г. Пермь |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А60-72057/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Герасименко Т.С.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон, апелляционную жалобу заявителя, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 07 марта 2024 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-72057/2023
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вест" (ИНН 6670170224, ОГРН 1076670011660)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за апрель, октябрь, ноябрь 2020 г. (дополняющая) в размере 2000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вест" (далее - ответчик, ООО "Вест", Общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за апрель, октябрь, ноябрь 2020 г. (дополняющая) в размере 2000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 марта 2024 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требования о взыскании финансовых санкций в размере 2000 руб. 00 коп. - удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что при вынесении решения судом были допущены существенные нарушения норм материального права: неправильно истолкованы и не применены нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не исследованы фактические обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам; суд не применил нормы Закона N 27-ФЗ. Считает, при вынесении обжалуемого решения суд не дал правовую оценку тому обстоятельству, что Обществом представлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетные периоды за апрель, октябрь, ноябрь 2020 года на 4 застрахованных лиц; а также представленным доказательствам: Протоколам проверки отчетности с указанием на допущенные ошибки и Уведомлениям об устранении ошибок; не учел то обстоятельство, что в данном случае наличие недостоверных сведений было выявлено не самим страхователем, а территориальными органами Фонда при проведении проверки.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проверки в действиях страхователя выявлены признаки правонарушения в виде непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Наименование отчетного периода |
Установленный законодателем срок сдачи сведений страхователями |
Срок фактического представления страхователем сведений |
Количество застрахованных лиц |
Апрель 2020 |
15.05.2020 |
26.05.2020 дополняющая |
2 |
Октябрь 2020 |
15.11.2020 |
18.02.2021 дополняющая |
1 |
Ноябрь 2020 |
15.12.2020 |
18.02.2021 дополняющая |
1 |
При предоставлении сведений по форме СЗВ-М за февраль, октябрь, ноябрь 2020 года выявлена недостоверность сведений в отношении 4 застрахованных лиц, информация о которых не соответствует информации на лицевых счетах.
Страхователю в электронном виде направлены протоколы-уведомления от 18.05.2020, 19.01.2020, 17.01.2020, соответственно, о необходимости исправления недостоверных сведений в отношении указанных лиц в течение пяти рабочих дней.
Дополняющие формы с достоверными сведениями представлены 26.05.2020 18.02.2021 - с нарушением установленного срока, что привело к нарушению пенсионных прав застрахованных лиц.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ составлены акты о выявлении правонарушений, на основании которых вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности и требования об уплате финансовых санкций, которые направлены страхователю:
Отчетный период |
Дата и номер акта |
Дата и способ отправки |
Дата и номер решения |
Дата и способ отправки |
Дата и номер требования |
Дата и способ отправки |
Апрель 2020 |
02.06.2020 N 075S18200012108 |
02.06.2020 ТКС |
13.07.2020 N 075S19200015888 |
13.07.2020 ТКС |
13.08.2020 N 075S01200018166 |
13.08.2020 ТКС |
Октябрь 2020 |
17.02.2021 N 075S18210004 336 |
17.02.2021 ТКС |
26.03.2021 N 075S19210007680 |
26.03.2021 ТКС |
26.04.2021 N 075S01210009598 |
26.04.2021 ТКС |
Ноябрь 2020 |
17.02.2021 N 075S18210004339 |
17.02.2021 ТКС |
26.03.2021 N 075S19210007681 |
26.03.2021 ТКС |
26.04.2021 N 075S01210009597 |
26.04.2021 ТКС |
До настоящего времени требования страхователем не исполнены.
В связи с тем, что страхователь отказался уплачивать сумму финансовых санкций в добровольном порядке, заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании финансовой санкции, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Срок составления указанного акта Законом N 27-ФЗ не установлен. Однако отсутствие в Законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки не свидетельствует о наличии у фонда неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена названным Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 данного Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как было указано ранее, Обществом представлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетные периоды за апрель, октябрь, ноябрь 2020 года на 4 застрахованных лиц.
В соответствии с п. 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Материалами дела подтверждено, что Фондом страхователю в электронном виде направлены уведомления о необходимости исправления недостоверных сведений в отношении указанных застрахованных лиц в течение пяти рабочих дней: за апрель 2020 г.- 18.05.2020; за октябрь 2020 г. - 19.01.2021; за ноябрь 2020 г.- 17.01.2021.
С помощью указанных документов Общество было проинформировано Фондом о наличии недостоверных сведений в представленных отчетностях.
Однако, в установленные сроки ошибки не исправлены.
Страхователем 26.05.2020 и 18.02.2021 после получения Уведомлений были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 4 застрахованных лица.
Таким образом, в данном случае уточненные сведения были представлены страхователем по истечении установленного срока.
Суд при рассмотрении спора не учел то обстоятельство, что в данном случае наличие недостоверных сведений было выявлено не самим страхователем, а Фондом при проведении проверки. Следовательно, является ошибочным вывод суда о том, что Общество самостоятельно выявило ошибки до их обнаружения Фондом.
Нарушением установленного срока, за который Общество привлекается к ответственности, считается фактическое число представления исправленных сведений, которое исчисляется с 16-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, т.е.: за апрель 2020 г.- 26.05.2020, за октябрь 2020 г. - 18.02.2021, за ноябрь 2020 г.- 18.02.2021.
Таким образом, Общество устранило выявленные ошибки путем представления отчета по форме СЗВ-М с типом "Дополняющая" по истечении законодательного срока для их направления, после обнаружения ошибок Фондом, а также срока для исполнения требования Фонда, что и явилось основанием для применения к страхователю мер ответственности. Представлению дополняющей формы отчетности предшествовало обнаружение органом ПФР ошибок (несоответствий) в отчете.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного у истца имелись основания для привлечения Общества к ответственности за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-М.
В рассматриваемом случае сумма финансовых санкций составила 2000 руб. (500 руб. *4).
Поскольку доказательств уплаты финансовой санкции за представление недостоверных сведений обществом не представлено, заявление Фонда подлежало удовлетворению.
Установленный НК РФ порядок привлечения к ответственности Фондом не нарушен. Из представленных Фондом актов проверки следует, что их копии вручены обществу. В актах разъяснено право на представление возражений, а также указано время и место рассмотрения этих актов. Общество возражения на акты не направило, на их рассмотрение не явилось.
Факт совершения обществом указанного нарушения подтверждается материалами дела.
Оснований для снижения суммы штрафа судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются апелляционным судом обоснованными, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 марта 2024 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-72057/2023 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вест" (ИНН 6670170224, ОГРН 1076670011660) в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации финансовые санкции в сумме 2000 (Две тысячи) рублей 00 копеек, в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 2000 (Две тысячи) рублей 00 копеек.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-72057/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ВЕСТ"