г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А56-109896/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6001/2024) АО "Сибкабель" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2024 по делу N А56-109896/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску АО "Сибкабель"
к ООО "Деловые линии"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сибкабель" (ИНН 7020012261, ОГРН 1027000860072; далее - АО "Сибкабель", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (ОГРН 1027810306259, ИНН 7826156685; далее - ООО "Деловые линии", ответчик) о взыскании 59 833 руб. 30 коп. убытков в связи с повреждением груза.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 16.01.2024 в удовлетворении иска отказано.
25.01.2024 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе АО "Сибкабель" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недосказанности факта повреждения груза и отсутствии правовых оснований для возмещения убытков.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по накладной от 03.02.2023 N 23-00475001849 ООО "Деловые Линии" приняло у АО "Сибкабель" груз для доставки в адрес ООО ТК "Афина Паллада" с объявленной ценностью 0 руб.
16.02.2023 в момент получения груза ООО ТК "Афина Паллада" обнаружено повреждение 3 мест (деформация, нарушение целостности упаковки), о чем составлен коммерческий акт от 16.02.2023.
По накладной от 28.02.2023 N 23-00380011222 возвращен в адрес АО "Сибкабель".
07.03.2023 после получения кабеля на заводе-изготовителе принято решение о необходимости вскрытия барабанов и 100%-ой перемотке кабеля.
По результатам испытаний продукции комиссией было установлено:
- кабель марки ВВГнг(А)-LS 4x4ok(N)-0,66B в количестве 1 545 м. осмотрен, перемотан на годную тару, прошел повторные испытания, соответствует техническим требования, подлежит использованию по назначению. Обшива с барабана подлежит утилизации;
- кабель марки КГ-ХЛ 450-220/380В-3 в количестве 613 м. осмотрен, перемотан на годную тару, прошел повторные испытания, соответствует техническим требованиям, подлежит использованию по назначению. Обшива с барабана подлежит утилизации;
- кабель марки КГ-ХЛ 450-220/380В-3 в количестве 571 м. осмотрен, разбракован путем вырезания места с дефектами: 99 м кабеля перемотано на годную тару, прошел повторные испытания, соответствует техническим требованиям; 466 м кабеля - подлежит использованию по назначению; 6 м. кабеля - подлежит утилизации (имеет дефекты в виде разрыва оболочки, вмятина). Обшива с барабана подлежит утилизации.
По данному факту комиссией истца составлен акт о приемке материалов от 15.03.2023 N 16, утвержденный 17.03.2023.
Как указывает истец, в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по перевозке груза АО "Сибкабель" причинены убытки в общей сумме 197 766 руб. 62 коп., в том числе:
- стоимость перевозки по накладной (экспедиторской расписке) от 07.02.2023 N 23-00471008113 - 52 020 руб.;
- стоимость перевозки по накладной (экспедиторской расписке) от 28.02.2023 N 23-00380011222 - 53 363 руб. (от места актирования повреждения груза (ООО "ТК "Афина Паллада" г. Новосибирск) до места ремонта (АО "Сибкабель".г Томск);
- затраты по перемотке кабеля - 61 322 руб. 92 коп.;
- тара - 31 060 руб. 70 коп.
В связи с реализацией АО "Сибкабель" отходов на сумму 9 536 руб. 59 коп., сумма убытков уменьшена на сумму реализации отходов, сумма убытков АО "Сибкабель" составляет 188 230 руб. 02 коп.
28.06.2023 АО "Сибкабель" обратилось к ООО "Деловые Линии" с претензией от 13.06.2023 N 01-669 о возмещении убытков в сумме 188 230 руб. 02 коп.
Претензия передана ответчиком на рассмотрение в ООО СК "Сбербанк страхование" (исх. N 008640811188 от 29.06.2023).
По итогам рассмотрения претензии ООО СК "Сбербанк страхование" перечислило истцу 128 396 руб. 72 коп. страхового возмещения.
20.07.2023 истец направил в ООО СК "Сбербанк страхование" возражения по отчету N 33-0723-05, утвержденному 03.07.2023, с требованием возмещения убытков в полном объеме (письмо от 20.07.2023 N 01-848).
Письмом от 24.07.2023 ООО СК "Сбербанк страхование" сообщило истцу об отсутствии оснований для выплаты страхового возмещения, превышающего сумму в размере 128 396 руб. 72 коп.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 13.06.2023 N 01-669 с требованием о возмещении убытков.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения АО "Сибкабель" в суд с настоящим иском.
Суд отказал АО "Сибкабель" в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Как следует из пункта 3 статьи 434 ГК РФ, письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
Текст договора транспортной экспедиции размещен на официальном сайте экспедитора в сети Интернет по адресу www.dellin.ru в условиях общего доступа, и является в соответствии со статьей 437 ГК РФ публичной офертой.
Договор считается заключенным с момента его акцепта, который может осуществляться клиентом, как путем подписания непосредственно его текста, так и путем присоединения клиента к его условиям, в том числе путем подписания клиентом экспедиторских документов, а также путем совершения клиентом конклюдентных действий, выражающихся с его стороны в запросе оказываемой услуги.
Подписав накладную от 03.02.2023 N 23-00475001849, истец присоединился к условиям договора транспортной экспедиции - публичной оферты.
Согласно пункту 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии со статьей 803 ГК РФ и пунктом 1 статьи 6 Закона N 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса и Законом N 87-ФЗ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, определяемые по правилам статьи 15 ГК РФ, если они причинены неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличия убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при доказанности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора транспортной экспедиции прием груза экспедитором производится по количеству грузомест, объему и весу, без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет работоспособности, внутренней комплектации, количества, качества, наличия явных или скрытых дефектов, чувствительности к температурному и механическому воздействию.
Пунктами 2.1.2, 3.1.6 договора установлено, что клиент вправе объявить стоимость груза, либо передать его экспедитору пономенклатурно.
Согласно накладной от 03.02.2023 N 23-00475001849 ООО "Деловые Линии" принят у АО "Сибкабель" груз для доставки в адрес ООО ТК "Афина Паллада" груз с объявленной ценностью 0 руб.
Ни при отправке, ни при выдаче груза сопроводительные документы на груз не представлялись, проверка внутреннего содержимого грузомест не поручалась и не осуществлялась. Следовательно, внутренний осмотр груза на предмет его состояния, внешнего вида при его приемке экспедитором не производился; груз был принят по количеству мест, а не по номенклатурным номерам и качественным характеристикам товара.
Поскольку внутренний осмотр товара при его приемке не производился, то в этой связи отсутствуют относимые доказательства номенклатуры переданного к доставке груза.
Наименование и количество представленного ответчику груза в грузовых местах могут быть подтверждены только документами, составленными на момент передачи груза для доставки получателю.
При отправке груза отправителем какие-либо сопроводительные документы на груз не представлялись, что подтверждается отсутствием в накладной соответствующей отметки экспедитора.
В представленных в материалы дела документах отсутствуют отметки ответчика о принятии сопроводительных документов на груз при его экспедировании.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 N 307-ЭС14-7343 наименование и характеристики груза, переданного для доставки, должны быть подтверждены документами, составленными в момент передачи груза для доставки получателю.
Таких доказательств истец не представил.
В соответствии с разделом 7 (Порядок составления актов и оформления претензий) "Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (далее - Правила N 2200), повреждение (порча) груза удостоверяется актом.
Согласно часть 1 статьи 38 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Устав) обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Правила составления актов при перевозке грузов автомобильным транспортом регламентированы пунктами 82 - 88 Правил N 2200.
В соответствии с пунктами 79 - 83 Правил N 2200 при утрате или недостаче груза, повреждении (порчи) груза составляется акт. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования. Акт содержит дату и место составления акта; кратное описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. При этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя (иного уполномоченного представителя транспортной компании).
На основании вышеизложенного, если получатель принял груз без замечаний, то груз считается неповрежденным. При наличии каких-либо замечаний к целостности груза (повреждении последнего) получатель и перевозчик обязаны составить в двустороннем порядке акт о фиксации повреждения груза, либо вызвать перевозчика для составления акта о повреждении груза.
В противном случае, акт о повреждении груза, составленный в одностороннем порядке, не может быть признан допустимым доказательством и (или) подлежит оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства (по аналогии с нормой, изложенной в пункте 4 статьи 796 ГК РФ).
Двусторонний коммерческий акт о повреждении груза с участием экспедитора/перевозчика, фиксирующий повреждение груза при его получении, не составлялся.
Коммерческий акт от 16.02.2023 составлен ООО ТК "Афина Паллада". При этом, как усматривается из данного акта, в ходе приемки обнаружено повреждение целостности упаковки 3 мест. Повреждение грузка не установлено.
Кроме того, истцом не подтвержден размер причиненных ему убытков.
Представленные истцом в материалы дела заключение эксперта, составленное ООО "РусЭксперт-Сервис" не представляется возможным соотнести с принятым к перевозке по накладной от 03.02.2023 N 23-00475001849 грузом. Доказательств того, что на экспертизу был принят груз, перевозимый ответчиком по указанной накладной, материалы дела не содержат.
Как следует из материалов дела, в состав убытков истец включил стоимость услуг экспедитора по перевозке груза по маршруту Томск - Новосибирск на основании накладной N 23-00471008113 в сумме 52 020 руб., а также стоимость услуг экспедитора по обратной доставке груза по маршруту Новосибирск - Томск на основании накладной N 23-00380011222 в сумме 53 363 руб.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона N 87-ФЗ в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
В соответствии с пунктом 6.10 договора в случае нарушения экспедитором срока исполнения обязательства экспедитор возмещает клиенту убытки, причиненные нарушением срока исполнения обязательств по договору, в пределах стоимости услуг экспедитора (стоимость услуг по страхованию возмещению не подлежит). Стоимость услуг (вознаграждение) экспедитора не подлежит возмещению клиенту, если убытки клиента возникли по иным причинам, не связанным с нарушением сроков исполнения обязательств по договору.
Следовательно, условиями договора обязанность по выплате ООО "Деловые линии" вознаграждения не поставлена в зависимость от сохранности груза, поэтому требование, связанное с повреждением груза, не может влечь предъявление требования о возмещении вознаграждения за перевозку груза.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.2023 по делу N А56-64341/2022.
Кроме того, стоимость услуг экспедитора в сумме 47 765 руб. возмещена истцу ООО СК "Сбербанк страхование".
Расходы истца на перемотку кабеля, в том числе, заработную плату работников на перемотку и испытание кабеля, отчисления, управленческие и общепроизводственные расходы в сумме 61 332 руб. 92 коп. и затраты на тару в сумме 31 060 руб. 70 коп. документально не подтверждены.
Таким образом, исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае отсутствует совокупность условий, необходимых для возложения на ООО "Деловые Линии" ответственности за повреждение груза, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2024 по делу N А56-109896/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109896/2023
Истец: АО "СИБКАБЕЛЬ"
Ответчик: ООО "Деловые линии"
Третье лицо: ООО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ", ОАО "Территориальная генерирующая компания N1"