г. Пермь |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А50-29534/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Ива-строй" - Романов А.Ю., паспорт, доверенность от 11.09.2023, диплом;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми - Филиппова Н.А., служебное удостоверение, доверенность от 26.12.2023, диплом; Шарифзянов А.Р., паспорт, доверенность от 27.12.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 февраля 2024 года
по делу N А50-29534/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ива-строй" (ОГРН 1105902003910, ИНН 5902864706)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787)
о признании недействительным решения от 11.09.2023 N 1243 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ива-строй" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 11.09.2023 N 1243 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы налоговым органом приведены доводы о том, что для реализации права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС) на основании счета-фактуры от 24.01.2020 налогоплательщик имел право заявить их в течение трех лет, путем включения в декларацию за любой налоговый период начиная с 1 квартала 2020 года, при условии ее представления не позднее 31.03.2023. Однако общество представило декларацию по НДС за 1 квартал 2023 года 31.03.2023, т.е. в дату, когда налоговый период 1 квартал 2023 года еще не был завершен. Поэтому в процессе обработки программным продуктом в автоматическом режиме инспекцией сформировано и в тот же день 31 марта 2023 года направлено уведомление об отказе в приеме такой налоговой декларации. В связи с данным отказом заявитель 03.04.2023 направил в инспекцию налоговую декларацию за 1 квартал 2023 года, пропустив трехлетний срок для заявления вычета по НДС, что в свою очередь явилось основанием для отказа в его применении и вынесения оспариваемого решения налогового органа. Указанный в решении суда подход относительно применения пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) создает правовую неопределенность в определении сроков подачи налоговых деклараций и, если следовать данной позиции суда, налогоплательщики произвольно (по собственному желанию) могут определять срок подачи указанных деклараций, что прямо противоречит норме права, указанной в пункте 5 статьи 174 НК РФ, где прямо определены сроки подачи деклараций не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщиком был нарушен установленный приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ порядок заполнения налоговой декларации. Вывод суда об идентичности деклараций от 31.03.2023 (представлена обществом в суд) и от 03.04.2023 (по результатам камеральной налоговой проверки которой вынесено оспариваемое решение налогового органа) не основан на фактических обстоятельствах дела.
Представители инспекции в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивали.
ООО "Ива-строй" с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы отзыва на жалобы поддержал.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.12.2019 ООО "ИВА-СТРОЙ" (покупатель) приобрело у ПАО "Сбербанк России" (продавец) недвижимое имущество - нежилое строение площадью 7379,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Профсоюзная, 52. Общая стоимость имущества по договору - 173 871 720 руб., в том числе НДС - 28 978 620 руб.
В рамках заключенного договора ПАО "Сбербанк России" выставило в адрес заявителя счет-фактуру от 24.01.2020 на общую сумму 173 871 720 руб., в том числе НДС - 28 978 620 руб.
На основании статей 172, 173 НК РФ общество воспользовалось правом на применение налогового вычета на основании указанного счета-фактуры от 24.01.2020, заявив вычет в сумме 28 661 318 руб. частями - в 2,3,4 кварталах 2020 года, 1,2,3,4 кварталах 2021 года, 1,2,3,4 кварталах 2022 года.
Оставшуюся сумму налогового вычета по счету-фактуре от 24.01.2020 - 317 302 руб. - общество заявило в декларации за 1 квартал 2023 г., направив ее по системе электронного документооборота 31.03.2023.
В этот же день инспекцией сформировано уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме и о том, что расчет считается непредставленным по причине: "Нарушение установленного порядка представления сведений/ Налоговый (отчетный) период, за который представляется декларация (расчет), не наступил".
03.04.2023 обществом вновь направлена декларация по НДС за 1 квартал 2023 года, в которой заявлено о применении налогового вычета в сумме 317 302 руб. по счету-фактуре ПАО "Сбербанк России" от 24.01.2020.
Инспекцией проведена камеральная проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 17.07.2023 N 1303 и вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.09.2023 N 1243.
Данным решением установлено неправомерное применение заявителем налоговых вычетов по НДС в размере 317 302 руб., в связи с чем произведено доначисление НДС в сумме 317 302 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 15 865 руб.
Основанием для отказа в предоставлении налогового вычета послужило его заявление за пределами 3-летнего срока.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 26.10.2023 N 18-18/356 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует закону, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о соблюдении обществом необходимых условий для применения налоговых вычетов.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьями 45, 52, 88, 143, 166, 174 (пункт 5) НК РФ общество является плательщиком НДС, обязано самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, и заявить ее в налоговой декларации, которая подлежит представлению в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 163 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно пункту 1 статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 этого Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 2 статьи 173 Кодекса, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33), в силу пункта 2 статьи 173 Кодекса положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.
Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.
При этом правило пункта 2 статьи 173 Кодекса о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
В силу пункта 28 Постановления N 33 право на налоговый вычет может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница.
Налоговый период, с конца которого начинает течь 3-летний срок для заявления вычета, определяется датой совершения операции реализации объекта (его приема-передачи), на момент которой согласно статье 167 НК РФ определяется налоговая база и осуществляется постановка приобретенного объекта на учет (постановление Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 N 17473/08).
Таким образом, как верно указывается инспекцией и учтено судом, право на предъявление налогового вычета в сумме 28 978 620 руб. по счету-фактуре ПАО "Сбербанк России" от 24.01.2020 возникло у налогоплательщика с 1 квартала 2020 г. и могло быть реализовано путем представления декларации по НДС (в том числе уточненной), представленной не позднее 31.03.2023 за любой из налоговых периодов начиная с 1 квартала 2020 г.
Наличие у общества надлежащего счета-фактуры и первичных документов в подтверждение обоснованности налогового вычета в сумме 28 978 620 руб. инспекцией не оспаривается, как и сам факт приобретения недвижимого имущества, его последующее использование обществом для осуществления операций, облагаемых НДС.
Приобретенное недвижимое имущество числится на балансе общества в составе основных средств, о чем свидетельствуют данные бухгалтерской отчетности за 2020 год. По данным инвентарной карточки учета объекта основных средств от 24.01.2020, дата принятия к бухгалтерскому учету объекта 24.01.2020, инвентарный номер 00-000040, первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету 144 893 100 руб. (без НДС).
В большей части (в сумме 28 661 318 руб.) налоговый вычет по счету-фактуре от 24.01.2020 обществу уже предоставлен путем его заявления частями в декларациях по НДС за 2-4 кварталы 2020 года, 1-4 кварталы 2021 и 2022 года.
Право общества на вычет по НДС, реальность операций и правильность документов, инспекцией не оспаривается.
Отказ в предоставлении оставшейся суммы налогового вычета (317 302 руб.) сводится к пропуску обществом 3-летнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно разъяснял, что сами по себе положения пункта 2 статьи 173 НК РФ, являющиеся частью механизма правового регулирования отношений по взиманию НДС и устанавливающие отвечающий природе данного налога срок, в течение которого налогоплательщику предоставляется возможность возмещения из бюджета сумм превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога, ставят налогоплательщиков в равные условия с точки зрения исполнения обязанности по уплате НДС. При этом предполагается, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен возможности обратиться за защитой своего права на возмещение налога и что арбитражный суд в случае сомнений в правомерности применения (или отказа в предоставлении) налогового вычета обязан установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, которые должны учитываться при решении вопроса о возмещении данного налога (определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 63-О).
Таким образом, разрешение вопроса о правомерности предоставления налогоплательщику права на применение налогового вычета по НДС с учетом предусмотренного законодателем срока на его реализацию осуществляется правоприменительными органами исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, позволяющих установить соответствующий налоговый период, с которым связано начало течения указанного срока, а также обстоятельств, препятствовавших его соблюдению.
В рассматриваемом случае судом достоверно установлено, что налогоплательщик направил в налоговый орган все документы, необходимые для получения налогового вычета в сумме 28 978 620 руб., в установленный Кодексом срок (одновременно с декларациями по НДС за 2-4 кварталы 2020 г., 1-4 кварталы 2021 и 2022 года), каких-либо претензий к этим документам у инспекции не возникло. Заявление налогового вычета не одновременно в декларации за 2 квартал 2020 г., а равномерно в следующие налоговые периоды не могло привести к негативным последствиям для бюджета. Иного инспекцией не установлено. К началу 2023 года налоговый вычет в большей части (в сумме 28 661 318 руб.) обществу уже предоставлен. Заявление его оставшейся части в декларации за 1 квартал 2023 г., направленной в последний день этого налогового периода, не говорит о злоупотреблении налогоплательщиком предоставленными правами. При этом, настаивая на правомерности отказа в принятии данной декларации, налоговый орган не указывает, что 31.03.2023 у налогоплательщика имелись хозяйственные операции, которые могли повлиять на расчет налоговой базы.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерном применении обществом спорной суммы налогового вычета, незаконности соответствующего отказа налогового органа и его решения. Заявленные требования общества удовлетворены законно и обоснованно. Оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По приведенным в постановлении мотивам оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 февраля 2024 года по делу N А50-29534/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29534/2023
Истец: ООО "Ива-Строй"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ