город Ростов-на-Дону |
|
16 мая 2024 г. |
дело N А32-54425/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца (путем использования системы веб-конференции): представитель Мосьпан А.И. по доверенности от 12.12.2022;
иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования Мостовский район;
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Основная общеобразовательная школа N 25 имени Валентина Владимировича Буракова станицы Баракаевской муниципального образования Мостовской район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2024 по делу N А32-54425/2023
по иску Администрации Краснодарского края (ОГРН: 1022301224549,
ИНН: 2308038402)
к ответчику муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Основная общеобразовательная школа N 25 имени Валентина Владимировича Буракова станицы Баракаевской муниципального образования Мостовской район (ОГРН: 1022304342125, ИНН: 2342013084),
при участии третьего лица: Администрация муниципального образования Мостовский район (ОГРН:1022304340992, ИНН: 2342010887),
о понуждении к исполнению,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к МБОУ ООШ N 25 имени В.В. Буракова станицы Баракаевской (далее - ответчик; учреждение) о понуждении к исполнению требований охранного обязательства, а именно, обязать общеобразовательное учреждение в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда на основании задания управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края организовать работу по разработке проекта сохранения объекта культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX - начало ХХ в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Баракаевская, центр, (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик не выполнил надлежащим образом взятые на себя обязательства и изложены истцом в исковом заявлении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Мостовский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2024 суд обязал муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основной общеобразовательной школы N 25 имени Валентина Владимировича Буракова станицы Баракаевской муниципального образования Мостовский район ИНН 2342013084 ОГРН 1022304342125 в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда на основании задания управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края организовать работу по разработке проекта сохранения объекта культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX - начало ХХ в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Баракаевская, центр, (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия.
Не согласившись с вынесенным решением, МБОУ ООШ N 25 имени В.В. Буракова станицы Баракаевской и Администрация муниципального образования Мостовский район в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратились с апелляционными жалобами, просили решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2024 отменить.
В обоснование апелляционных жалоб стороны приводят следующие доводы.
В проекте бюджета муниципального образования Мостовский район на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов не предусмотрены денежные средства для перечисления его районному управлению образованием администрации муниципального образования Мостовский район, с целью дальнейшей передачи муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе N 25 имени Валентина Владимировича Буракова станицы Баракаевской муниципального образования Мостовский район (для исполнения требований охранного обязательства).
Администрацией муниципального образования Мостовский район был проведен анализ стоимости работ по разработке проекта сохранения объекта культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX- начало XX в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, станица Баракаевская, центр (научно-исследовательские, проектные и производственные работы) результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия. Предварительная стоимость работ (по состоянию на 2023 год) по объекту культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX- начало XX в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, станица Баракаевская, центр, от 1 500 000 до 4 000 000 рублей.
Учитывая, что проект бюджета муниципального образования Мостовский район на 2024 год, не предусматривает расходы на разработку проекта сохранения объекта культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX - начало XX в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, станица Баракаевская, центр (научно-исследовательские, проектные и производственные работы) результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия, то целесообразным было предоставить срок для исполнения требований охранного обязательства не менее 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу.
Кроме того, податели жалоб указали на необходимость учитывать не только длительность проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но и срок исполнения контракта подрядной организацией, с целью исполнения требований охранного обязательства.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица. Представитель истца против доводов апелляционных жалоб возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
10.09.2020 приказом администрации Краснодарского края N 573-кн в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX - начало ХХ в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Баракаевская, центр, (далее - ОКН), утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - охранное обязательство). В соответствии с требованиями охранного обязательства собственник или иной законный владелец обязан в срок до 2 квартала 2023 г. (01.07.2023) организовать работу по разработке проекта сохранения памятника (научно-исследовательские, проектные и производственные работы).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанный объект культурного наследия является нежилым зданием с кадастровым номером 23:20:0702001:482, находящимся в собственности муниципального образования Мостовский район Краснодарского края и переданным на праве оперативного управления МБОУ ООШ N 25 имени В.В. Буракова станицы Баракаевской.
Таким образом, МБОУ ООШ N 25 имени В.В. Буракова станицы Баракаевской является законным владельцем объекта культурного наследия, уполномоченным на исполнение охранного обязательства.
Письмом управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) от 11.09.2020 N 78-12-10558/20 в адрес администрации муниципального образования Мостовский район Краснодарского края направлена копия приказа администрации Краснодарского края от 10.09.2020 N 573-кн. Письмом от 17.09.2020 N 01-4212/20 администрация муниципального образования Мостовский район Краснодарского края подтвердила получение вышеуказанного письма управления.
Задание и разрешение на разработку научно-проектной документации по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия управлением не выдавались, проектная документация в управление до настоящего времени не представлена, что подтверждается заключением управления от 25.09.2023, вынесенным по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) в отношении объекта культурного наследия.
В связи с вышеизложенным, истец считает необходимым обязать ответчика исполнить требования охранного обязательства, а именно обязать в течение 6 (шести) месяцев организовать работу по разработке проекта сохранения памятника (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), результатом которой является согласованный управлением научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Станичное правление", конец XIX - начало ХХ в., расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Баракаевская, центр.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В преамбуле названного Закона указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно статье 4 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
В статье 10 Федерального закона N 73-ФЗ поименованы федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
Исходя из положений пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия обеспечивается соблюдением мер, направленных на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Согласно подпункту 3 пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Судом первой инстанции обоснованно учтены представленные в материалы дела: копия приказа администрации Краснодарского края от 10.09.2020 N 573-кн на 21 л. в 1 экз.; копия письма управления от 11.09.2020 N 78-12-10558/20 на 3 л. в 1 экз.; копия письма администрации муниципального образования Мостовский район от 17.09.2020 N 01-4212/20 на 1 л. в 1 экз.; копия приказа администрации Краснодарского кря от 25.09.2023 N 693-кн на 3 л. в 1 экз.; копия задания от 25.09.2023 на 1 л. в 1 экз.; копия заключения от 25.09.2023 на 2 л. в 1 экз.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости обязания учреждения к исполнению обязанностей, возникших из охранного обязательства.
При этом, отсутствие финансирования на организацию работ по сохранению объекта культурного наследия не является основанием для освобождения законного владельца от исполнения требований законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия (Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2016 N 305-КГ16-9753 по делу N А40-71663/2015; Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2023 N 302- ЭС22-26286 по делу N А33-30035/2021).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
В соответствии с частью 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с взысканием денежных средств или передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Установленный срок для выполнения работ - в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу суд апелляционной инстанции признает разумным и достаточным. Приведенные доводы апелляционных жалоб не содержат достаточного, отвечающего требованиям ст. 65, 68 АПК РФ обоснования увеличение такого срока.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом приведенных доводов жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2024 по делу N А32-54425/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54425/2023
Истец: администрация Краснодарского края, Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации КК, Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа N25 имени валентина Владимировича Буракова станицы Баракаевской муниципального образования Мостовской район, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основной общеобразовательной школы N25 имени Валентина Владимировича Буракова станицы Баракаевской муниципального образования Мостовской район
Третье лицо: администрация муниципального образования Мостовский район, Администрация муниципального образования Мостовской район Краснодарского края