г. Санкт-Петербург |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А21-13004/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Бугорская Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-962/2024) Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2023 по делу N А21-13004/2023, принятое по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации"
о взыскании,
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 08.05.2024,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГАУ "Росжилкомплекс", Управление) о взыскании задолженности по договору N 11-02-39-438ПФ от 18.07.2023 в размере 220 824,24 руб., пени в размере 7808,43 руб., пени по день фактического исполнения обязательства в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ.
Определением суда от 13.10.2023 исковое заявление принято к производству, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2023 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за коммунальные услуги в размере 220 824,24 руб. (с мая по август 2023 года), пени в размере 5706,17 руб. по состоянию на 11.10.2023 и далее, начиная с 12.10.2023 на сумму 220 824,24 руб. исходя из ставки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, решение считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
По мнению подателя жалобы, в материалы дела истцом не представлены сведения о том, когда у Управления возникло право оперативного управления в отношении нежилых помещений, с какого момента Управление обязано оплачивать тепловую энергию, поставляемую в эти помещения.
Также не представлены доказательства фактической поставки истцом в спорный период коммунальных услуг, в материалах дела отсутствуют: двусторонне подписанные акты приема передачи услуг пустующих квартир с приложением двусторонне подписанных счетов-фактур и счетов, а также принятых услуг.
Истцом не указаны основания начисления задолженности по пустующим квартирам, а также, каким образом определялся объем потребленных незаселенными квартирами коммунального ресурса, не предъявлены доказательства нахождения в многоквартирном доме пустующих жилых помещений, принадлежащих ответчику.
По мнению ответчика, истцом не представлено документальное подтверждение размера понесенных затрат, а также наличие задолженности и факт пустующего фонда.
Также истец не несет затрат по услугам холодной воды, водоотведению, в пустующий фонд МО РФ.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 апелляционная жалоба принята к рассмотрению без вызова сторон.
Определением от 15.03.2024 дело назначено к рассмотрению в судебном заседании в порядке статьи 272.1 АПК РФ.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства стороны, своих представителей в судебное заседание не направили, жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Истец направил возражения на апелляционную жалобу, просит оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность выводов суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор ресурсоснабжения от 18.07.2023 N 11-02-39-438ПФ, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация (истец) обязалась поставлять в жилые помещения Потребителя, расположенные в многоквартирных домах, находящимся в оперативном управлении, коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроэнергии, в том числе потребляемую при содержании и использовании общего имущества Объектов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а Потребитель обязуется своевременно оплачивать Ресурсоснабжающей организации поставленные коммунальные услуги в объеме, сроки и порядке, установленные законодательством РФ и договором.
Дата начала предоставления коммунальных услуг с 01.01.2023 до передачи жилых помещений по договору служебного, социального найма в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.3 договора в адрес ответчика были направлены документы на оплату оказанных услуг за май, июнь, июль, август 2023 года.
По состоянию на 11.10.2023 задолженность ответчика составила 220 824,24 руб.
На основании пункта 14 статьи 155 ЖК РФ истцом также заявлено о начислении ответчику пени за период с 16.06.2023 по 11.10.2023 в общем размере 7808,43 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, применив к начисленной неустойке нормы Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году".
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Из положений статьи 210 ГК РФ и статьи 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Учреждение и Управление, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вопреки доводам ответчика, факт оказания в заявленном периоде коммунальных услуг в отношении спорных помещений и их объем установлен судом, подтвержден материалами дела.
Доводы ответчика относительно пустующего фонда подлежат отклонению, поскольку при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 56 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354). В данном случае истец предъявил требование о взыскании задолженности за пустующие квартиры, которые находятся в государственной собственности.
Передача Управлению спорных помещений подтверждена представленными в дело актами приема-передачи.
В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Пунктом 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно требований жилищного законодательства, в отсутствие приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, начисления производятся по установленным нормативам.
Таким образом, начисление к оплате стоимости услуг холодного водоснабжения и водоотведения в пустующих жилых помещениях, является обоснованным.
Жилые помещения, переданные в оперативное управление Ответчику, относятся к специализированному жилищному фонду в соответствии со ст. 92, ст. 93 ЖК РФ. Для проживания в них граждане заключают договоры найма по правилам ст. 100 ЖК РФ.
Частью 7.5 статьи 155 и статьей 157.2 ЖК РФ предусмотрена возможность заключения договоров о приобретении коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями и собственниками, а так же нанимателями жилых помещений.
Согласно части 9 статьи 157.2 ЖК РФ в число лиц, на которых распространяются положения указанной статьи, включены следующие категории нанимателей:
- наниматели жилых помещений по договорам социального найма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ);
- наниматели жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (п. 1.1. ч. 2 ст. 153 ЖК РФ);
- наниматели жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)
Таким образом, заключение прямых договоров о приобретении коммунальных услуг между нанимателями служебных жилых помещений (п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ) и ресурсоснабжающими организациями Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.
Наниматели спорных жилых помещений в адрес Истца с заявлениями о заключении договоров на коммунальные услуги не обращались, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В заключаемых с нанимателями договорах, а также в представленных Ответчиком договорах найма жилых помещений не предусмотрено заключение прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и нанимателями, а также условия договора найма не предусматривают обязательств оплаты нанимателем коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, суд первой инстанции установив факт оказания коммунальных услуг и их неоплаты обоснованно удовлетворил иск в части взыскания задолженности в размере 220 824,24 руб.
По правилам статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 ГК РФ (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Установив, что ответчик своевременно плату за предоставленные коммунальные услуги не внес и руководствуясь статьей 330 ГК РФ, суд первой инстанции, с учетом произведенного перерасчета в соответствии с нормами Постановления N 474, признал частично обоснованным требование истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 5706,17 руб.
Требования истца о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства признаются правомерными, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2023 по делу N А21-13004/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.А. Бугорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13004/2023
Истец: ФБГУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГАУ "Росжилклмплекс" - ф-л "Западный", ФГАУ "Росжилкомплекс"
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-962/2024
27.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11810/2024
16.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-962/2024
11.12.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13004/2023