г. Чита |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А10-7681/2023 |
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лоншаковой Т.В. рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Каменская средняя общеобразовательная школа N 2" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 февраля 2024 года по делу NА10-7681/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Каменское" (ОГРН 1190327013403, ИНН 0309408719) к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Каменская средняя общеобразовательная школа N2" МО "Кабанский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300668101, ИНН 0309005822) о взыскании 26 486 руб. 93 коп. - платы за негативное воздействие на работу ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года, 24 314 руб. 04 коп. - платы за сброс загрязняющих веществ в ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года, 1 168 руб. 03 коп. - пени за просрочку оплаты за период с 12.09.2023 по 10.10.2023, пени по день фактической оплаты долга, 203,44 руб. - почтовых расходов, с уточнением,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Каменское" (далее-истец, МУП "ЖКХ Каменское") обратилось в суд с уточненным иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Каменская средняя общеобразовательная школа N 2" МО "Кабанский район" Республики Бурятия (далее-ответчик, Учреждение) о взыскании 26 486 руб. 93 коп. - платы за негативное воздействие на работу ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года, 24 314 руб. 04 коп. - платы за сброс загрязняющих веществ в ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года, 1 168 2 руб. 03 коп. - пени за просрочку оплаты за период с 12.09.2023 по 10.10.2023, пени по день фактической оплаты долга, 203,44 руб. - почтовых расходов.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 51 857 руб. 97 коп., из которых: 26 486 руб. 93 коп. - плата за негативное воздействие на работу ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года, 24 314 руб. 04 коп. - плата за сброс загрязняющих веществ в ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года, 853 руб. 56 коп. - пени за просрочку оплаты за период с 12.09.2023 по 10.10.2023, пени по день фактической оплаты долга, 203 руб. 44 коп. - почтовые расходы. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что судом первой инстанции не были учтены нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации со стороны Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Каменское" при начислении платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и плату за сброс загрязняющих веществ в ЦСВ н составе сточных вод.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что между МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Каменское" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и МАОУ "Каменская средняя общеобразовательная школа N 2" МО "Кабанский район" Республики Бурятия (абонент) 02.02.2023 подписан договор холодного водоснабжения и водоотведения N 4-КУ/23.
Согласно договору Организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную воду в объеме, определенном настоящим договором, осуществлять прием сточных вод Абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс на рельеф местности, а Абонент обязуется соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления холодной воды, режим водоотведения, соблюдать нормативы допустимых сбросов, нормативы и требования по объему, составу и свойствам отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, обеспечивать исправность используемых им приборов учета, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, и производить Организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных в настоящем договоре.
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод считается 01.01.2023.
Объект Абонента: административное здание Каменской СОШ N 2, расположенное в п. Каменск, ул. Комсомольская,18 (пункт 1.2).
Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным канализационным сетям Абонента и Организации ВКХ, определяется в соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности (Приложение N 1 к настоящему договору) (пункт 1.3).
Ориентировочная цена договора составляет 126 607,82 руб. на период с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Ориентировочная цена платы за сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на работу ЦСВ составляет 94 178 руб. (пункт 9.1).
В соответствии с заключенным с ответчиком контрактом истец поставил последнему холодную воды и принял стоки, предъявив для оплаты счета-фактуры, в том числе по плате за сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на работу ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года на общую сумму 50 800,97 руб.
Оплата ответчиком не произведена. Истец полагает, что наличие заключенного и исполняемого контракта холодного водоснабжения и водоотведения предполагает обязанность ответчика вносить плату за негативное воздействие.
Направленная ответчику претензия от 23.08.2023 N 223 оставлена без удовлетворения.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд за взысканием суммы основного долга, составляющего плату за сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на работу ЦСВ.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как верно определил суд первой инстанции, к отношениям сторон по вопросу водоотведения, урегулированных в 2020 году договором N 505 от 09.01.2020, в 2021 году - договором N 505, в 2022 году - договором N505 от 31.01.2022 и от 25.10.2022, подлежат применению положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами в указанной сфере, в том числе Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод от 04.09.2013 N776, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В части 10 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ указано, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
Истцом заявлено требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года
Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены в разделе VII Правил N 644.
Пунктом 123(4) Правил N 644 установлены особенности расчета и взимания платы с объектов абонентов, соответствующих любому из следующих условий:
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 (менее 30 куб. м в сутки);
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Не оспаривается, что декларация о составе и свойствах сточных вод Учреждением не подавалась.
Таким образом, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123(4) Правил N 644 расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возможно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям установленным пунктам 113 и 114 Правил N 644.
Как следует из представленных истцом счетов-фактур, выставленных ответчику за спорный период, от объекта ответчика (школа) были приняты стоки в объеме менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, то есть менее 30 кубических метров в сутки.
Согласно расчету истца, за март 2023 года объем сточных вод составил 144,72 куб.м., за апрель 2023 года - 60,27 куб.м., за май 2023 года - 129,48 куб.м., за июнь 2023 года - 83 куб.м., за июль 2023 года - 39 куб.м., за август 2023 года - 22,24 куб.м., за сентябрь 2023 года - 164,45 куб.м.
Расчет платы по существу ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, как и доказательств оплаты.
Расчет платы судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
В этой связи требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года в сумме 26 486,93 руб. верно подлежит удовлетворению в заявленном объёме.
Истцом заявлено требование о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на работу ЦСВ за период март-сентябрь 2023 года.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае на объекте ответчика осуществляется деятельность общественного питания, производства пищевых продуктов (столовая), следовательно, ответчик является абонентом, в отношении которого действует пункт 203 Правил N 644.
За март 2023 года объем сточных вод составил 20,715 куб.м., за апрель 2023 года - 11,885 куб.м., за май 2023 года - 100 куб.м., за июнь 2023 года - 29 куб.м., за июль 2023 года - 1 куб.м., за сентябрь 2023 года - 29 куб.м.
Объем сточных вод за спорный период ответчиком не оспорен.
Расчет платы судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
При таких обстоятельствах требование истца, как правомерно указал суд первой инстанции, подлежит удовлетворению в полном объеме в сумме 24 314,04 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 30 Правил N 644 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Истцом заявлено требование о взыскании суммы неустойки за период с 12.09.2023 по 10.10.2023 в сумме 1 168,03 руб.
Проверив расчёт истца, суд первой инстанции признал необходимым произвести перерасчет неустойки исходя из ключевой ставки 9,5%, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году".
Оснований не согласиться с расчетом суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, требование истца в части взыскания суммы неустойки, верно подлежит удовлетворению в размере 853,56 руб.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 65 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", исковые требования о взыскании с ответчика неустойки по день фактического исполнения обязательства являются правомерными и правильно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании почтовых расходов в размере 203 руб. 44 коп., понесенных в связи с отправкой 24.08.2023 ответчику претензии по настоящему спору.
Факт несения почтовых расходов истцом подтвержден квитанцией и описью вложения на сумму 203,44 руб.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (части 1, 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 202 руб. почтовых расходов, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции не были учтены нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации со стороны Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Каменское" при начислении платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и плату за сброс загрязняющих веществ в ЦСВ н составе сточных вод отклоняется апелляционным судом как не основанный на нормах права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2024 года по делу N А10-7681/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Лоншакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7681/2023
Истец: Муниципальное Унитарное Ппредприятие Жилищно-коммунальное хозяйство Каменское
Ответчик: Муниципальное общеобразовательное учреждение Каменская средняя общеобразовательная школа N2