город Ростов-на-Дону |
|
15 мая 2024 г. |
дело N А32-11575/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Глазуновой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Краснодарской таможни посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Першин И.В. по доверенности от 19.06.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.03.2024 по делу N А32-11575/2023
по заявлению АО "ТМТП" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" (далее - АО "ТМТП") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможенный орган) от 21.02.2023 N 10309000-000477/2023 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей, прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2024 постановление Краснодарской таможни от 21.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-000477/2023 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований АО "ТМТП".
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что АО "ТМТП" в нарушение требований законодательства представило в таможенный орган отчетность ДО-1 от 20.01.2023 N 0000580, содержащую недостоверные сведения о весе брутто товара, поступившего на временное хранение в постоянную зону таможенного контроля. Вина АО "ТМТП" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые для этого меры. АО "ТМТП" имело возможность для соблюдения требований статей 90, 92 Федерального закона N 289-ФЗ, пунктов 2, 4, 5 Способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления (Приложение N 5 к приказу N 444) по предоставлению в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 в отношении фактически размещенных на временное хранение товаров содержащего достоверные сведения, за нарушение которых статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "ТМТП" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд удовлетворил ходатайство Краснодарской таможни об участии в судебном заседании посредством веб-конференции.
Судебное заседание назначено в режиме веб-конференции посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел".
От АО "ТМТП" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя АО "ТМТП".
АО "ТМТП", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, в зону деятельности Туапсинского таможенного поста Краснодарской таможни в адрес индивидуального предпринимателя Дехтярук Г.Т. на судне "L КОСАТЕРЕ" по товаротранспортным документам - манифесту от 18.01.2023 и коносаменту от 18.01.2023 N LKCTP230203 из Турции поступили следующие товары: товар N 1 "свежесрезанные цветы гвоздики", товар N 2 "свежесрезанные цветы герберы" (далее - товары); отправитель - фирма "TEMPO TARIM MOBIL YA TEKSTIL MEDIKAL OTOMOTIV GIDA INSAAT TAAHHUT TICARET VE TURIZM SANAYI LIMITED SIRKETI (Турция).
19.01.2023 таможенным представителем от имени и по поручению декларанта для помещения на временное хранение в постоянную зону таможенного контроля N 1 АО "Туапсинский Морской Торговый Порт" поданы документы в отношении товаров, товары оформлены по декларации на товары N 10317120/200123/3011895, (далее - спорная ДТ) вес брутто, с учетом поддонов заявлен декларантом в отношении товара N 1 - 5 690 кг, товара N 2 - 317,2 кг.
20.01.2023 Новороссийским таможенным постом (центром электронного декларирования) Новороссийской таможни зарегистрирована спорная ДТ и инициировано проведение досмотра в объеме 10% в отношении вышеуказанных товаров, сведения о которых были заявлены в спорной ДТ.
По результатам проведенного таможенного досмотра и 10% взвешивания представленной товарной партии таможенным органом установлено, что вес брутто с учетом поддонов составил у товара N 1 - 5 234 кг, у товара N 2 - 304 кг.
21.01.2023 центром электронного декларирования осуществлен выпуск спорной ДТ, в которой были скорректированы сведения, заявленные в графах 31, 35, 38; в графе 31 по товару N 1 указан вес брутто с поддонами - 5 234 кг, по товару N 2 - 304 кг.
Таможенный орган указал, что в нарушение требований законодательства заявитель представил в таможенный орган отчетность по форме ДО-1 от 20.01.2023 N 0000580, содержащую недостоверные сведения о весе брутто товара, поступившего на временное хранение в постоянную зону таможенного контроля.
Предоставление таможенным представителем отчетности, содержащей недостоверные сведения о весе брутто товара, послужило основанием для возбуждения в отношении АО "Туапсинский морской торговый порт" дела об административном правонарушении N 10309000-000477/2023 по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения постановления от 21.02.2023 N 10309000-000477/2023 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде 6 000 рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением таможни, АО "Туапсинский морской торговый порт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в непредставлении таможенному органу отчетности или нарушения срока ее представления, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом правонарушения, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются декларант либо таможенный представитель.
В силу пункта 1 статьи 99 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных настоящим Кодексом или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 90 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) местом временного хранения товаров является, в том числе место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта.
Частью 3 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ определено, что временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 12 части 1 настоящей статьи, осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах может быть разовое (для временного хранения определенной партии товаров) либо генеральное (для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период).
В силу части 5 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя.
В соответствии с частью 5 статьи 92 Федерального закона N 289-ФЗ получатель товаров обязан представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 289-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом, лицами получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пунктах 2 - 12 части 1 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ.
Приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 утвержден Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров (Приложение N 1), Порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов (Приложение N 2), Порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Приложение N 3), определены Условия и Порядок выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах (Приложение N 4), Способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности (Приложение N 5).
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, представляет таможенному посту отчет по форме ДО-1 при принятии (после принятия) товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров в ином месте временного хранения товаров.
Согласно пункту 5 Приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение. Сведения о количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение.
Частью 5 статьи 90, частью 5 статьи 92 Закона N 289-ФЗ, пунктом 2 приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 обязанность представлять отчеты таможенному органу возложена на лиц, осуществляющих временное хранение товаров в ином месте временного хранения, в отношении фактически размещенных на временное хранение товаров.
Таможенный орган вменяет в вину обществу нарушение Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдачи товаров, утвержденного Приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что АО "Туапсинский морской торговый порт" представило в таможенный орган отчетность по форме ДО-1 от 20.01.2023 N 0000580, содержащие недостоверные сведения о весе брутто товара, поступившего на временное хранение в постоянную зону таможенного контроля.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод таможенного органа о том, что вина АО "ТМТП" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не предприняты все необходимые для этого меры. АО "ТМТП" имело возможность для соблюдения требований статей 90, 92 Федерального закона N 289-ФЗ, ввиду следующего.
Если временное хранение товаров осуществляется без их выгрузки из транспортных средств (контейнеров), то отчетность по форме ДО-1 формируется на основании информации, полученной от таможенного органа в соответствии с пунктом 4 Приложения N 2 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444.
Отчетность по форме ДО-1 от 20.01.2023 N 0000580 подана 20.01.2023 инженером группы таможенного оформления АО "ТМТП". Основанием послужило поступление из Туапсинского таможенного поста Краснодарской таможни товаросопроводительных документов: манифеста от 18.01.2023 и коносамента от 18.01.2023 N LKCTP230203, содержащих сведения относительно весовых и количественных характеристик товаров, с отметкой таможенного поста "Таможенный груз. Разгрузка в ЗТК АО "ТМТП" разрешена", что соответствует пункту 8 Приложения N 1 Приказа ФТС России от 18.03.2019 N 444.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо (агентирующая компания) предоставляет таможенному посту, в регионе деятельности которого планируется временное хранение товаров, транспортные, коммерческие и таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения.
В силу пункта 8 Приложения N 1 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 владелец склада временного хранения приступает к исполнению своих обязанностей с момента регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Согласно пункту 4 Приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 владелец склада временного хранения предоставляет отчет по форме ДО-1 не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 помещение товара на склад временного хранения происходит без выгрузки товаров из рефрижераторов.
Учитывая изложенное, произвести внешний осмотр самого груза с проверкой наличия маркировки и соответствия ее товаросопроводительным документам, с учетом мест и массы (объема), заявленных в перевозочных документах, не предоставлялось возможным.
Таким образом, при формировании отчетности по форме ДО-1, общество руководствовалось информацией, полученной при приеме товаров на хранение, и не имело возможности указать иные сведения, так как ими не располагало; такие сведения таможней не направлялись. После вскрытия контейнера и осуществления таможенного осмотра обществом в тот же день составлен и направлен коммерческий акт от 21.01.2023 N 8.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности в деянии общества субъективной стороны вменяемого правонарушения, а именно вины общества, что влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.11.2023 по делу N А32-11577/2023.
Ссылка Краснодарской таможни на иную судебную практику не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств, при рассмотрении настоящего дела.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Как указано в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27.01.2003 в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях. Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьями 206, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые не предусматривают возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума ВАС РФ.
Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производства об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2024 по делу N А32-11575/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11575/2023
Истец: АО "Туапсинский морской торговый порт"
Ответчик: Краснодарская таможня