г. Киров |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А17-10907/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.
при участии в судебном заседании представителя ответчика Зотова С.А., действующего на основании доверенности от 03.11.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Велес", ИНН 5032200996, ОГРН 1155032003136
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2024 по делу N А17-10907/2023
по иску Комитета Ивановской области по лесному хозяйству (ИНН 3702514210 ОГРН 1073702001427)
к обществу с ограниченной ответственностью "Велес" (ИНН 5032200996 ОГРН 1155032003136)
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Комитет Ивановской области по лесному хозяйству (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Велес" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 999 662 руб. 58 коп. неустойки за ненадлежащее исполнение договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 25.07.2018 N 08-01-2018 (далее - Договор) в виде оставления не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2024 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Акт осмотра от 03.08.2023 N 36, который послужил основанием для расчета неустойки, составлен по форме и в порядке, установленных приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, утратившим силу с 01.09.2022, а не по форме и в порядке, установленных приказом Минприроды России от 17.01.2022 N 23, действовавшим на момент осмотра лесосеки, следовательно, зафиксированные в нем нарушения не могут являться основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. В нарушение п. 4 Приложения N 4 к Приказу N 23 Минприроды России (Порядок заключительного осмотра лесосеки), ответчик не был извещен лицом, осуществляющим осмотр лесосеки, не менее чем за 10 рабочих дней до проведения осмотра. Постановление Правительства Ивановской области от 30.03.2023 N145-п "Об утверждении перечня населенных пунктов Ивановской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году, перечней территорий организаций отдыха детей и их оздоровления Ивановской области, территорий садоводства или огородничества Ивановской области, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году, и начале пожароопасного сезона" не наделяет Комитет дополнительными правами в сфере лесопользования, профилактики и борьбы с лесными пожарами и не возлагает дополнительных обязанностей. В акте осмотра лесосеки отсутствуют указания на применяемые лицом, осуществляющим осмотр, инструменты и измерительные приборы, с помощью которых были произведены измерения, позволяющие установить объем невывезенной древесины; не указаны сведения о сертификации этих инструментов и измерительных приборов, прохождении ими поверки, либо ссылка на то, что сертификация и поверка данных инструментов и измерительных приборов не требуется. По результатам осмотра лесосеки не был составлен акт заключительного осмотра лесосеки в форме электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, его составившего, в состав которого должны быть включены материалы фотофиксации осмотра лесосеки (ч. 9 ст. 23.2 ЛК РФ, п. 10 Приложения N4 к Приказу N 23).
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.03.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
На основании протокола о результатах аукциона от 12.07.2018 N 1.1 Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили Договор, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок общей площадью 35313,1759 га, состоящий из земельных участков с кадастровым номером 37:02:000000:7 площадью 33993,1759 га, расположенных по адресу: Ивановская область, ОГКУ "Вичугское лесничество", Вичугский район, Вичугское участковое лесничество, кварталы NN 1-46, часть квартала 47 (выделы 1-12, 14-17, 19-30, 33-38, 42-60, часть выделов 13,18,31,32,39,40,41), N 48-129, Зарубинское участковое лесничество, кварталы 1-7, 9-31, 34, 35, 37-61, 64-71, 78, Каменское участковое лесничество, кварталы 1-126; с кадастровым номером 37:10:000000:2 площадью 1 320 га, расположенных по адресу: Ивановская область, ОГКУ "Вичугское лесничество", Лухский район, Зарубинское участковое лесничество, кварталы NN 32, 33, 62, 63, 72-77.
Схема расположения лесного участка и его характеристики указаны в приложениях N 1 и N 2 к Договору, цели и объемы использования согласованы в приложении N 3 к Договору. Лесной участок передан ответчику по акту приема-передачи от 25.07.2018 (приложение N 6 к Договору).
Дополнительным соглашением от 22.05.2020 стороны с 01.01.2020 согласовали изменение размера годовой арендной платы, приложения N 3, 4, 5 изложили в новой редакции.
Подпунктом "ж" пункта 3.4 Договора установлено, что арендатор обязан осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации и Договором (пункт 4.1 Договора).
В силу подпункта "л" пункта 4.2 Договора за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ по расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 7-кратной стоимости не вывезенной в срок древесины, определенной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для древесины лесных насаждений по первому разряду такс во всех лесотаксовых районах.
Проектом освоения лесов предусмотрена выборочная рубка спелых и перестойных насаждений в лесосеке 1 лесотаксационном выделе N 24, квартале N 85, Вичугское участковое лесничество, ОГКУ "Вичугское лесничество", объем заготовки, подлежащий рубке на данном участке, задекларирован ответчиком в лесной декларации N 21 от 19.07.2022. Срок действия лесной декларации с 28.07.2022 по 27.07.2023.
02.08.2023 Комитет направил Обществу по адресам электронной почты уведомление о проведении приемки работ и осмотру делянок.
03.08.2023 специалистами ОГКУ "Вичугское лесничество" произведен осмотр лесосеки N 1 в выделе N 24, квартале N 85, Вичугское участковое лесничество, в ходе которого обнаружена не вывезенная в установленный срок древесина объемом 2 296,08 куб.м., о чем составлен акт осмотра.
Истец считает, что арендатором нарушены обязательства, предусмотренные Договором, в связи с чем на основании подпункта "л" пункта 4.2 Договора произвел начисление неустойки в размере 999 662 руб. 58 коп.
Претензией от 31.08.2023 истец предложил ответчику оплатить неустойку.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу статьи 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.
На основании части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно подпункту "к" пункта 12 действующих с 1 января 2021 года Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
Из материалов дела следует, что 03.08.2023 при осмотре лесосеки участковым лесничим в квартале N 85 выделе N 24 лесосеке N 1 обнаружено наличие не вывезенной древесины в количестве 2296,08 м3. Составлен соответствующий акт осмотра лесосеки от 03.08.2023 N 36.
Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Расчет неустойки произведен истцом исходя из положений подпункта "л" пункта 4.2 Договора, предусматривающего взыскание неустойки за оставление в лесосеках завалов, зависших, срубленных деревьев в размере 7-кратной стоимости оставленных деревьев, определенной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Правительством РФ для древесины лесных насаждений по первому разряду такс во всех лесотаксовых районах.
Заявитель в жалобе указывает на то, что акт осмотра составлен по форме и в порядке, установленными приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, утратившим силу с 01.09.2022.
Согласно пункту 2 Порядка заключительного осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки" (далее - Порядок N 23), осмотр мест осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки) (далее - осмотр лесосек), расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Пунктом 3 Порядка N 23 предусмотрено, что осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
В соответствии с пунктом 8 Приложения N 1 к Приказу N 23 заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры. К заключительным лесосечным работам относятся следующие работы: 1) очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков; 2) снос созданных лесных складов, других строений и сооружений; 3) приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ; 4) приведение в надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек. Очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Действительно, представленный в материалы дела акт осмотра лесосеки от 03.08.2023 составлен по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, утратившим силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Минприроды России от 17.01.2022 N 23.
При этом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, сведения, отраженные в акте осмотра лесосеки от 03.08.2023, ответчиком не опровергнуты, контррасчет объема не вывезенной древесины не представлен, отсутствие в акте данных о наличии и объеме не вывезенной древесины в разрезе кодов ОКПД 2 не свидетельствует о недоказанности факта нарушения требований лесного законодательства и наличии оснований для освобождения ответчика от ответственности за нарушение условий договора аренды лесного участка.
Также заявитель ссылается на его не извещение о предстоящем осмотре.
На основании пункта 4 Приложения N 4 Порядка N 23 лицо, осуществляющее осмотр лесосек, не менее чем за 10 рабочих дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта).
Проектом освоения лесов предусмотрена выборочная рубка спелых и перестойных насаждений в лесосеке 1 лесотаксационном выделе N 24, квартале N 85, Вичугское участковое лесничество, ОГКУ "Вичугское лесничество", объем заготовки, подлежащий рубке на данном участке, задекларирован ответчиком в лесной декларации N 21 от 19.07.2022.
Срок действия лесной декларации с 28.07.2022 по 27.07.2023.
Из материалов дела следует, что по окончании срока действия лесной декларации в связи с существовавшим пожароопасным сезоном 02.08.2023 Комитет направил Обществу по адресу электронной почты уведомление о проведении приемки работ и осмотру делянок.
Представители ответчика на осмотр не явились, о чем имеется отметка в акте осмотра лесосеки от 03.08.2023.
Копия акта осмотра лесосеки от 03.08.2023 получена работником ответчика.
Относительно довода о несоблюдении срока извещения о проверке суд апелляционной исходит из того, что в лесосечные работы входит заготовка древесины и очистка (доочистка) лесосек, при этом очистка лесосек осуществляется одновременно с заготовкой древесины, а заготовка может быть выполнена только в пределах срока действия лесной декларации, то очистка лесосек, в том числе доочистка, должна быть завершена в период действия лесной декларации. Таким образом, не соблюдение срока извещения ответчика о проверке не отменяет факт допущенных им нарушений.
На основании пункта 8 Порядка N 23 лицо, осуществляющее осмотр лесосек, должно использовать измерительные приборы и инструменты, обеспечивающие проведение измерений с необходимой точностью, таблицы и иные материалы для проведения расчетов.
Из пояснений истца следует, что при проведении осмотра лесосек участковыми лесничими использовались мерные ленты, буссоли и навигаторы.
Доказательств, опровергающих данные сведения, а также подтверждающих неверность определения объема не вывезенной древесины, заявителем не представлено.
Согласно пункту 10 Приложения N 4 Правил N 23 по результатам осмотра лесосеки акт заключительного осмотра лесосеки составляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом, в соответствии с пунктом 11 Приложения N 4 Правил N 23 при осмотре лесосеки без участия лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, составленный акт заключительного осмотра лесосеки подготавливается на бумажном носителе и высылается ему заказным письмом.
Иные доводы заявителя несостоятельны и не влияют на правильность принятого судебного акта.
Расчет неустойки правомерно произведен истцом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 2405 "О применении в 2023-2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с учетом объема не вывезенной древесины, указанного в актах осмотра лесов, и по существу заявителем не оспорен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2024 по делу N А17-10907/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-10907/2023
Истец: Комитет Ивановской области по лесному хозяйству
Ответчик: ООО "Велес"
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд