город Ростов-на-Дону |
|
17 мая 2024 г. |
дело N А32-21393/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деминой Я.А.,
судей Долговой М.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситдиковой Е.А.,
при участии посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции:
от ООО "Инвестиционная компания "Свет Звезд": представителя Копытько В.А. по доверенности от 03.05.2024,
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару: представителя Шкондеровой Н.А. по доверенности от 30.08.2021,
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару: представителя Папахчян А.М. от 09.01.2024 по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Свет Звезд" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 по делу N А32-21393/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Свет Звезд" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару, Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару об оспаривании требования N 72572 от 19.07.2022, решения N 11357 от 17.08.2022
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Свет Звезд" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными требования N 72572 от 19.07.2022 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), решения N 11357 от 17.08.2022 о взыскании налога, сбора, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, принятых Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 4 по городу Краснодару в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Свет Звезд" (ИНН 2312184438).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 по делу N А32-21393/2023 ходатайство заявителя об отложении судебного заседания отклонено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Свет Звезд" в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжаловало решение от 09.11.2023, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права. Судом при рассмотрении настоящего дела не учтена правовая позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в определении от 20.09.2018 N 305-КП 8-9064, согласно которой законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога организаций с наличием в собственности налогоплательщика реально существующего объекта недвижимости и фактическим обладанием имуществом.
Определением и.о. председателя Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 в порядке части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Сурмаляна Г.А. на судью Долгову М.Ю.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с заменой в составе суда рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
Представитель ООО "Инвестиционная компания "Свет Звезд" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, поступившим в налоговый орган в электронном виде из Управления Росреестра по Краснодарскому краю, обществу с 05.10.2011 до 18.01.2022 на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью 5 716 кв.м (кадастровый номер 23:43:0301002:1092, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административного здания), расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Центральный внутригородской округ, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 17. Разрешенное использование с 01.01.2016 по 01.01.2021 - Многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения, с 01.01.2021 по 01.01.2023 - Для размещения административного здания.
С учетом приведенных норм налоговым органом произведено исчисление земельного налога за 2020-2022 годы.
В порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации обществу направлено требование N 72572 от 19.07.2022, согласно которому по состоянию на 19.07.2022 за обществом с ограниченной ответственностью "Инвестиционная Компания "Свет Звезд" (ИНН/КПП 2312184438/231101001) числится общая задолженность в сумме 1 700 896,74 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) - земельному налогу 1 481 919,00 рублей, которая подлежит уплате (перечислению).
На основании решения N 11357 от 17.08.2022 налоговый орган произвел взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов), а также электронных денежных средств общества на счетах в банках в пределах сумм, указанных в следующем(их) требовании(ях): требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа) от 19.07.2022 N 72572, от 18.10.2021 N 150072, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных): налогов в сумме 1 320 647,00 рублей, пени в размере 124 253, 97 рублей, штрафов в размере 200 рублей, а всего 1 445 100,97 рублей.
На основании статей 137, 140 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в УФНС России по Ростовской области.
Решением УФНС по Краснодарскому краю N 26-08/01823@ от 25.01.2023 жалоба ООО "Инвестиционная Компания "Свет Звезд" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало требование N 72572 от 19.07.2022 и решение N 11357 от 17.08.2022 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд Краснодарского края.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
К таким обстоятельствам применительно к конкретному юридическому или физическому лицу относится признание указанных лиц соответствующей главой части II Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком конкретного установленного налога (плательщиком установленного сбора), а также наличие у этих налогоплательщиков элементов налогообложения (объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки и т.д.).
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, которые расположены на территории муниципальных образований, а также гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, федеральной территории "Сириус", где введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). При этом некоторые участки исключены из объектов обложения.
Не признаются объектом налогообложения, в том числе, земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; 2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами); 3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, из указанных норм права следует, что основными элементами при установлении обязанности по уплате земельного налога являются: наличие самого земельного участка, как объекта налогообложения и факт обладания (владения) им на праве, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что 10.09.2010 между Викторовым А.В. и Администрацией муниципального округа город Краснодар заключено мировое соглашение, в соответствии с условиями которого Администрация муниципального округа город Краснодар по договору мены передает в собственность Викторова А.В. земельный участок площадью 4975 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0301002:1092, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административного здания, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. 40 лет Победы, 17 (далее - земельный участок), а Викторов А.В. передает в собственность Администрации муниципального округа город Краснодар земельный участок и домовладения в реконструируемом квартале N 240 и отказывается от денежных претензий к Администрации муниципального округа город Краснодар.
Определением Первомайского районного суда города Краснодара от 10.09.2010 по гражданскому делу N 2-3733/10 утверждено мировое соглашение.
между Администрацией муниципального округа город Краснодар и Викторовым А.В. во исполнение мирового соглашения 30.11.2010 заключен договор мены недвижимого имущества.
На основании акта приема-передачи земельных участков 30.11.2010 Администрация муниципального округа город Краснодар передала Викторову А.В. земельный участок.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 10.12.2010 зарегистрировало право собственности Викторова А.В. на земельный участок, о чем в Едином государственном реестре сделана запись регистрации N 23-23-01-138/2010-449. Викторову А.В. выдано Свидетельство о государственной регистрации права 23-АИ N 468893 от 10.10.2010.
На основании Протокола общего собрания участников ООО ИК "Свет Звезд" N 1 от 08.09.2011 и акта приема-передачи Викторов А.В. внес земельный участок в Уставный капитал учрежденного им ООО ИК "Свет Звезд".
Управлением Федеральной службы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Краснодарскому краю 06.11.2011 зарегистрировано право собственности общества на земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись регистрации N 23-2301/714/2011-490.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю 28.02.2012 принято решение N 2343/5/12-42277 об устранении технической ошибки, изменении границы и увеличении площади земельного участка с 4975 кв.м на 5716 кв.м.
На основании пункта 10 раздела "Природно-исторические памятники" Приложения N 1 к Решению Исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов N 326 от 14 июля 1988 г. "Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы" был создан природно-исторический памятник "Первомайская роща" площадью 52 га.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 N 164 утверждено Приложение N 1 "Границы особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар", в соответствии с которым в состав территории памятника природы "Чистяковская роща" включен земельный участок, принадлежащий обществу; утверждено Приложение N 2 "Режим особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар", в соответствии с которым установлен режим особой охраны памятника природы "Чистяковская роща"; утверждено Приложение N 3 "Перечень памятников природы регионального значения, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, для которых необходимо переименование", в соответствии с которым памятник природы "Первомайская роща" переименован в памятник природы "Чистяковская Роща".
Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 08.11.2013 N 1827 утверждено Приложение N 37 "Паспорт памятника природы регионального значения "Чистяковская роща", установившее площадь и территориальные границы памятника "Чистяковская роща".
На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 N 164 Министерством природных ресурсов Краснодарского края издан Приказ от 06.03.2017 N 247 "О внесении изменения в приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 08.11.2013 N 1827 "Об утверждении паспортов памятников природы регионального значения", которым изложено в новой редакции Приложение N 37, увеличив площадь "Чистяковской рощи" с 36,7427 га до 54,41 га.
22 ноября 2019 года Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "ИК "Свет Звезд"", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об истребовании у общества земельного участка, площадью 5716 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0301002:1092, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 17, с указанием, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о прекращении права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301002:1092; о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301002:1092.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-54476/2019 от 31.07.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2021, признано отсутствующим право собственности ООО "ИК "Свет Звезд" на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301002:1092, площадью 5716 кв.м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 17.
Признавая право собственности ООО "ИК "Свет Звезд" на земельный участок отсутствующим, суд исходил из ничтожности цепочки сделок с указанным земельным участком, а именно: договора мены от 30.11.2010, заключенного Администрацией с гр. Викторовым А.В., и последующей сделки по внесению Викторовым А.В. земельного участка в уставный капитал общества, совершенной 15.08.2011, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301002:1092 сформирован и предоставлен Администрацией МО г. Краснодар в собственность Викторову А.В. по договору мены от 30.11.2010 (впоследствии - обществу в качестве вклада в уставный капитал) в нарушение законодательства Российской Федерации, выразившегося в предоставлении в собственность территории общего пользования (земельного участка), расположенного в зоне рекреационного назначения.
Суд также установил, что земельный участок не выбывал из муниципальной собственности, то есть из владения Администрации муниципального округа г. Краснодар, и не находился в фактическом владении общества (абз. 5 Решения Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2020).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд со ссылкой на статью 85 Налогового кодекса Российской Федерации указал, что налоговые органы не являются первоисточником информации о зарегистрированных правах, а, следовательно, не могут в полной мере отвечать за степень ее актуальности и достоверности. Таким образом, налоговые органы при исчислении земельного налога руководствуются сведениями органов Росреестра о правах на земельные участки и характеристиках земельных участков, подлежащих налогообложению.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании пункта 1 статьи 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, учитывая, что договор мены и сделка по внесению Викторовым А.В. земельного участка в уставный капитал общества признаны недействительными с момента их совершения, то единственно значимым правовым последствием признания судом указанных сделок недействительными явилось признание права собственности ООО "ИК "Свет Звезд" на данный земельный участок отсутствующим.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 20.10.2017 N БС-4-21/21330@ "О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу" по общему правилу, сумма налога на имущество физических лиц и земельного налога физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, в т.ч. полученных от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Вместе с тем, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка с объектом недвижимости и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в т.ч. право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статьей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности такой стороны, по мнению Минэкономразвития России, будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.
При этом, судебная коллегия учитывает, что постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 отменено определение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2024 по делу N А32-54476/2029, которым изменен способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-54476/2019 от 31.07.2020, указав, что решение суда подлежит исполнению путем исключения (аннулирования) в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) регистрационных записей:
- N 23-23-01/714/2011-490 от 06.11.2011 о государственной регистрации возникновения права собственности ООО "ИК "Свет Звезд" на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301002:1092;
- N 23:43:0301002:1092-23/226/2022-5 от 18.01.2022 о государственной регистрации прекращении права собственности ООО "ИК "Свет Звезд" на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301002:1092.
Согласно статье 373 Налогового кодекса плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Статьей 374 Налогового кодекса предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Положения статей 378.2 (кроме подпункта 4 пункта 1) и 382 Налогового кодекса, предусматривающие особенности обложения налогом недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены статьей 374 Налогового кодекса.
Следовательно, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств.
Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности (правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064 по делу N А40-154449/2017).
Учитывая изложенное, вопреки доводам лиц, участвующих в деле, именно с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-54476/2019 от 31.07.2020 - 24.12.2020 у налогового органа отсутствовали основания для начисления обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Свет Звезд" (ИНН 2312184438) налога на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301002:1092, площадью 5716 кв.м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, д. 17.
Неосуществеление Администрацией в разумные сроки после вступления в законную силу судебного акта комплекса мероприятий, направленных на регистрацию земельного участка за собственником имущества (муниципальное образование город Краснодар), не может быть поставлено в вину обществу.
Таким образом, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 по делу N А32-21393/2023 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как вынесенное с нарушением норм материального права.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине относятся на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2023 по делу N А32-21393/2023 отменить.
Признать недействительными требование N 72572 от 19.07.2022 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), решение N 11357 от 17.08.2022 о взыскании налога, сбора, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, принятые Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 4 по городу Краснодару в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Свет Звезд" (ИНН 2312184438).
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Свет Звезд" (ИНН 2312184438) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500,00 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Свет Звезд" (ИНН 2312184438) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному документу от 24.01.2024 государственную пошлину в размере 1 500,00 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Я.А. Демина |
Судьи |
М.Ю. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21393/2023
Истец: ООО "Инвестиционная компания "Свет Звезд", ООО "Инвестиционная компания "Свет звёзд"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару, ИНФС N 2 по г. Краснодар, ИФНС N 4 по г. Краснодару
Третье лицо: УФНС по Краснодарскому краю