город Ростов-на-Дону |
|
15 мая 2024 г. |
дело N А53-34733/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.,
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Российский железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.03.2024 по делу N А53-34733/2023
по иску ООО "Шахтоуправление "Садкинское"
к ОАО "Российский железные дороги"
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" (далее - истец, ООО "Шахтоуправление "Садкинское") обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки груза за период: апрель - май 2023 года в размере 1 158 111,68 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2024 с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" взысканы пени в сумме 579 055,84 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 24 581 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что задержка доставки по железнодорожным накладным произошла по причине возникновения обстоятельств, установленных статьей 29 Устава железнодорожного транспорта (п. 6.4 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов). В настоящем случае ненадлежащее исполнение договора перевозки вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, отвечающими критериям чрезвычайности и непредотвратимости, а также приоритетностью воинских железнодорожных перевозок.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 03.04.2023 по 20.05.2023 ОАО "Российские железные дороги" приняло обязательства на перевозку груза от грузоотправителя ООО "Шахтоуправление "Садкинское" со станции отправления Чапаевка-Ростовская СКЖД по маршрутам в следующие адреса:
- филиал ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС (Грузополучатель), станция назначения: БЛОКПОСТ 13 КМ;
- Муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (Грузополучатель), станция назначения: ЛАЗАРЕВСКАЯ;
- Общество с ограниченной ответственностью "Карбон Трейд" (Грузополучатель), станция назначения: РЯЗАНОВКА;
- Открытое акционерное общество "Кристалл-2" (Грузополучатель), станция назначения: КУБАНСКАЯ;
- ОАО "ВИКОР" (Грузополучатель), станция назначения: Ея;
- Открытое акционерное общество "Сахарный завод "Ленинградский" (Грузополучатель), станция назначения: УМАНСКАЯ;
- Общество с ограниченной ответственностью "Алмазная-ДК" (Грузополучатель), станция назначения: НОВОМИХАЙЛОВСКАЯ;
- Общество с ограниченной ответственностью "РАДУГА" (Грузополучатель), станция назначения: ГАМЗИНО;
- ООО "Староминское предприятие по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций" (Грузополучатель), станция назначения: СТАРОМИНСКАЯ-ЕЙСКАЯ;
- Акционерное общество "КРИСТАЛЛ" (Грузополучатель), станция назначения: КАЛАЧ;
- Общество с ограниченной ответственностью "Краснояружский сахарник" (Грузополучатель), станция назначения: СВЕКЛОВИЧНАЯ;
Общество с ограниченной ответственностью "Эртильский сахар" (Грузополучатель), станция назначения: ЭРТИЛЬ;
- ООО ФИРМА "КАРБОРОС" (Грузополучатель), станция назначения: РАМЕНСКОЕ;
- Акционерное общество "Земетчинский сахарный завод" (Грузополучатель), станция назначения: ЗЕМЕТЧИНО;
- Общество с ограниченной ответственностью "Перелешинский сахарный комбинат" (Грузополучатель), станция назначения: ПЕРЕЛЕШИНО;
- Общество с ограниченной ответственностью "КУРСКСАХАРПРОМ" (Грузополучатель), станция назначения: СВОБОДА;
- Общество с ограниченной ответственностью "Дмитротарановский сахарный завод" (Грузополучатель), станция назначения: ТОЛОКОННОЕ.
Фактические обязательства сторон в рамках договора перевозки грузов подтверждаются квитанциями о приеме груза к перевозке, выданными ОАО "РЖД" грузоотправителю ООО "Шахтоуправление "Садкинское": ЭЕ447952, ЭЕ606646, ЭЕ877326, ЭЕ975418, ЭЕ975048, ЭЖ398118, ЭЖ423283, ЭЖ422951, ЭЖ463207, ЭЖ508923, ЭЖ508588, ЭЖ508785, ЭЖ668.165, ЭЖ696860, ЭЖ509066, ЭЖ757294, ЭЖ759493, ЭЖ757535, ЭЖ796288, ЭЖ796200, ЭЖ884768, ЭЖ880840, ЭЖ923510, ЭЖ923458, ЭЖ923394, ЭЖ977755, ЭЖ995206, Э3013618, ЭЗО14572, Э3037674, Э3054561, Э3055181, Э3054050, Э3064447, Э3065207, Э3063994, Э3092798, Э3101308, Э3120199, Э3124180, Э3124535, Э3124844, Э3202207, Э3206886, Э3249018, Э3389331, Э3406771, Э3495872, Э3519486, Э3533549, Э3544483, Э3549288, Э3568218, Э3586608, Э3884887, Э3902312, и скриншотами уведомлений о прибытии груженых вагонов на станцию назначения из системы ЭТРАН.
Срок доставки груза установлен перевозчиком в соответствии с Правилами железнодорожных перевозок и указан в квитанциях о приеме груза.
Как следует из прилагаемых квитанций о приеме груза (содержащих номера вагонов, срок доставки груза) и скриншотов уведомлений (содержащих даты их прибытия на станцию назначения) срок просрочки принятых к перевозке груженых вагонов, составил от 1 до 29 суток.
Факт нарушения сроков доставки груженых вагонов подтвержден на основании сведений, указанных в квитанциях о приеме груза к перевозке (даты принятия подвижного состава к перевозке), а также сведений, содержащихся в электронном обмене документов системы ЭТРАН (даты прибытия вагонов на станцию назначения, указанные в электронных уведомлениях).
Сумма пени за несвоевременную доставку груза за период с апреля по май 2023 года составила 1 158 111,68 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия исх. N 1158 от 13.07.2023 г. с требованиями оплатить пени в сумме 1 158 111,68 руб.
Ответчик оплату пени не произвел, ответ на предъявленную претензию (исх. N 1158 от 13.07.2023) не представил.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пеню в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание для своих требований и возражений.
В процессе рассмотрения спора ОАО "РЖД" не доказало отсутствие своей вины в просрочке доставки груза.
Факт нарушения сроков доставки груза подтвержден представленными в материалы дела железнодорожными транспортными накладными.
Ссылка ответчика на обстоятельства непреодолимой силы правомерно отклонена судом по следующим основаниям.
Согласно статьи 29 УЖТ РФ, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Административным регламентом, утвержденным приказом Минтранса РФ от 25.07.2012 N 263, установлено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является уполномоченным органом по установлению сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Согласно указанному регламенту, решение об ограничении или прекращении перевозок железнодорожным транспортом оформляется приказом Росжелдора.
В соответствии с п. 5.3.9 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 397 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, а именно, установление сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией и иными независящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиком и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Доказательств уведомления руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о временном прекращении либо ограничении перевозки грузов вследствие обстоятельств непреодолимой силы и наличия соответствующего распоряжения указанного руководителя о сроке действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и уведомления об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур, как того требуют положения ст. 29 УЖТ РФ, ответчиком не представлено. Также ответчиком не представлены доказательства уведомления грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа.
Также, ответчиком не представлено доказательств уведомления грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа.
Доказательств того, что вагоны прибыли на станцию назначения с нарушенным сроком доставки в связи с обстоятельствами непреодолимой силы ответчиком не предоставлено.
Кроме того, железная дорога не указала территорию, период действия и причины возникновения непреодолимой силы.
Ответчик как лицо, являющееся профессиональным участником отношений, связанных с пассажирскими перевозками, с перевозками грузов железнодорожным транспортом, а также являясь владельцем инфраструктуры (путь общего пользования) должен заранее располагать информацией по загруженности путей при пассажироперевозках и доставке грузов, осуществлять планирование, предпринимать все меры для безопасности жизни людей и целостности груза, исполнять свои обязательства в установленные сроки.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на ст. 7 УЖТ РФ "... Воинские железнодорожные перевозки осуществляются в приоритетном порядке...". Однако, ст. 7 УЖТ РФ не исключает применение ст. 29 УЖТ РФ, которая гласит, что только по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перевозки порожних грузовых вагонов/груза могут быть временно прекращены либо ограничены вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Такое Решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта отсутствует в материалах дела.
Представленный истцом расчет пени судом проверен и признан верным, ответчиком не оспорен.
Факт нарушения сроков доставки груза подтвержден представленными в материалы дела железнодорожными транспортными накладными.
При рассмотрении дела ответчик заявил ходатайство о снижении пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом приняты во внимание условия перераспределения грузовых потоков и увеличения нагрузки на железнодорожный транспорт с учетом недоступности авиасообщений в Северо-Кавказском регионе (по ряду субъектов РФ, в том числе, в Ростовской области).
При этом, такое перераспределение происходит с учетом существующей и уже задействованной инфраструктуры, в том числе, локомотивного парка и железнодорожных путей общего пользования, в связи с чем она испытывает незапланированную нагрузку, которая выходит за переделы использования имеющихся резервов в целях сохранения графика движения всех поездов.
Кроме того, в указанных обстоятельствах возросшие объемы перевозок осуществляется за счет дополнительно вводимых поездов, что предполагает необходимость обеспечения безопасного их продвижения с учетом объективной пропускной способности железнодорожных сетей и возможностей их регулирования диспетчерской службой.
Указанная нагрузка, в значимых и общеизвестных количественных показателях, неизбежно приводит к изменению качества услуги по перевозке в части, касающейся сроков.
Указанные обстоятельства в совокупности в действительности формируют основания применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу объективных обстоятельств.
Суд, рассмотрев ходатайство ответчика о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в пунктах 69, 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", принимая во внимание обстоятельства дела, размер неустойки в связи с несвоевременной доставкой вагонов, период просрочки в доставке вагонов, отсутствие в материалах дела доказательств причинения истцу убытков ввиду допущенного ответчиком нарушения сроков доставки вагонов, в целях соблюдения баланса между применяемой мерой ответственности и последствиями ненадлежащего исполнения принятого ответчиком обязательства, а также во избежание превращения института неустойки в способ обогащения кредитора вопреки ее компенсационной функции, установил наличие оснований для его удовлетворения, уменьшив размер неустойки до 579 055,84 руб. (снизив на 50%).
С учетом изложенного, требование о взыскании пени обоснованно удовлетворено в части в сумме 579 055,84 руб. В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2024 по делу N А53-34733/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34733/2023
Истец: ООО "ШАХТОУПРАВЛЕНИЕ "САДКИНСКОЕ"
Ответчик: ОАО " РЖД" в лице филиала Северо-Кавказский ТЦФТО-ЦФТО, ОАО "РЖД", ОАО "Российский железные дороги"