г. Челябинск |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А07-40790/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2024 по делу N А07-40790/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" - Дюльдин Д.Ю. (паспорт, диплом, доверенность от 22.08.2023);
Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Скотников К.В. (доверенность от 22.12.2023, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" Республики Башкортостан (ИНН 0266048970, ОГРН 1160280116138, далее - заявитель, ООО "Газпром нефтехим Салават", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) (далее - ответчик, Управление Росприроднадзора) о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания от 28.09.2023 N 135-В.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает по пункту 1 предписания: ГОСТ 33007-2014 не является обязательным для применения; ГОСТ 33007-2014 рекомендует оснащать точки отбора проб на газоочистном и пылеулавливающем оборудовании, вместе с тем, ИЗАВ общества ни к газоочистному, ни к пылеулавливающему оборудованию не относится. По пункту 2 предписания апеллянт отмечает, что у общества отсутствовала и отсутствует обязанность по проведению корректировки инвентаризации, поскольку такое основание для ее проведения как вывод из эксплуатации ИЗАВ пунктом 45 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 19.11.2023 N 871 не предусмотрено, а указание Росприроднадзором и судом на пункт 11 Порядка N 871 и пункты 8,9 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055 общество считает необоснованным. Учитывая также и то, что действие пункта 11 Порядка N 871 на апеллянта не распространяется. Кроме того, установленный пунктом 49 Порядка N 871 срок проведения корректировки инвентаризации на момент окончания проверки не истек. Также апеллянтом указано на ненадлежащую оценку судом первой инстанции доводов общества и представленных им доказательств.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Газпром нефтехим Салават" с 15.09.2023 по 28.09.2023 Управлением Росприроднадзора на основании решения от 07.09.2023 N 382-РШ, решения о внесении изменений от 22.09.2023 N 422-РШ в рамках федерального государственного экологического надзора проведена выездная внеплановая проверка.
Выездная проверка проведена в отношении объекта НВОС:80-0102-001098-П, объекта: Производственная территория ООО "Газпром нефтехим Салават", категория объекта - 1, категория риска - высокая (2).
По результатам выездной проверки установлено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО "Газпром нефтехим Салават" осуществляет на основании разрешения на выбросы N 13-2022 от 12.05.2022, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, со сроком действия с 12.05.2022 по 31.12.2024. Разрешением на выброс установлен перечень и количество загрязняющих веществ разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками. Разрешенный валовый выброс составляет - 39299,587509 тонн в год (объект НВОС 80-0102-001098-П).
Согласно данным проекта предельно допустимого выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО "Газпром нефтехим Салават" от 2022 г., общее количество источников выбросов - 814, из них 808 источников выбросов загрязняющих веществ на основной промышленной площадке, 6 источников выбросов загрязняющих веществ на об. "Кама-1".
На основной промышленной площадки ООО "Газпром нефтехим Салават" в результате инвентаризации выявлено:
814 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по ООО "Газпром нефтехим Салават":
по НПЗ всего по заводу выявлено 289 источников выбросов. Из них 146 организованных, 143 неорганизованных;
по ГХЗ выявлено 64 источников выбросов. Из них 45 организованных, 19 неорганизованных;
по заводу "Мономер" выявлено 274 источников выбросов. Из них 212 организованных,62 неорганизованных;
по вспомогательным производствам всего 180 стационарный источник выбросов (с бактериологической лабораторией). Из них 109 организованных, 71 неорганизованных;
по мазутным ямам выявлен один неорганизованный источник выбросов.
Общее количество выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ составляет 145.
В рамках проводимой проверки осуществлен отбор проб (образцов) промышленных выбросов, вместе с тем, на источнике N 0526 (Цех N 51 Установка получения смеси углеводорода и водорода) контрольным органом отбор произведен не был, ввиду выявления несоответствия точки отбора и измерения не соответствует ГОСТ 33007-2014 (п. 5.1.3), а именно диаметр патрубка - (штуцера) для отбора и измерения отбора проб (образцов) менее 36 мм, что в свою очередь не позволяет ввести напорную и/или пылезаборную трубку (акт о невозможности проведения отбора проб N 70 от 26.09.2023).
Кроме того, контролирующим органом установлено, что на источниках N N 0034, 0039,0040 оборудование и сооружения Установки КК-1 Цеха N 10 НПЗ ООО "Газпром нефтехим Салават" выведено из эксплуатации (акт о выводе из эксплуатации мощности установки каталитического крекинга КК-1 (объект 601) Цеха N 10 НПЗ; протокол технического совещания N Вн-01-8807 от 20.12.2022; протокол технического совещания N Вн-073-1816 от 15.03.2022; приказ ООО "Газпром нефтехим Салават" N 408 от 28.03.2022).
Вместе с тем, после вывода из эксплуатации установки КК-1 Цеха N 10 НПЗ ООО "Газпром нефтехим Салават", обществом корректировка инвентаризации выбросов в соответствии с пунктом 45 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N871 от 19.11.2021 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (далее - Порядок N871), проведена не была, что является нарушением Порядка N871.
По результатам проверки составлен акт от 28.09.2023 N 135-В, выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 28.09.2023 N 135-В, согласно которому предписано устранить следующие нарушения: Точка отбора и измерения проб (образцов) промышленных выбросов на источнике N 0526 (Цех N 51 Установка получения смеси углеводорода и водорода) не соответствует требованиям пункта 21 Порядка N871, пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N96-ФЗ, пункта 5.1.3 ГОСТ 33007-2014 ""Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля" (пункт 1); ООО "Газпром нефтехим Салават" не проведена корректировка инвентаризации, ввиду вывода из эксплуатации установки каталитического крекинга КК-1 (объект 601) Цеха N 10 НПЗ ООО "Газпром нефтехим Салават" - нарушен пункт 45 Порядка N871. Срок устранения нарушений до 10.01.2024.
Решением от 02.02.2024 N 46-РШ срок исполнения предписания продлен до 10.04.2024.
Полагая, что выданное предписание об устранении выявленных нарушений от 28.09.2023 N 135-В не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, указанный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 66 Закона об охране окружающей среды должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом компетентного государственного органа.
В силу положений статьи 1 Закона об охране окружающей среды экологическими требованиями (требования в области охраны окружающей среды, природоохранные) признаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Положениями пункта 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Из пункта 1 статьи 22 Закона об охране окружающей среды следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N96-ФЗ) в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
В целях предупреждения негативного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на атмосферный воздух (пункт 1 статьи 15 Закона N 96-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе: осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Как следует из пункта 1 оспариваемого предписания, Управлением Росприроднадзора установлено несоответствие точки отбора и измерения пункту 5.1.3 ГОСТ 33007-2014, а именно диаметр патрубка - (штуцера) для отбора и измерения отбора проб (образцов) менее 36 мм, что в свою очередь не позволяет ввести напорную и/или пылезаборную трубку и осуществить отбор проб.
В соответствии с пунктом 5.1.3 ГОСТ 33007-2014. Межгосударственный стандарт. Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля к стенке газохода в измерительном сечении привариваются патрубки (штуцера) длиной от 20 до 50 мм, диаметром не менее 36 мм для ввода напорных и пылезаборных трубок, диаметром не менее 20 мм - для ввода термометров (или термопар) и диаметром 4 мм - для измерения статического давления (разрежения). Патрубки закрывают завинчивающимися крышками (приведено в приложении Б).
Вместе с тем, ГОСТ 33007-2014 рекомендует оснащать точки отбора проб на газоочистном и пылеулавливающем оборудовании с целью определения запыленности газопылевых потоков.
Однако источник выбросов N 0526 общества представляет собой дымовую трубу технологической печи конверсии, которая не предназначена для фильтрации дымовых газов и не относится ни к газоочистному, ни к пылеулавливающему оборудованию.
Согласно статье 1 Закона N 96-ФЗ установка очистки газа - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Исходя из изложенного под термином газоочистные установки (газоочистное и пылеулавливающее оборудование) понимается промышленное фильтрационное оборудование, позволяющее минимизировать содержание нежелательных примесей в составе воздуха. Зачастую это многоступенчатые системы обработки газовоздушных сред, базирующиеся на задействовании тех или иных разновидностей газовых фильтров большой мощности.
В свою очередь, источник выбросов N 0526, является дымовой трубой от технологической печи конверсии, которая не предназначена для фильтрации дымовых газов и не относится к газоочистному оборудованию, в связи с чем применение обществом указанного ГОСТ не являлось обязательным, а указание Управлением Росприроднадзора на несоблюдение обществом положений указанного ГОСТ нельзя признать обоснованным.
Относительно пункта 2 оспариваемого предписания судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона N 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (пункт 2 статьи 12 Закона N 96-ФЗ).
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871.
Так, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 1 Порядка N 871).
Пунктом 2 Порядка N 871 предусмотрено, что документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.
В случае, если для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не соответствует требованиям Порядка, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена в срок не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего приказа.
Обстоятельства, при наступлении которых обязательно проведение корректировки данных инвентаризации выбросов, предусмотрены пунктами 45 и 46 Порядка N 871.
Согласно пункту 45 Порядка N 871, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ) осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств: изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
Также корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в случаях: выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ; изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно пункту 48 Порядка N 871 при возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 45 и 46 настоящего Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов.
Согласно пункту 49 Порядка N 871 корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 45 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 46 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки Управлением Росприроднадзора установлено, что после вывода из эксплуатации Установки КК-1 Цеха N 10 НПЗ ООО "Газпром нефтехим Салават", обществом корректировка инвентаризации выбросов в соответствии с пунктом 45 Порядка N 871 проведена не была.
Вместе с тем, пункт 45 Порядка N 871 такого основания для проведения корректировки данных инвентаризации как вывод из эксплуатации ИЗАВ не предусматривает.
Кроме того, следует отметить, что на дату проведения проверки годичный срок для проведения корректировки инвентаризации, который установлен в п. 49 Порядка N 871, не истек.
Управление Росприроднадзора в подтверждение вывода о необходимости проведения обществом корректировки данных инвентаризации ссылается также и на пункт 11 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055 (далее - Положение N 2055).
В соответствии с указанным пунктом для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению в следующих случаях:
а) изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
б) 2 и более превышения более чем на 25 процентов показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора), или изменения более чем на 10 процентов показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, указанное предусматривает основания для изменения нормативов допустимых выбросов для всех объектов за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, однако проверяемый объект общества относится к объектам 1 категории.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 10 Положения N 2055 для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - комплексное экологическое разрешение), нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Для объектов I категории до получения в установленные законодательством Российской Федерации сроки комплексного экологического разрешения нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) и при невозможности их соблюдения временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут быть установлены разрешением на выбросы (пункт 13 Положения N 2055).
Таким образом, общество как объект I категории должно обратиться в уполномоченный орган с заявкой на получение комплексного экологического разрешения, следовательно, положение пункта 11 Положения N 2055 к нему не применимы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания пункта 2 оспариваемого предписания недействительным.
Кроме того, суд отмечает, что пункт 1 предписания не содержит информацию о мерах, которые общество должно предпринять, способах устранения нарушения.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования.
Таким образом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).
Пункт 1 предписания не содержит информацию о мерах, которые должен совершить заявитель, с целью устранения выявленных нарушений.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с признанием доводов заявления и жалобы обоснованными относятся на Управление Росприроднадзора.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2024 по делу N А07-40790/2023 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" удовлетворить.
Признать недействительным пункты 1, 2 предписания Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.09.2023 N 135-В.
Взыскать с Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в размере 4 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром нефтехим Салават" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 7625 от 19.03.2024.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-40790/2023
Истец: ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ"
Ответчик: ЮЖНО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ