г. Челябинск |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А07-34853/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Камаева А.Х., Томилиной В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Низамова Фанура Хаматнуровича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2024 по делу N А07-34853/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Низамова Фанура Хаматнуровича - Иванов Алексей Олегович (паспорт, доверенность от 14.05.2024, срок действия до 26.01.2026, диплом), Низамова Светлана Фануровна (паспорт, удостоверение адвоката, доверенность от 26.01.2016, срок действия десять лет),
администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - Мударисова Альфия Анваровна (паспорт, доверенность от 16.05.2023, срок действия один год, диплом),
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Индивидуальный предприниматель Низамов Фанур Хаматнурович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо):
о признании отказа, выраженного в письме N 01-24-5287 от 12.07.2022 года на основании заявления N 1998 от 04.03.2020 года, полученного 18.07.2022 года незаконным,
о признании Постановления N 09-1034 от 22.09.2022 года "Об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в собственности муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, без проведения аукциона и о проведении аукциона" недействительным;
о признании действия незаконными - в виде недоведения до конца процедуры предоставления земельного участка без торгов Низамову Ф.Х., в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ;
о признании действия незаконными - в виде публикации от 07.10.2021 года на сайте извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м.;
об обязании заключить с КФХ Низамова Ф.Х. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26: 080103:394 площадью 52502 кв.м.; направить в адрес КФХ Низамов Ф.Х., в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в силу проект договора аренды (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (территориальный отдел по Иглинскому району), Прокуратура Республики Башкортостан, Прокуратура Иглинского района Республики Башкортостан, Исхаков Рустям Ришатович, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рустал", Иванович Игорь Николаевич, Ханова Ирина Ринатовна, Варнавская Ирина Викторовна, Пастухов Роман Олегович.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2024 (резолютивная часть от 25.01.2024) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С принятым решением не согласился заявитель (далее также - податель жалобы) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель указал, что 04.03.2020 вх.1998 глава фермерского хозяйства Низамов Фанур Хаматнурович, обратился в Администрацию Муниципального района Иглинский Республики Башкортостан с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи деревни Верный площадью 55199 кв. метров и предоставлении в его аренду.
07 апреля 2020 года исх. N 01-25-643/01 Администрацией MP Иглинский район РБ был дан ответ заявителю Низамовой С.Ф. (по доверенности от Низамова Ф.Х.), что, обращение (вх. 1998 от 04.03.2020 г.) направлено в комиссию по эффективному и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения MP Иглинский район РБ.
09 марта 2020 года на информационном стенде Калтымановского сельского совета было размещено объявление, о принятии заявлений от желающих лиц для участия в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9 вблизи деревни Верный, срок принятия заявлений два месяца.
05 мая 2020 года на сайте http://torgi.gov.ru/ было опубликовано извещение Администрации Иглинского района РБ о приеме заявлений граждан и членов КФХ в намерении участвовать в аукционе N 070520/10822339/01, лот N 3. Согласно извещения основанием для размещения извещения являлось заявление Низамова Ф.Х. о предоставлении земельного участка, и цель предоставления участка - осуществление КФХ его деятельности, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Протоколом N 11 от 14 июня 2020 года комиссии по эффективному и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения MP Иглинский район РБ пунктом N 2 заявление Низамова Ф.Х. о согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9, находящегося в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162, было принято: выделить земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9 из единого землепользования.
Протоколом N 09 от 19 июня 2020 года заседания комиссии по рассмотрению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории MP Иглинский район РБ рассмотрено 21 заявление об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе под N 20 заявление N 1998 от 04.03.2020 Низамова Ф.Х.. кадастровый номер, адрес земельного участка 02:26:080103:9 с/с Калтымановкий заключением комиссии - согласовано.
23 июня 2020 года вынесено постановление Администрации муниципального района Иглинский район РБ N 06-986 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Административным истцом КФХ Низамовым Ф.Х., проведены кадастровые работы по межеванию земельного участка и формированию межевого плана, 18 августа 2022 года межевой план направлен в Росреестр для постановки на государственный кадастровый учет (ГКУ).
Податель жалобы указал, что 24 августа 2020 года Федеральной службой кадастра и картографии было принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что произошло наложение границ вновь образованного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9 (ЗУ1), необходимо предоставить проезд для смежных земельных участков, а так же в связи с несоответствием вида разрешенного использования исходному участку, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета Росреестра N КУВД -001/2020-11886968/1 от 24 августа 2020 года.
По инициативе заявителя подготовлен скорректированный межевой план с устранением препятствий для проведения кадастрового учета, в связи с чем 21 октября 2020 года Низамова Ф.Х. (в лице представителя по доверенности Низамовой С.Ф.) обратился с просьбой внесения изменений в постановление N 06-986 от 23.06.2020 в связи с приостановлением государственного кадастрового учета N КУВД-001/2020-11886968/1 от 24.08.2020, в связи с чем 16 ноября 2020 года Администрацией MP Иглинский район РБ на основании статьи 11.13,11.10 и 39.15 ЗК РФ, ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ и на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории N 09 от 19.05.2020 было принято Постановление N11-2059 "Об установлении уникальных характеристик и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:26:080103".
Податель жалобы отметил, что 11 февраля 2021 года Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Республике Башкортостан после уточнения границ земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 02:26:080103:394, после уточнения площадь участка уменьшилась с 55199 кв.м. до 52 499 кв.м.
В адрес администрации повторно поступило заявление Низамова Фанура Хаматнуровича о предоставлении в аренду и направлении заявителю договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, площадью 52502 кв. м для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу РБ, Иглинский район, Калтымановскмий сельсовет вблизи деревни Верный.
Ответом от 14.10.2021 вх. 01-25-2076/02 Администрации Муниципального района Иглинский район указало, что участок с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502., выставлен на публикацию для приема заявок.
Заявитель пояснил, что 7 октября 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 была размещена публикация для приема заявок на сайте httр://torgi.gov.ru/.
29 октября 2021 года через интернет приемную административным истцом направлено обращение на имя главы Муниципального образования Иглинский район, с претензий об обязании направить в адрес истца проект договора аренды земельного участка, на которое получен ответ о том, что участок предоставлен не будет.
Письмом N 01-24-5287 от 12.07.2022 в предоставлении земельного участка на основании заявления N 1998 от 04.03.2020 отказано.
Уже в рамках процесса в АС РБ, суд отказывая в иске КФХ Низамов не установил, что участок согласованный по утвержденной схеме и уже единожды выставленный на торги не может быть повторно согласован и выставлен на торги.
Заявитель указал, кроме того, членами КФХ являются все члены КФХ являющиеся участниками данного крестьянско-фермерского хозяйства, к ним относится супруга, главы КФХ Низамова Ф.Х. - Низамова Н.А., которая не была привлечена к участию в данном деле и чьи права принятым решением ущемлены.
Кроме того, от Главы КФХ ИП Низамова Фанура Хаматнуровича поступили дополнения к апелляционной жалобе (вх. 24363 от 24.04.2024).
Податель жалобы указал, что земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:394 физически является земельным участком с кадастровым номером 02:26:080103:9, с единственным отличием: сохранением в измененных границах.
Постановка и снятие земельного участка с кадастрового учета имеют юридические последствия, однако не изменяют факта существования в натуре участка земли как природного объекта. Снятие земельного участка с кадастрового учета не означает физическое отсутствие данного объекта недвижимости и не влечет за собой утрату собственником вещных прав на него.
Считает, что не утратил права на предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, поскольку первоначальные границы земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9 полностью совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394.
Заявитель отметил, что заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 является обязательным для Администрации.
Считает, что Администрация была обязана направить Низамову Ф.Х. договор аренды земельного участка не позднее, чем 22.09.2021. Учитывая явный интерес Низамова Ф.Х. в завладении земельным участком, Администрация была обязана заключить с Низамовым Ф.Х. договор аренды земельного участка - не позднее 22.10.2021.
Администрация не могла уклониться от направления договора аренды Низамову Ф.Х. и понимая, что последний имеет законный интерес в его заключении совершила действия, направленные исключительно на воспрепятствование Низамову Ф.Х. в заключении договора аренды земельного участка.
Вопреки запрету на злоупотребление правом, Администрация совершила действия, направленные исключительно на воспрепятствование Низамову Ф.Х. в заключении договора аренды земельного участка.
Заявитель также отметил, что из системного толкования пп. 17 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, ч. 6 ст. 39.18 ЗК РФ, ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ следует, что изменение площади участка и уточнение его границ не влечет прекращение существования земельного участка и права Низамова Ф.Х. на его получение, а только свидетельствует трансформировании этого участка в его границах.
Судом сделан неправильный вывод о том, что невозможно предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 по итогам объявленного Администрацией Иглинского района РБ аукциона N 070520/10822339/01 от 05 мая 2020 года, лот N 3, поскольку норма ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, на случай несоответствия границ участка или необходимости его уточнения, специально регулирует вопрос о направлении договора аренды только при условии, что не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Изменение площади участка и уточнение его границ не влечет прекращение существования земельного участка, и не позволяет администрации повторно выставить его на торги вопреки не реализованного права Низамова Ф.Х. на его получение.
Таким образом, действия и доводы Администрации, и вывод суда о том, что участок выставлен на торги - ничтожен, поскольку заключение договора по результатам торгов, вопреки несоблюдения права Низамова Ф.Х. на получение участка в аренду без торгов - является недействительным, что и оспаривалось Низамовым Ф.Х.
Определением суда от 05.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.05.2024.
От Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами отправки лицам, участвующим в деле (вх. N 23924 от 22.04.2024). Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании коллегией установлено, что к дополнениям к апелляционной жалобе апеллянтом приложены дополнительные документы, копии судебных актов и иллюстрационный материал (схема земельного участка).
Коллегией в приобщении к материалам дела дополнительных документов от апеллянта отказано, поскольку судебные акты имеются в свободном доступе, в том числе в КАД; оснований для приобщения иллюстрационного материала не усмотрено, поскольку не доказана объективная невозможность представления данного материала в арбитражный суд первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.03.2020 глава Фермерского хозяйства Низамов Фанур Хаматнурович (заявитель) письмом (вх. 1998) обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9 на кадастровом плане территории и предоставлении в аренду сроком на 49 лет для ведения КФХ.
Письмом Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан указано, что дальнейшее рассмотрение вопроса по утверждению схемы, будет возможно после решения вопроса Комиссии по эффективному и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения МР Иглинский район РБ (л.д.32 Т.1).
На основании заключения комиссии было установлено, что возможно утвердить схему расположения земельного участка и предоставить КФХ Низамову Ф.Х., расходы по межеванию и постановке на кадастровый учет рекомендовано возложить на заявителя.
После проведения межевания и выполнение схемы было подано заявление и предоставлен пакет документов для согласования схемы в Администрацию Иглинского района Республики Башкортостан.
На основании заявления КФХ Низамов Ф.Х. была согласована схема и проведена публикация.
09 марта 2020 года на информационном стенде Калтымановского сельского совета было размещено объявление о принятии заявлений от желающих лиц для участия в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером квартала 02:26:080103:9 вблизи деревни Верный, срок принятия заявлений 30 дней.
05 мая 2020 года на сайте http://torgi.gov.ru/ было опубликовано извещение Администрации Иглинского района РБ о приеме заявлений граждан и членов КФХ в намерении участвовать в аукционе N 070520/10822339/01.
Согласно данному извещению граждане, заинтересованные лица, вправе подавать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок, расположенный на плане территории с кадастровым номером 02:26:080103:9, расположенный в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162 площадь участка составляет 55199 кв.м. Лот N 3. Дата начала приема заявок 08.05.2020, дата время окончания приема 08.06.2020.
В соответствии с данной публикацией заявок, кроме заявлений КФХ Низамова Ф.Х., не поступило.
Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан принято постановление N 06-986 от 23 июня 2020 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которого утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Утверждены следующие характеристики земельного участка с условным кадастровым номером 02:26:080103:9; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Республика Башкортостан, Иглинский р-н, с/с Калтымановский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; площадь - 55199 кв.м.; разрешенное использование: сенокошение; территориальная зона: зона сельскохозяйственного использования; доступ вновь образованного земельного участка с условным кадастровым номером 02:26:000000:162:ЗУ 1 к землям общего пользования, обеспечить по земельному участку 02:26:000000:162 (02:26:080103:9).
На основании данного постановления был сформирован кадастровый паспорт участка, утверждена схема и направлены в Росреестр для постановки на кадастровый учет. КФХ Низамов Ф.Х. проведены кадастровые работы по межеванию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет (ГКУ).
24 августа 2020 года Федеральной службой кадастра и картографии было принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что произошло наложение границ вновь образованного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9 (ЗУ1), необходимо было предоставить проезд для смежных земельных участков. Рекомендовано было обратиться вновь к кадастровому инженеру, уточнить границы и исправить вид разрешенного использования и вновь направить для регистрации, срок устранения недостатков до 24 ноября 2020 года (уведомление N КУВД-001/2020- 11886968/1 от 24.08.2020).
Письмом от 21.10.2020 Низамов Ф.Х. обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о внесении изменений в постановление N 06-986 от 23.06.2020 г. в связи с приостановлением государственного кадастрового учета N КУВД-001/2020-11886968/1 от 24.08.2020.
Постановлением Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N 11-2059 от 16.11.2020 принято решение Постановление Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N 06-986 от 23.06.2020 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" признать утратившим силу. Установить следующие уникальные, характеристики земельного участка, образуемого при разделе с измененном земельным участком с кадастровым номером 02:26:000000:162/ 02:26:080103:9: Условный кадастровый номер - 02:26:080103:9:ЗУ1; категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенною использования - Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; адрес - Российская Федерация, Республика Башкортостан, Иглинский район; площадь - 52499 кв.м. Утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:26:080103.
11 февраля 2021 года Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Республике Башкортостан был сформирован и зарегистрирован с уточненными границами и поставлен на кадастровый учет с номером 02:26:080103:394, площадью 52 502 кв.м.
Письмом от 02.09.2021 Низамов Ф.Х. обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, площадью 52 502 кв.м. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: РБ, Иглинский район, Калтымановский сельсовет вблизи деревни Верный.
Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан письмом от 14.10.2021 N 01-25-2076/02 сообщила, что 07 октября 2010 года МКУ "Управление имуществом МР Иглинский район РБ" в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеуказанного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглииского района, на официальном сайте и на стенде
Администрации сельского поселения Калтымаиовский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступят, будет направлен на подписание проект договора аренды земельного участка.
Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан письмом от 25.10.2021 года N 01-25-2173/07 сообщила, что по земельному участку с кадастровым номером 02:26:080103:394 обратились два заявителя, соответственно предоставить путем публикации спорный земельный участок не могут. Рекомендовали обратиться с заявлением в МКУ "Управление имуществом МР Иглинский район Республики Башкортостан" о приобретении в аренду путем проведения торгов.
Письмом от 29.10.2021 Низамов Ф.Х. обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о направлении проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394.
Как указывает заявитель, администрацией было опубликовано извещение о предоставлении земельных участков, в том числе и спорного земельного участка на сайте официального источника опубликования муниципальных правовых актов и на официальном сайте http://torgi.gov.ru/.
Заявитель считает, что условие об опубликовании извещения было соблюдено и при отсутствии поступивших в тридцатидневный срок заявок от других лиц, у уполномоченного органа не имелось оснований для повторной публикации и отказа в предоставлении земельного участка КФХ Низамову Ф.Х.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции исходил из того, что в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162 образовано два земельных участка с кадастровым номером 02:26:080103:9 и с кадастровым номером 02:26:080103:394, в связи с чем предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 по итогам объявленного Администрацией Иглинского района РБ аукциона N 070520/10822339/01 от 05 мая 2020 года, лот N 3 (предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9) не представляется возможным. Администрация располагала сведениями о наличии иных претендентов на приобретение спорного земельного участка с кадастровым номером 02:26:08103:394, основания для заключения с КФХ Низамовым Ф.Х. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м. без проведения торгов отсутствуют.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц указанное решение должно быть признано не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту и должно нарушать права и законные интересы заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель в свою очередь по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1).
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Если заявитель избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
Для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная защита в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов (решений, действий), а также понуждения заинтересованного лица к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей, и не может быть направлена на разрешение спора о праве между сторонами.
В силу статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации указаны основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Суд первой инстанции верно отметил, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях:
- предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);
- предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в момент принятия администрацией решений об отказе в предоставлении спорных участков в аренду заявителю, в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанная правовая позиция содержится в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.
Суд первой инстанции правомерно указал, что возможность предоставления земельного участка по указанному основанию без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно материалам дела, заявитель просил признать действия в виде не доведения до конца процедуры предоставления земельного участка без торгов Низамову Ф.Х. в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ незаконными; признать действия в виде публикации от 07.10.2021 на сайте извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м., незаконными.
04 марта 2020 года вх. N 1998 Низамов Ф.Х. (в лице представителя Низамовой С.Ф.) обратился в адрес Администрации муниципального района Иглинский район РБ о согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9, находящегося в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162 и предоставления данного участка для сенокошения без проведения торгов.
Письмом Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 07.04.2020 г. исх. N 01-25-643/01 указано, что дальнейшее рассмотрение вопроса по утверждению схемы, будет возможно после решения вопроса Комиссии по эффективному и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения МР Иглинский район РБ.
05 мая 2020 года на сайте http://torgi.gov.ru/ было опубликовано извещение Администрации Иглинского района РБ о приеме заявлений граждан и членов КФХ в намерении участвовать в аукционе N 070520/10822339/01, лот N 3. Согласно извещению основанием для размещения извещения являлось заявление о предоставлении земельного участка, цель предоставления участка - осуществление КФХ его деятельности, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование. Дата начала приема заявок 08.05.2020, дата время окончания приема 08.06.2020.
Комитетом по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Иглинскому району действующего на основании Соглашения о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Иглинскому району с Администрацией МР Иглинский район РБ по вопросам управления муниципальным имуществом утвержденного Решением Совета 4 созыва от 19 декабря 2019 года N 847 муниципального района Иглинский район РБ, в адрес начальника информационно-аналитического отдела Администрации МР Иглинский район направлено письмо (исх. N 566 от 07.05.2020 года), согласно которого указано в соответствии с пп.1 п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ 08.05.2020 года разместить на сайте Администрации МР Иглинский район РБ извещение о возможности предоставления земельных участков, с приложением извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе N 070520/10822339/01.
- Тип извещения: извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе.
- сайт размещение http://torgi.gov.ru
- дата создания извещения: 07.05.2020 12:26 - дата и время публикации извещения 12:44 - дата и время начала приема заявок: 08.05.2020 10:00
- дата и время окончания приема заявок: 08.06.2020 16:00.
Лот N 3: земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9, категория земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, площадью 55 199 кв.м.
Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Иглинскому району была проведена публикация о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9.
Протоколом N 11 от 14 мая 2020 года комиссии по эффективному и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения МР Иглинский район РБ пунктом N 2 заявление Низамова Ф.Х. о согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9, находящегося в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162, было принято решение выделить земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9 из единого землепользования, изменить вид разрешённого использования с КФХ под сенокошение.
Протоколом N 09 от 19 мая 2020 года заседания комиссии по рассмотрению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории МР Иглинский район РБ рассмотрено 21 заявление об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе под N 20 заявление N 1998 от 04.03.2020 года Низамова Ф.Х., кадастровый номер, адрес земельного участка 02:26:080103: с/с Калтымановский заключением комиссии - согласовано.
Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан принято постановление N 06-986 от 23 июня 2020 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которого утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Утверждены следующие характеристики земельного участка с условным кадастровым номером 02:26:080103:9; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Республика Башкортостан, Иглинский р-н, с/с Калтымановский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; площадь - 55199 кв.м.; разрешенное использование: сенокошение; территориальная зона: зона сельскохозяйственного использования; доступ вновь образованного земельного участка с условным кадастровым номером 02:26:000000:162:ЗУ1 к землям общего пользования, обеспечить по земельному участку 02:26:000000:162 (02:26:080103:9).
В дальнейшем утвержденная схема Постановлением N 06-986 от 23.06.2020 была направлена в отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Рассмотрев данную схему Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии было вынесено уведомление N КУВД-001/2020-11886968/1 от 24 августа 2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участкам, в связи с тем, что по предоставленному межевому плану границы вновь образованного земельного участка 02:26:000000:162:ЗУ1, полученные предоставленным в межевом плане координатам, в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:080103:234, 02:26:080103:274, 02:26:080103:211; вид разрешенного использования образуемого земельного участка 02:26:000000:162:ЗУ1 не соответствует исходному участку.
Вынесенным Постановлением Администрации МР Иглинский район по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 06-986 от 23.06.2020 были допущены следующие неточности:
- в пункте 2 указан неверный условный номер образуемого земельного участка путем раздела 02:26:000000:162, вместо 02:26:000000:162:ЗУ1 указан номер обособленного участка 02:26:080103:9;
- вид разрешённого использования для "Сенокошения" указан неверно. При разделе единого землепользования 02:26:000000:162, вид разрешенного использования у образуемого должен соответствовать исходнику, из которого он образуется, правильно должно было быть "Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
По инициативе заявителя подготовлен скорректированный межевой план, с устранением препятствий для проведения кадастрового учета, в связи с чем, письмом от 21.10.2020 Низамов Ф.Х. обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о внесении изменений в постановление N 06-986 от 23.06.2020 в связи с приостановлением государственного кадастрового учета N КУВД-001/2020-11886968/1 от 24.08.2020.
Постановлением Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N 11-2059 от 16.11.2020 принято решение Постановление Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N 06-986 от 23.06.2020 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" признать утратившим силу. Установить следующие уникальные, характеристики земельного участка, образуемого при разделе с измененном земельным участком с кадастровым номером 02:26:000000:162/ 02:26:080103:9: Условный кадастровый номер - 02:26:080103:9:ЗУ1; категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенною использования - Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; адрес - Российская Федерация, Республика Башкортостан, Иглинский район; площадь - 52499 кв.м. Утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:26:080103.
На основании схемы расположения земельного участка утверждённой Постановлением Администрации МР Иглинский район N 11-2059 от 16.11.2020 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка и регистрация права путем подачи заявления с полным пакетом документов в Росреестр.
Образуемому земельному участку был присвоен кадастровый номер 02:26:080103:394, категория земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 52 502 кв.м.
Образованный земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:394 находился в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162, характеристики которого: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования исходного (исходных) земельного участка.
Пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Письмо Минэкономразвития России от 21.08.2018 N ОГ-Д23-8528, от 26.10.2018 N Д23и-5764) (направлены Письмом Росреестра от 12.12.2018 N 14-12418-ГЕ/18)).
Суд первой инстанции отметил, что после утверждения схемы расположения земельного участка и образования самостоятельного земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, с категорией земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского фермерского хозяйства, расположенного по адресу: РБ, Иглинский район, с/с Калтымановский, вблизи д. Верный, площадью 52 502 кв.м., обособленный земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9 остался в измененных границах с меньшей площадью в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162.
03 сентября 2021 года (вх. N 243) Низамов Ф.Х. обратился с заявлением в Администрацию МР Иглинский район РБ о внесении изменений в вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с "Для ведения крестьянско-фермерского хозяйства" на "Сенокошение" и предоставить данный земельный участок в аренду Низамову Ф.Х. сроком на 10 лет.
Ранее было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка, выраженное в несоответствии вида разрешенного использования, при этом, заявитель вновь обращается с заявлением об изменение вида разрешенного использования.
На основании схемы расположения земельного участка утверждённой Постановлением Администрации МР Иглинский район N 11-2059 от 16.11.2020 осуществился государственный кадастровый учет земельного участка и регистрация права путем подачи заявления с полным пакетом документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Образуемому земельному участку был присвоен кадастровый номер 02:26:080103:394, категория земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 52 502 кв.м.
Письмом от 02.09.2021 Низамов Ф.Х. повторно обратился в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394, площадью 52 502 кв.м. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу РБ, Иглинский район, Калтымановский сельсовет вблизи деревни Верный.
Письмом Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 14.09.2021 исх. N 01-25-1846/02 заявление Низамова Ф.Х. не было удовлетворено, поскольку Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не регламентировано изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения без перевода их из данной категории в другую.
В связи с поступившим заявлением Низамова Ф.Х. Администрацией МР Иглинский район РБ было обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеназванного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан письмом от 14.10.2021 N 01-25-2076/02 сообщила, что 07 октября 2010 года МКУ "Управление имуществом МР Иглинский район РБ" в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеуказанного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглииского района, на официальном сайте и на стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайге Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступят, будет направлен на подписание проект договора аренды земельного участка.
Вопреки доводам апеллянта, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что основания для признания действия Администрации муниципального образования Иглинский район Республики Башкортостан в виде не доведения до конца процедуры предоставления земельного участка без торгов Низамову Ф.Х. в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ незаконными отсутствуют.
При этом суд первой инстанции установил, что на основании заявления Низамова Ф.Х. от 21.10.2020 о внесении изменений в постановление N 06-986 от 23.06.2020, был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка и регистрация права, образуемому земельному участку был присвоен кадастровый номер 02:26:080103:394, категория земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 52 502 кв.м.
В соответствии со сведениями публично-кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9, в настоящее время имеется только в измененных границах.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162 образовано два земельных участка с кадастровым номером 02:26:080103:9 и с кадастровым номером 02:26:080103:394, соответственно предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 по итогам объявленного Администрацией Иглинского района РБ аукциона N 070520/10822339/01 от 05 мая 2020 года, лот N 3 (о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9) не будет являться правомерным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что основания для признания действия в виде не доведения до конца процедуры предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 без торгов Низамову Ф.Х. в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ незаконными и признания действия в виде публикации от 07.10.2021 на сайте извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52 502 кв.м. незаконными отсутствуют.
Согласно материалам дела заявитель просил признать отказ, выраженный в письме N 01-24-5287 от 12.07.2022 в ответ на заявление N 1998 от 04.03.2020 (получен 18.07.2022) незаконным; признать Постановление N 09-1034 от 22.09.2022 "Об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в собственности муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, без проведения аукциона и о проведении аукциона" недействительным; обязать заключить с КФХ Низамова Ф.Х. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м.; направить в адрес КФХ Низамов Ф.Х. в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в силу проект договора аренды.
Рассматривая указанные требования, судами установлено следующее.
04 марта 2020 года вх. N 1998 Низамов Ф.Х. (в лице представителя Низамовой С.Ф.) обратился в адрес Администрации муниципального района Иглинский район РБ о согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:9, находящегося в системе единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162 и предоставления данного участка для сенокошения без проведения торгов.
Письмом от 12 июля 2022 года исх. N 01-24-5287 заинтересованное лицо отказало заявителю.
Земельный участок с кадастровым номером 02:26:000000:162 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:9 входит в систему единого землепользования с кадастровым номером 02:26:000000:162.
В силу пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. п. 6, 9 ст. 1).
Сельскохозяйственные угодья являются землями сельскохозяйственного назначения (часть 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пашни, сенокосы и пастбища относятся к сельскохозяйственным угодьям (часть 1 стать 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Решения об изменении одного вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой ВРИ принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37 ГрК РФ).
Между тем в настоящий момент федеральным законодательством такая процедура не предусмотрена.
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены.
Данная позиция была отражена в Ответе на Вопрос 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)".
Актуальным видом разрешенного использования вновь образованного спорного земельного участка является "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
В аренду для данных целей могут предоставляться гражданам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном статьями 39.6, 39.8, 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции верно указал, что спорный земельный участок, поставленный на кадастровый учет, заявителю "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" в установленном Земельного кодекса Российской Федерации порядке не предоставлялся, использование спорного участка арендатором по назначению ввиду изменения категории земель и вида разрешенного использования невозможно, а потому заявление Низамова Ф.Х. о предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 02:26:000000:162 для сенокошения удовлетворению не подлежит.
В связи с поступившим заявлением Низамова Ф.Х. Администрацией МР Иглинский район РБ было обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеназванного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi,gov.ru в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан письмом от 14.10.2021 года N 01-25-2076/02 сообщила, что 07 октября 2010 года МКУ "Управление имуществом МР Иглинский район РБ" в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеуказанного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и на стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступят, будет направлен на подписание проект договора аренды земельного участка.
07 октября 2021 года после проведенной публикации на сайте https://torgi.gov.ru извещения о приеме заявок на право заключения договора аренды нового сформированного земельного участка с кадастровым номером 02:26:08103:394 площадью 52502 кв.м., для ведения крестьянского фермерского участка, поступили заявления о намерении участвовать на аукционе: заявление Главы КФХ Варнавской И.И. от 18.10.2021, заявление Хановой И.Р. от 20.10.2021, заявление Ивановой И.Н. от 04.11.2021, заявление Пастухова Р.О. от 21.10.2021.
Из материалов дела усматривается, что на спорный земельный участок подавались заявления иных лиц, выразивших желания на участие в аукционе по приобретению прав аренды на спорный земельный участок.
Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом на обращение Низамова Ф.Х. от 19.09.2021 Администрацией МР Иглинский район РБ был дан ответ 14.10.2021 исх. N 01-25-2076/02, согласно которому 07 октября 2021 года МКУ "Управление имуществом МР Иглинский район РБ" в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ обеспечено опубликование извещения о предоставлении вышеназванного земельного участка для ведения крестьянскофермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru.
Более того, в письме заявителю было разъяснено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских фермерских хозяйств о намерении участвовать в аукционе, Администрацией Иглинского района в недельный срок со дня поступления этих заявлений будет принято решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Суд первой инстанции правомерно указал, что действия Администрации направленные на опубликование извещения о предоставлении вышеназванного земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства на официальном сайте Администрации Иглинского района, на официальном сайте и стенде Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru, законны и в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ обоснованы, данные действия Администрации были направлены на выявление иных потенциальных претендентов на приобретение прав на данный спорный земельный участок в соответствие со статьей 39.18 ЗК РФ.
Заявитель в сложившейся ситуации не обладает преимущественным правом на предоставление в аренду (без торгов) земельного участка, исходя из приведенных положений предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.
Заключение договора аренды без аукциона при наличии от иных лиц заявлений о намерении участвовать в аукционе, в данном случае сделка будет являться недействительной (ничтожной) как не соответствующая положениям Земельною кодекса Российской Федерации.
При этом судом первой инстанции отмечено, что для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок может быть предоставлен без проведения аукциона на основании предоставленного заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на этот земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения конкурентных процедур - аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Предоставление земельных участков без проведения торгов нарушает установленный статьями 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок распоряжения земельными участками, посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.
Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения с обязательным предварительным опубликованием соответствующих извещений и проведением в последующем торгов, обеспечивает эффективное использование публичной собственности, гарантирует справедливое и открытое распределение таких земель, направлено на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", учитывая, что Администрация располагала сведениями о наличии иных претендентов на приобретение спорного земельного участка с кадастровым номером 02:26:08103:394, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что основания для заключения с КФХ Низамовым Ф.Х. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:080103:394 площадью 52502 кв.м. без проведения торгов отсутствуют.
Ввиду изложенного, отказ, выраженный в письме N 01-24-5287 от 12.07.2022, и Постановление N 09-1034 от 22.09.2022 "Об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в собственности муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, без проведения аукциона и о проведении аукциона" законный и обоснованный.
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции не выявлено наличие совокупности двух условий (противоречие оспариваемого отказа, действий заинтересованного лица требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности), необходимых для признания незаконным отказа, действий заинтересованного лица.
Отклонению подлежит довод о том, что Низамова Н.А., не была привлечена к участию в данном деле, чьи права принятым решением ущемлены.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
По смыслу указанных процессуальных норм обязательное участие третьего лица в судебном разбирательстве требуется, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции, может повлиять на его права или обязанности, то есть приведет к возникновению, изменению или прекращению соответствующих правоотношений между третьим лицом и стороной судебного спора.
Предусмотренный процессуальным законодательством институт третьих лиц, как заявляющих, так и не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, призван обеспечить судебную защиту всех заинтересованных в исходе спора лиц и не допустить принятия судебных актов о правах и обязанностях этих лиц без их участия.
При этом необходимо учитывать, что категория "принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле" (пункт 4 части 4 статьи 270 АПК РФ) не тождественна категории "судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон" (часть 1 статьи 51 АПК РФ).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Согласно системному толкованию изложенных норм суд удовлетворяет либо не удовлетворяет ходатайство исходя из представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств, основываясь на внутреннем убеждении.
Целью участия третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
Лицо, чтобы быть привлеченным в процесс в качестве третьего лица, должно иметь объективно выраженный материальный интерес на будущее. То есть после разрешения дела судом у таких лиц возникают, изменяются или прекращаются материально-правовые отношения с одной из сторон.
В данном случае судебная коллегия не усматривает оснований для того, чтобы признать тот факт, что судебный акт по настоящему делу непосредственным образом повлиял на права и обязанности Низамовой Н.А.
Доказательств того, что итоговый судебный акт по рассматриваемому делу напрямую затронул права и обязанности Низамовой Н.А, заявителем не представлены, суд не разрешал вопрос о правах и обязанностях данного лица.
Из содержания судебного акта первой инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства фактически были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. Оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, базирующихся на исследовании и правильной оценке представленных в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2024 по делу N А07-34853/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Низамова Фанура Хаматнуровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.Х. Камаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34853/2021
Истец: Низамов Ф Х
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Исхаков Рустям Ришатович, МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РУСТАЛ", Прокуратура Иглинского района РБ, ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Варнавская И. В., Ханова Ирина Ринатовна, Варнавская Ирина Викторовна, Пастухов Роман Олегович