государственного органа, органов местного самоуправления.
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Из содержания судебного акта первой инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства фактически были исследованы и оценены в порядке статьи 71 АПК РФ и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. Оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, базирующихся на исследовании и правильной оценке представленных в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2024 по делу N А07-30292/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мифтахова Руслана Равильевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.Х. Камаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30292/2023
Истец: Мифтахов Р Р
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношении РБ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН