г. Москва |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А41-87444/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Асалиевым А.Ш.,
при участии в заседании:
от истца - Кайнер И.В., по доверенности от 18.08.2022,
от ответчика - представитель не явился;
от 3-х лиц - представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Королев Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2024 года по делу N А41-87444/23, по иску Бирюковой Наталии Викторовны к Администрации городского округа Королев Московской области о признании незаконным отказа,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Филиал ППК "Роскадастр" по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Московской области из Московского областного суда поступило административное дело N 33а-33648/2023 по административному исковому заявлению Бирюковой Наталии Викторовны (далее - заявитель, Бирюкова Н.В.) к Администрации городского округа Королев Московской области (далее - администрация), с требованиями:
- признать отказ в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 15.08.2022 N Р001 -1542362590-61354751 незаконным;
- обязать Администрацию городского округа Королев Московской области оказать услугу "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040701:194, категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: магазины, общей площадью 501 кв.м, по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Калининградская, по ставке равной 15% от кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2024 года по делу N А41-87444/23 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Королев Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Бирюкова Н.В. обратилась в администрацию за оказанием государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" о предоставлении в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером: 50:45:0040701:194, категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: магазины, общей площадью 501 кв.м., по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Калининградская.
На вышеуказанном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:45:0000000:1579, принадлежащее Бирюковой Н.В. на праве собственности.
Земельный участок, предоставлен Бирюковой Н.В. в аренду сроком до 01.01.2068 г.
Решением от 15.08.2022 N Р001-1542362590-61354751 администрация отказала Бирюковой Н.В. в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в связи с тем, что учитывая пункт 296 сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 15.08.2022 N 135-3 не предъявлено разрешение реконструкцию и ввод в эксплуатацию со здания проходной на объект торговли, в связи с чем, предоставление земельного участка в собственность не возможно.
Бирюкова Н.В. считая, что решение от 15.08.2022 N Р001-1542362590-61354751 об отказе в предоставлении государственной услуги не отвечает требованиям действующего земельного законодательства, является незаконным, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со статьей 2 Закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Частью 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 названного Закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован положениями статей 39.14, 39.17 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведен в статье 39.16 ЗК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что Администрация городского округа направила проект постановления для согласования на Межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.
Решением Межведомственной комиссии от 15.08.2022 протокол N 135-0 (п. 296) отказано в согласовании проекта данного постановления, в связи с тем, что заявителем не предъявлено разрешение на реконструкцию и ввод в эксплуатацию со здания проходной на объект торговли.
До настоящего момента указанное решение Межведомственной комиссии не обжаловано.
Следовательно, по мнению заявителя апелляционной жалобы, у Администрации городского округа отсутствует фактическая возможность и законные основания для предоставления спорного земельного участка.
При этом, заявителем апелляционной жалобы не учтены следующие обстоятельства.
Так, в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" указано на пункт 296 сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 15.08.2022 N 135-3, не предъявлено разрешение на реконструкцию и ввод в эксплуатацию со здания проходной на объект торговли, в связи с чем предоставление земельного участка в собственность не возможно.
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N 50:45:0040701:194 не ограничен в обороте арестов и запрещений нет.
На земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:45:0000000:1579, 1970 года постройки, принадлежащее Бирюковой Н.В. на праве собственности.
Земельный участок имеет вид разрешенного использования: магазины.
В нежилом здании ведется предпринимательская деятельность (торговля).
Спорный земельный участок используется в соответствии с его видом разрешенного использования.
Исходя из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером N 50:45:0000000:1579 в графе наименование указано - основное строение.
Наименование изменено на основании решения собственника.
В соответствии с Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2022 N 68051) собственник зданий имеет право изменить наименование, исключив сведения о нем из здания и указать вид разрешенного использования.
На сегодняшний день назначение здания не изменялось, оно так и осталось нежилым, изменено только наименование по решению собственника в соответствии с техническим планом, который изготовлен по уточнению местоположения зданий и изменения его основных характеристик.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, формулировка отказа в предоставлении услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" предусмотренная действующим законодательством отсутствует.
В части наличия сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области, отмечается, что учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела и установленные по делу факты, само по себе согласование отказа в предоставлении государственной услуги Министерством имущественных отношений Московской области, свидетельствует лишь о соблюдении установленного порядка принятия оспариваемого решения, но не о наличии законных оснований для этого, поскольку принятие окончательного решения по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в силу действующего земельного законодательства лежит именно на органе местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение администрации от 15.08.2022 N Р001-1542362590-61354751 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и признается судом незаконным.
Суд первой инстанции правомерно в порядке статьи 201 АПК РФ в качестве восстановления прав Бирюковой Н.В. обязал администрацию оказать услугу "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040701:194, категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: магазины, общей площадью 501 кв.м, по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Калининградская, по ставке равной 15% от кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.02.2024 года по делу N А41-87444/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87444/2023
Истец: Бирюкова Наталия Викторовна
Ответчик: Администрация городского округа Королев Московской области
Третье лицо: МИО МО