город Томск |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А45-33626/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиной Е.Б., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (N 07АП-777/2024) на решение от 11.01.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-33626/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Санжиева Ю.А.), по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН 1025403662074, ИНН 5408105520), г. Новосибирск к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН 1025402470389, ИНН 5406103101), г. Новосибирск о признании незаконным решения от 17.08.2023 N064S19230019578.
В судебном заседании приняли участие: без участия сторон, извещены
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (далее - заявитель, Учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Отделение, Фонд) о признании незаконным решения от 17.08.2023 N 064S19230019578.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.01.2024 (резолютивная часть изготовлена 28.12.2023) заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение от 17.08.2023 N 064S19230019578 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, как несоответствующее Конституции Российской Федерации в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 000 руб., снизив его размер до 500 руб., в связи со смягчающими вину обстоятельствами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании решения Фонда незаконным в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что рассмотрев заявленные требования истца, арбитражный суд счел их подлежащими удовлетворению в части, при этом, принимая решение, суд основывался на доводах исходя из анализа правоотношений в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируемых Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), тогда как оспариваемое решение ОСФР по Новосибирской области принималось, и истец привлекался к ответственности, в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации". Кроме того, вопрос взыскания государственной пошлины в суде первой инстанции не рассматривался.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства, Фонду предложено представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 262 АПК РФ Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 21.03.2024 на основании части 5 статьи 228 АПК РФ назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Фонда. Суд обязал Учреждение представить гражданско-правовые договоры, заключенные с застрахованными лицами, а также мотивированные пояснения относительно невозможности направления 27.03.23 сведений по форме ЕФС-1 в Фонд, с приложением подтверждающих документов.
Во исполнение определения апелляционного суда от 21.03.2024 Учреждение представлены письменные пояснения с приложением дополнительных документов, запрошенных судом.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 30.03.2023 Учреждение представило форму ЕФС-1 (рег. номер оператора 050-026- 004654/ N регистрации 101-23-001-1966-5151), в которой в подразделе 1.1. "Сведения о трудовой (иной) деятельности" содержались сведения о 2 кадровых мероприятиях "начало договора ГПХ" на застрахованных (СНИЛС 138-724-078 78, 002-112-475 64), 30.03.2023 Фонд в ответ направил Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
04.04.2023 Учреждение представило форму ЕФС-1 (рег. номер оператора 050-026- 004654/N регистрации 101-23-001-2541-4902), в которой в подразделе 1.1. "Сведения о трудовой (иной) деятельности" содержались сведения о 2 кадровых мероприятиях "начало договора ГПХ" на застрахованных (СНИЛС 138-724-078 78, 002-112-475 64).
05.04.2023 форма ЕФС-1 (рег. номер оператора 050-026-004654/N регистрации 101-23-001-2725-8693) была принята.
07.04.2023 ОСФР по Новосибирской области в ответ направило Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
В ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Учреждения, Фондом составлен акт от 20.07.2023 N 064S18230017305 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования и привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (по ст. 11 п. 2 подпункт 5), форма ЕФС-1 раздел 1 подраздел 1.1) за несвоевременную подачу сведений.
Институт с выводами и предложениями, изложенными в вышеуказанном акте не согласился, и представил возражения (исх. от 21.07.2023 N 15364-08-8431/789), приложив подтверждающие документы, указав, что форма ЕФС-1, в которой в подразделе 1.1. "Сведения о трудовой (иной) деятельности" содержатся сведения о 2 кадровых мероприятиях "начало договора ГПХ" представлена по телекоммуникационным каналам связи своевременно.
Возражения страхователя Фонд во внимание не принял, ссылаясь на то, что 27.03.2023 сведения о кадровых мероприятиях по форме ЕФС-1 на сервер Фонда не поступали, отметив, что форма ЕФС-1, N регистрации 101-23-001-2725-8693, в которой в подразделе 1.1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности" содержатся сведения о 2 кадровых мероприятиях "начало договора ГПХ" на застрахованных (СНИЛС 138-724-078 78, 002-112-475 64) представлена Страхователем только 05.04.2023, с нарушением установленного пунктом 6 статьи 11 Федеральный закон N 27-ФЗ срока, в связи с чем вынес Решение от 17.08.2023 N 064S19230019578 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (по ст. 11 п. 2 подпункт 5).
Впоследствии Фонд выставил требование от 31.08.2023 N 064S01230019648 об уплате Учреждением финансовых санкций.
24.08.2023 (исх. N 15364-08-8431/913) Учреждение обратилось в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с жалобой на решение Отделения, считая данное решение незаконным и необоснованным, поскольку форма ЕФС-1 раздел 1 подраздел 1.1 была отправлена по телекоммуникационным каналам связи своевременно, что также подтверждается копией письма оператора электронного документооборота АО "Калуга Астрал" от 23.08.2023 N 1СО-4613840 о проведении анализа журнала работы программного обеспечения на рабочем месте пользователя, а также журнала сервера оператора электронного документооборота.
По результатам рассмотрения жалобы Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации посчитал действия Отделения по привлечению страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ правомерными, решение не подлежащим отмене (письмо от 22.09.2023 N 19-20/164841).
Не согласившись с решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения Учреждением правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ, при этом, руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, учитывая наличие смягчающих вину страхователя обстоятельств: отсутствие умысла на совершение правонарушения, отсутствие для бюджета негативных последствий, социально-значимую деятельность организации, бюджетное финансирование, отсутствие задолженности, счел возможным снизить размер назначенного Фондом штрафа по решению от 17.08.2023 N064S19230019578 до суммы 500 рублей.
Между тем, апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции, сделанными при неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Учреждению вменяется нарушение требований Федерального закона N 27-ФЗ (по ст. 11 п. 2 подпункт 5).
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Вместе с тем, судом первой инстанции применен Закон N 255-ФЗ, регулирующий правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подлежащий применению в рассматриваемом случае.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет о каждом работающем у него лице следующие сведения и документы:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии;
4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона;
5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам;
6) сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
7) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
С учетом пункта 6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения о дате заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона 27-ФЗ направляются в форме ЕФС-1, которая регламентирована Порядком заполнения единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)", утвержденном Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.10.2022 N 245 п (действовал в спорный период).
Согласно представленным Учреждениям документам, договоры гражданско-правового характера (договоры подряда) заключены 24.03.2023.
Таким образом, отчет по форме ЕФС-1 с подразделом 1.1 в отношении договоров подряда необходимо было сдать не позднее 27.03.2023.
Из материалов дела следует, что сформированный отчет по форме ЕФС-1, содержащий сведения о дате заключения договоров подряда от 24.03.2023 отправлен Учреждением по телекоммуникационным каналам связи 27.03.2023 через оператора электронного документооборота АО "Калуга Астрал", однако доставленный в срок документ не был принят по причине ошибки расшифровки файлов, что подтверждается письмом от 23.08.2023 АО "Калуга Астрал".
В силу пункта 33 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (действующей в размариваемый период, далее - Инструкция N 211н), пунктом 11 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 11.03.2020 N 178п (далее - Порядок), датой представления индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что первоначально единый отчет по форме ЕФС-1, содержащий сведения о дате заключения договоров подряда от 24.03.2023 направлен Учреждением по телекоммуникационному каналу связи через оператора АО "Калуга Астрал" 27.03.2023, то есть в пределах установленного для их направления срока.
Учреждение предпринимало попытку повторного направления сведений 30.03.2023.
Таким образом, Учреждение предприняло все зависящие от него действия, с целью недопущения совершения вменяемого правонарушения, а несвоевременное получение Фондом отчета по форме ЕФС-1, вызвано причинами, не зависящими от Учреждения.
Фондом не доказан факт того, что отсутствие технической возможности представления отчетности в форме электронного документа, обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие вины как обязательного элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие требования при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности как в уголовном, так и в административном праве (постановления от 07.06.2000 N 10-П, от 27.04.2001 N 7-П и от 17.07.2002 N 13-П; определения от 09.04.2003 N 172-О, от 06.07.2010 N 934-О-О, от 19.11.2015 N 2732-О).
Фонд, привлекая Учреждение к ответственности, должен был не только установить факт предоставления сведений с нарушением срока, но и обязан был установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.
Несмотря на то, что Учреждение указало объективную причину невозможности осуществить передачу сведений электронным способом ввиду технических неполадок и представил Фонду соответствующие возражения и доказательства, тем не менее, мер направленных на получение доказательств, необходимых для всестороннего исследования вопроса наличия вины страхователя в совершении правонарушения, не предпринял.
В решении о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе вины, как обязательного элемента субъективной стороны состава правонарушения, являющегося одним из базовых принципов юридической ответственности, только при установлении которой юридическое лицо может быть привлечено к ответственности. Из решения не усматривается в чем именно выражается вина Учреждения в совершении правонарушения и каким образом она была установлена.
Фонд ограничился лишь описанием факта представления страхователем сведений с нарушением установленного срока, не установив его вину в совершении вмененного правонарушения.
Факт того, что отсутствие технической возможности обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя, Фондом не доказан.
Исходя из того, что направленные в установленный срок сведения не поступили в Фонд по не зависящим от Учреждения обстоятельствам, страхователь предпринял все зависящие от него действия, с целью недопущения совершения вменяемого правонарушения, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии вины Учреждения в совершении правонарушения и, как следствие, об отсутствии у Фонда оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Доводы Фонда о том, что идентификаторы документа оборота, направленные страхователем 27.03.2023 и 30.03.2023 не являются идентичными, являются несостоятельными.
Фондом не отрицается, что Учреждением 27.03.2023 представлялись сведения по форме ЕФС-1, при этом согласно письму от 23.08.2023 АО "Калуга Астрал" 27.03.2023 страхователем направлялись в Фонд единая форма сведений ЕФС-1.
Доказательств, принятия мер по проверке представленных страхователем сведений, в нарушение статьи 65 АПК РФ Фондом не представлено.
Не исполнение Фондом обязанности по надлежащей проверке представленной страхователем информации, не может вменяться в вину Учреждению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными нормами права, установив недоказанность вины Учреждения в пропуске срока предоставления сведений по форме ЕФС-1 с подразделом 1.1 в отношении договоров подряда, заключенных 24.03.2023, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании решения Фонда от 17.08.2023 N 064S19230019578 недействительным в полном объеме.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.01.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33626/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение от 17.08.2023 N 064S19230019578, вынесенное Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН 1025402470389, ИНН 5406103101, г. Новосибирск).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН 1025402470389, ИНН 5406103101, г. Новосибирск) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН 1025403662074, ИНН 5408105520, г. Новосибирск) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3 000 рублей, за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33626/2023
Истец: ФГБУ науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ