г. Владимир |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А43-27447/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 16.05.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2024 по делу N А43-27447/2023, принятое по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (ОГРН 1042401810494, ИНН 2460066195) о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 21.07.2023 N2307/100-52/573-П/ПВП.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" - Ряхин М.В. по доверенности от 05.02.2024 N 9269 сроком действия до 28.02.2027.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление) на основании решения от 03.07.2023 N 2307/100-52/573-П/РВП проведена плановая выездная проверка в отношении публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (далее - Общество), осуществляющего деятельность по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье, ул. Привокзальная, д. 14.
В ходе проверки Управлением установлены следующие нарушения:
1) состав и численность сил и средств НФГО организации не достаточен для выполнения мероприятий по гражданской обороне;
2) в организации отсутствуют документы, подтверждающие создание и подготовку сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов;
3) контролируемым лицом в целях гражданской обороны не накоплены запасы материально-технических средств, включая специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование;
4) план комплексной маскировки не предусматривает мероприятий в соответствии с СП 264.1325800.2016 (предусмотрена только световая маскировка).
По результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 21.07.2023 и выдано предписание от 21.07.2023 N 2307/100-52/573-П/РВП об устранении нарушений обязательных требований, срок исполнения которого установлен до 01.07.2024.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления от 21.07.2023 N 2307/100-52/573-П/ПВП в части пункта 4 перечня нарушений.
Решением от 06.02.2024 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, пункт 4 выданного Управлением предписания не содержит конкретных положений СП 264.1325800.2016, которые были нарушены Обществом при разработке действующего плана комплексной маскировки.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что в соответствии с пунктом 1.2 СП 264.1325800.2016 положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планировке территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил.
Как полагает Общество, разработанный план комплексной маскировки Нижегородской ГЭС не должен в обязательном порядке предусматривать мероприятия, предусмотренные СП 264.1325800.2016, поскольку в данном случае на объект капитального строительства не распространяются требования, установленные названным сводом правил.
Общество считает, что в связи с отсутствием в пункте 4 предписания четкой формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Обществу в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, отсутствием нормативно установленной обязанности по включению в план комплексной маскировки других видов маскировки вместе со световой маскировкой, либо включению в план комплексной маскировки двух и более видов маскировочных мероприятий, возложение на Общество пунктом 4 предписания таких обязанностей является незаконным и противоречит действующему законодательству.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 804).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются: определение перечня объектов, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
В пункте 3.1.9 СП 264.1325800.2016. Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП 2.01.53.-84 (утвержден Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 880/пр) (далее - СП 264.1325800.2016) дано понятие комплексной маскировки объекта (территории) - это совокупность проводимых организационных, инженерно-технических и иных мероприятий, направленных на достижение минимальных показателей демаскирующих параметров объекта и ориентирных указателей на территории, обеспечивающих снижение вероятности обнаружения и поражения цели (целей), в пункте 3.1.28 СП 264.1325800.2016 - понятие световой маскировки как комплекса мероприятий, направленных на скрытие или имитацию световых демаскирующих признаков объектов и населенных пунктов.
В силу пункта 4.4 СП 264.1325800.2016 к объектам и территориям могут быть применены маскировочные мероприятия следующих видов: световая маскировка; световая и другие виды маскировки; комплексная маскировка территорий; комплексная маскировка объектов.
Таким образом, понятия "световая маскировка" и "комплексная маскировка объекта" разграничены.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны" (вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны") (далее - Постановление Правительства РФ N 1007) объектом федерального государственного надзора является деятельность, действия контролируемых лиц, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 1007 предметом федерального государственного надзора является соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом N 28-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 13.1 Федерального закона N 28-ФЗ организация и осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ N 1007 Министерство Российской Федерации по делам по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определено в качестве федерального органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны.
На основании пункта 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что "Нижегородская ГЭС" - филиал публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро", расположенный на территории Нижегородской области, является вероятной целью при использовании современных средств поражения.
Следовательно, Общество обязано выполнять требования, предусмотренные 11 Постановления Правительства РФ N 804, в части разработки плана осуществления комплексной маскировки территорий.
В соответствии с пунктами 1, 14, 14.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны, утвержденного приказом Филиала от 30.05.2017 N НЖГЭС/92-400, в целях решения задачи по световой и другим видам маскировки разрабатывается план осуществления комплексной маскировки.
Пунктом 1 Положения об организации световой маскировки и других видов маскировки, утвержденного приказом от 19.07.2023 N НЖГЭС/92-421 (далее - Положение о маскировке), определено, что оно разработано, в том числе в соответствии с СП 264.1325800.2016 "Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП 2.01.53-84".
Пунктами 1.3, 1.7 Положения о маскировке установлено, что другие виды маскировки включают в себя: скрытие, имитацию, демонстрационные действия, разработку плана комплексной маскировки объектов Филиала.
Вместе с тем в ходе плановой выездной проверки в отношении указанного объекта Управлением установлено, что планом комплексной маскировки предусмотрены мероприятия только по световой маскировке (л.д.34). Тем самым имеющийся у Общества план комплексной маскировки по существу таковым не является, поскольку не предусматривает совокупность проводимых организационных, инженерно-технических и иных мероприятий, направленных на достижение минимальных показателей демаскирующих параметров объекта и ориентирных указателей на территории, обеспечивающих снижение вероятности обнаружения и поражения цели (целей)
Данное нарушение подтверждается актом выездной плановой проверки от 21.07.2023, планом комплексной маскировки предусмотрены мероприятия только по световой маскировке (л.д.34).
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание то обстоятельство, что строительство ГЭС завершено и объект введен в эксплуатацию до введения СП 264.1325800.2016. Учитывая, что Нижегородская ГЭС относится к объектам, являющимся вероятными целями при использовании современных средств поражения, Общество обязано исполнять требования пункта 11 Постановления Правительства РФ N 804 в части разработки плана осуществления комплексной маскировки территорий.
Предписание в оспариваемой части не возлагает на Общество не предусмотренных законодательством обязанностей, соответствует предъявляемым к нему требованиям и является исполнимым.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о неисполнимости предписания в оспоренной части судом первой инстанции верно установлено, что предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на пресечение и устранение выявленного нарушения требований в области гражданской обороны.
В предписании подробно описано выявленное нарушение, имеются ссылки на нарушенные нормы права, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписании требований отсутствует.
Доказательств нарушения прав и законных интересов Общества, возложения на него каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 27.02.2024 N 293 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2024 по делу N А43-27447/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.02.2024 N 293.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-27447/2023
Истец: ПАО "Русгидро", ПАО ФГК РусГидро
Ответчик: ГУ МЧС России по Нижегородской области