г. Киров |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А29-6441/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Волковой С.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Антипенко Натальи Ивановны
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2023 по делу N А29-6441/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Антипенко Натальи Ивановны (ИНН: 110500088605, ОГРНИП: 304110507500216)
к администрации муниципального района "Печора" (ИНН: 1105012781, ОГРН: 1021100875575)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера", общество с ограниченной ответственностью "Респект Дом",
о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Антипенко Наталья Ивановна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Антипенко Н.И.) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об обязании администрации муниципального района "Печора" (далее - ответчик, Администрация) определить место расположения площадки временного накопления твердых коммунальных отходов для дома 19 по улице Булгаковой города Печоры Республики Коми, соответствующее санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" и общество с ограниченной ответственностью "Респект Дом".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Антипенко Н.И. обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Предприниматель указывает, что она оспаривала правомерность определения Администрацией мест накопления отходов, однако, реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов а муниципально районе не получил судебную оценку в части расположения контейнерной площадки по адресу: г.Печора, ул.Гагарина, 42 (позднее - 42а) для ИП Антипенко Н.И. с местом образования отходов по адресу: г.Печора, ул.Булгаковой, д.19. Предприниматель отмечает, что не требовала организовать место размещения ТКО, а просила Администрацию определить место размещения ТКО с внесением изменений в Реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО. ИП Антипенко Н.И. считает, что по общему правилу создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления; к обязанностям управляющей организации относится содержание контейнерной площадки, определенной как место накопления ТКО для МКД.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указала, что в муниципальном районе "Печора" утверждена схема размещения контейнерной площадки по адресу: г. Печора, ул.Гагарина, д.42; также утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, из которого следует, что источником ТКО для указанной площадки является, в том числе жилой дом N 19 по ул.Булгаковой в г.Печора.
ООО "Респект Дом" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что в случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку для накопления ТКО, обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО возлагается на орган местного самоуправления.
ООО "Региональный оператор Севера" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения: если собственник земельного участка - муниципалитет, то контейнерную площадку создает орган местного самоуправления. ООО "Региональный оператор Севера" отмечает, что в муниципальном районе "Печора" утверждена схема размещения контейнерно площадки по адресу: г. Печора, ул.Гагарина, д.42, источником образования ТКО является, помимо прочего МКД N 19 по ул.Булгаковой в г.Печоре; по сведениям отдела ЖКХ администрации муниципального района "Печора" из-за плотности застройки в районе д.19 по ул.Булгаковой в г.Печора оборудовать место (площадку) для накопления ТКО с учетом требований законодательства не представляется возможным.
По запросу апелляционного суда ООО "Респект Дом" представило сведения о том, что общее собрание собственников МКД по адресу: г.Печора, ул.Булгаковой, д.19 не принимало решение о размещении контейнерной площадки на придомовой территории.
Администрация также дополнительно пояснила, что общее собрание собственников МКД не приняло решение о размещении контейнерной площадки на придомовой территории; ввиду близкого расположения д. 15,19,17 по ул.Булгаковой и д.66 по ул.Социалистической организовать место (площадку) для накопления ТКО на придомовой территории МКД N 19 по ул. Булгаковой с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований не представляется возможным.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство отложено с 25.03.2024 на 14 часов 20 минут 13.05.2024.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.02.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.02.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Антипенко Н.И. является собственником нежилого помещения общей площадью 424,3 кв.м, расположенного в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Республика Коми, г. Печора, ул. М. Булгаковой, д. 19.
06.08.2019 ООО "Ухтажилфонд" (в настоящий момент ООО "Региональный оператор Севера") и ИП Антипенко Н.И. заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО; место накопления ТКО определено следующим образом: контейнерная площадка г. Печора, ул. Гагарина, 42.
Полагая, что место расположения площадки временного накопления ТКО для МКД N 19 по ул. Булгаковой г. Печоры не соответствует санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В пункте 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), определена аналогичная обязанность органа местного самоуправления.
Из пунктов 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ следует, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2023 N 301-ЭС23-14328).
Управляющая организация исходя из пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) может создать место (площадку) накопления ТКО только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
Кроме того, согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункту 2 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
В случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома возлагается на орган местного самоуправления (статья 8 Закона N 89-ФЗ).
Приведенная позиция изложена в пунктах 24, 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Как следует из материалов дела, магазин ИП Антипенко Н.И. находится в многоквартирном доме по адресу: г.Печора, ул.Булгаковой, д.19.
Из письменных позиций ООО "Респект Дом" и Администрации следует, что решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен МКД, собственниками помещений не принималось.
Кроме того, из представленных в материалы дела схем, а также сведений отдела ЖКХ администрации муниципального района "Печора" следует, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 ввиду близкого расположения д. 15, 19, 17 по ул. Булгаковой и д.66 по ул. Социалистической.
Размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до многоквартирного дома нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Следовательно, обязанность по создание места (площадки) накопления ТКО в данном случае относится на Администрацию.
Постановлением администрации муниципального района "Печора" от 16.10.2019 N 1296 утверждена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования муниципального района "Печора".
Согласно реестру размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальном районе "Печора" источниками образования ТКО для площадки по адресу: Республика Коми, г. Печора, ул. Гагарина, д. 42 являются многоквартирные дома: ул. Гагарина, д. 42 "А", 42 "Б", 49 Ул. М.Булгаковой, д. 15, 17, 19.
Постановлением администрации муниципального района "Печора" от 29.06.2023 N 1206 в постановление администрации муниципального района "Печора" от 22.11.2019 N 1488 внесены следующие изменения:
1. В графе 2 позиции N 97 изменены данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО "Республика Коми, г. Печора, ул. Гагарина, д. 42 А (65.126655, 57.158968)";
2. В графе 5 позиции N 97 изменены данные об источниках образования ТКО "Многоквартирные дома: ул. Гагарина, д. 42 "А", 49, ул. М.Булгаковой, д. 15, 17, 19".
Таким образом, для жителей многоквартирного дома N 19 по ул.Булгаковой в г.Печоре контейнерная площадка для размещения ТКО организована по адресу: г. Печора, ул. Гагарина, д. 42 А.
Согласно представленному в материалы дела заключению специалиста Туманова К.Г. от 17.11.2022 заявитель размещает отходы на контейнерной площадке по адресу: г.Печора, ул.Гагарина, д.42. Расстояние от контейнерной площадки до магазина Предпринимателя составляет 280 м.
По названной причине Предприниматель считает, что спорная контейнерная площадка не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям в части расстояния от контейнерной площадки до МКД.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего спора судом Администрация неоднократно указывала на то, что из-за плотности застройки в данном районе г.Печоры оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов в другом месте, не нарушив требования законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия, не представляется возможным.
Указанные обстоятельства ИП Антипенко Н.И. в нарушение статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
Поскольку Администрацией уже организовано место накопления ТКО для МКД N 19, и возможность оборудования места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в другом месте с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия отсутствует, оснований для удовлетворения требований заявителя в данном случае не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе Предпринимателя доводы не опровергают итоговых выводов суда первой инстанции, в связи с чем удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не влекут.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2023 по делу N А29-6441/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2023 по делу N А29-6441/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Антипенко Натальи Ивановны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6441/2023
Истец: ИП Антипенко Наталья Ивановна
Ответчик: Администрация Муниципального Района "Печора"
Третье лицо: ООО "Региональный Оператор Севера", ООО "Респект Дом"