г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А56-115883/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Целищевой Н.Е., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Зябирова Р.Ш. по доверенности от 20.07.2023
от ответчика-ООО "Дикая деревня": представитель Родионов А.В. по доверенности от 07.09.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5745/2024) (заявление) общества с ограниченной ответственностью "Дикая деревня" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2024 по делу N А56-115883/2021 (судья Корчагина Н.И.), принятое по иску
Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "Дикая деревня", 2) Комитету по управлению имуществом Гатчинского района Ленинградской области
3-и лица: 1) Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области; 2) филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области; 3) Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, 4) Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области; 5) общество с ограниченной ответственностью "Гриф"; 6) общество с ограниченной ответственностью "Славянка М"
о признании обременения в виде аренды земельных участков отсутствующим
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - арбитражный суд) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дикая деревня" (далее - Общество) и Комитету по управлению имуществом Гатчинского района Ленинградской области (далее - Комитет) о признании отсутствующим обременения в виде аренды, зарегистрированного в Едином государственной реестре недвижимости (ЕГРН) за Обществом на земельный участок с кадастровым номером 47:23:0319003:664, с указанием в решении суда, что данное решение является основанием для исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:664, снятия земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:664 с государственного кадастрового учета; о признании отсутствующим обременения в виде аренды, зарегистрированного в Едином государственной реестре недвижимости (ЕГРН) за Обществом на земельный участок с кадастровым номером 47:23:0319003:671, с указанием в решении суда, что данное решение является основанием для исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:671, снятия земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:671 с государственного кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области, ООО "Гриф", ООО "Славянка М".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что арендованные им участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Также Общество указало, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку с иском о признании права отсутствующим может обратиться только владеющий собственник, каковым истец не является. Также ответчик указывает, что на момент вынесения оспариваемого решения границы земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:79 внесены в ЕГРН с координатами поворотных точек, при этом площадь указанного земельного участка уменьшилась за счет исключения из нее арендованных ответчиком земельных участков, в подтверждение чего ответчик прилагает к апелляционной жалобе заключение кадастрового инженера от 26.01.2024, согласно которому пересечения между земельными участками с кадастровыми номерами 47:23:0000000:79, 47:23:0319003:671 и 47:23:0319003:674 отсутствуют.
В настоящее судебное заседание явились представители истца и подателя жалобы.
Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в представленном в материалы дела отзыве, а также возражал против приобщения к материалам дела приложенного к апелляционной жалобе заключения кадастрового инженера.
Рассмотрев ходатайство апеллянта о приобщении заключения кадастрового инженера от 26.01.2024, апелляционный суд не усмотрел оснований для его удовлетворения, поскольку согласно материалам дела, исковое заявление было принято к производству судом первой инстанции 16.12.2021, у стороны имелось достаточное количество времени для приобщения необходимых доказательств, основания, предусмотренные статьей 268 АПК РФ, отсутствуют.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом в рамках предоставленных полномочий проведена проверка законности возникновения прав ответчиков на земельные участки с кадастровым номером 47:23:0319003:664 и 47:23:0319003:671.
По результатам проведенной проверки установлено, что спорные земельные участки расположены в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 47:23:0000000:79, а именно: земельный участок кадастровым номером 47:23:0319003:664 - в выделах 1,2,3,4,5 квартала 304 Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества Ленинградской области. Площадь пересечения составляет 402636 кв.м. (98,9 % площади земельного участка); земельный участок с кадастровым номером 47:23:0319003:671 - в выделах 1,2,3,4,5.:,7,8,9,10,11,12,13 квартала 302; выделах 1,3, частях выделов 2,6,7,9,10 квартала 303 Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества Ленинградской области. Площадь пересечения составляет 1001367 кв.м. (100 % площади земельного участка).
Данное обстоятельство подтверждено заключением филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 18.02.2021 N 12-01/407.
Исключительное право собственности Российской Федерации на лесной участок 47:23:0000000:79 Гатчинского лесничества Ленинградской области зарегистрировано 29.12.2008, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации N 47-78-01/022/2008-454, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.03.2009 N 78-АБ 002576.
Ссылаясь на то, что спорные земельные участки фактически полностью накладываются на лесной участок земель лесного фонда Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества Ленинградской области, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признается в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
В рассматриваемом случае, исключительное право собственности Российской Федерации на лесной участок Гатчинского лесничества Ленинградской области с кадастровым номером 47:23:0000000:79 зарегистрировано 29.12.2008, о чем в ЕГРН сделана запись о регистрации N 47-78-01/022/2008-454, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.03.2009 N 78-АБ 002576.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации. Границы земель лесного фонда определяются уполномоченным в области лесных отношений органом исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством и градостроительной деятельности, в соответствии с которым определение границ лесного участка из категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств) и лесоустроительных планшетах.
Согласно статье 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Приказом Рослесхоза от 17.01.2008 N 319 "Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ" определены территории, количество лесничеств и установлены их границы. Названным приказом Рослесхоза лесной участок Гатчинского лесничества Ленинградской области отнесен к лесным участкам категории земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 -ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) до 01.01.2017 признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 91 ЛК РПФ ГЛР представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в частности, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права и сведений из ЕГРН, является информация из ГЛР и материалы лесоустройства.
Выпиской из ГЛР от 15.03.2022 N 17/05 подтверждается факт отнесения лесного земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:79, имеющего местоположение: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Гатчинское лесничество, Минское участковое лесничество, квартал N 302, выделы 1,2, квартал N 303, выделы 1,2,3,4,5,6 к категории земель лесного фонда.
Выпиской из ГЛР от 06.04.2022 N 18/05 подтверждается факт отнесения лесного земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:79, имеющего местоположение: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Гатчинское лесничество, Минское участковое лесничество, квартал N 304, выделы 1,2, к категории земель лесного фонда.
Поскольку сведения о спорном участке не исключены из ГЛР, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда является ранее возникшим и в силу статьи 69 Федерального закона от 13.05.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером 47:23:0000000:79 покрыт многолетними лесными насаждениями, какие-либо объекты недвижимости на нем отсутствует, сельскохозяйственная деятельность не осуществляется, участок из владения Российской Федерации не изымался, что подтверждается лесоустроительными документами.
Ввиду изложенного, довод апелляционной жалобы об отнесении спорных участков к землям сельскохозяйственного назначения подлежит отклонению как неподтвержденный материалами дела.
Кроме того, факт отнесения земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:79 к землям лесного фонда установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-64234/2015, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ.
Так, указанным судебным актом установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 47:23:0319003:664 и 47:23:0319003:671 входят в границы лесного фонда квартала N 303 Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества с кадастровым номером 47:23:0000000:79 и относятся к федеральной собственности.
Доказательством фактического владения и распоряжения Российской Федерацией спорными землями лесного фонда Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества Ленинградской области также является предоставление их в аренду ООО "Гриф" по договору от 03.02.2010 N 1/З-2010-01 в целях заготовки древесины, при том, что договор аренды лесного участка от 03.02.2010 N 1/З-2010-01 прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Ленинградской области в установленном законом порядке (номер государственной регистрации 47-7801/007/2010-365 от 07.05.2010).
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Из данных разъяснений правоприменительной практики следует, что иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством (иски о признании права, о применении последствий недействительности сделки, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и т.д.). Иск о признании права отсутствующим является разновидностью негаторного иска и может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, и при этом у истца отсутствует необходимость в восстановлении фактического владения вещью. Таким образом, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество.
Иск о признании права отсутствующим является разновидностью негаторного иска и может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, и при этом у истца отсутствует необходимость в восстановлении фактического владения вещью.
Таким образом, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество.
Являясь лицом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности, Российская Федерация, в лице уполномоченных органов, тем самым опосредованно владеет земельными участками, находящимися в ее собственности и распоряжении.
Уполномоченными органами в области лесных отношений осуществляется комплекс мер по охране, защите, мониторингу состояния лесов, а также иные мероприятия по исполнению переданных полномочий.
Ввиду сохранения владения лесным участком исключается возможность защиты права путем предъявления виндикационного иска, а ввиду того, что право Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано - исключается возможность защиты путем иска о признании права (пункт 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22).
Иски об оспаривании произведенных со спорными земельными участками сделок и (или) истребовании данного имущества из чужого незаконного владения в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации могут быть предъявлены в случае отсутствия доказательств владения истцом спорным земельным участком.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае публичное образование не утрачивало владение спорным земельным участком.
Негаторный характер требований истца позволяет воспользоваться избранным способом защиты, который направлен на исключение из ЕГРН нарушающей законные интересы Российской Федерации записи о государственной регистрации права собственности иных лиц, а также обременениях.
Поскольку обременение в виде аренды зарегистрировано за Обществом на спорный земельный участок, расположенный на земельном участке, относящимся к категории земель лесного фонда, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, то есть регистрация обременения произведена фактически на находящийся в федеральной собственности земельный участок лесного фонда, чем нарушены права Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, то в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации обременение, зарегистрированное в ЕГРН в виде аренды на спорный земельный участок, подлежит признанию отсутствующими.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2024 по делу N А56-115883/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
Н.Е. Целищева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-115883/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГАТЧИНСКОГО РАЙОНА ЛЕН.ОБ., ООО "ДИКАЯ ДЕРЕВНЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГАТЧИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕН.ОБ., КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕН.ОБ, ООО ГРИФ, ООО СЛАВЯНКА М, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ЛЕН.ОБЛАСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕН.ОБ., ФГБУ ФИЛИАЛ ФКП РОСРЕЕСТРА ПО ЛЕН.ОБ., Кадастровая палата по Гатчинскому району и г. Гатчине Ленинградской области