г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А26-9159/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Целищевой Н.Е.
судей Балакир М.В., Ракчеевой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Потаповой А.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7865/2024) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2024 по делу N А26-9159/2023 (судья Погосян А.А.), принятое
по иску Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Олонецкому району
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
третье лицо: Министерство внутренних дел по Республике Карелия
об обязании принять в казну объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Олонецкому району (далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - Управление) об обязании принять в состав казны Российской Федерации следующее имущество:
- здание общей площадью 400,5 кв.м с кадастровым номером 10:14:0010207:38, расположенное по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, г. Олонец, ул. Комсомольская, д. 39, пом. 2;
- земельный участок с кадастровым номером 10:14:0010207:2, площадью 523 +/- 8 кв.м.
Решением от 29.01.2024 иск удовлетворен, суд первой инстанции обязал Управление в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять в казну Российской Федерации спорное имущество.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие у него обязанности по изъятию имущества в случае добровольного отказа федерального учреждения от права на закрепленное за ним федеральное имущество, а также на нарушение Отделом способа направления документов для принятия Управлением решения о прекращении права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В возражениях на апелляционную жалобу Отдел просил оставить решение суда первой инстанции от 29.01.2024 без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Отделу на праве оперативного управления (дата государственной регистрации 02.09.2003) принадлежит здание общей площадью 400,5 кв.м, с кадастровым номером 10:14:0010207:38, расположенное по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, г. Олонец, ул. Комсомольская, д. 39, пом. 2; земельный участок с кадастровым номером 10:14:0010207:2, площадью 523 +/-8 кв.м, расположенный под данным зданием, предоставлен Отделу на праве постоянного (бессрочного) пользования (дата государственной регистрации 02.11.2009).
Данные объекты находятся в федеральной собственности.
Письмами от 29.06.2021 N 36/5644, от 04.05.2023 N 36/3559 Отдел обратился в Управление с заявлением об отказе от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на указанные объекты, просил изъять их в связи с неиспользованием здания (подразделение ГИБДД переведено в иное здание).
Ссылаясь на неполучение ответа на указанные обращения и непринятие Управлением решения об изъятии спорного имущества в казну Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право оперативного управления имуществом относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (пункт 1 статьи 269 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ у Отдела имеется право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Как установлено пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен статьей 53 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 той же статьи).
Таким образом, из приведенных положений земельного законодательства следует вывод о наличии у истца права также и на отказ от имущества, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления указанных учреждений.
Согласно пункту 5.35(2) Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно подпункту 5.25 пункта 5 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, утвержденного Приказом Росимущества от 23.06.2023 N 131 "Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 131) территориальный орган самостоятельно принимает решения о прекращении прав (аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования) на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу подпункта 6.5 пункта 6 Положения N 131 по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом территориальный орган закрепляет находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями.
Как указал истец, Отдел с 2018 года не использует спорные объекты недвижимости, поскольку после сокращения численности сотрудников отделения ГИБДД ОМВД России по Олонецкому району данное подразделение было переведено в здание по адресу: Республика Карелия, г. Олонец, ул. Октябрьская, д. 1А, в результате чего у истца отпала необходимость в использовании здания с кадастровым номером 10:14:0010207:38 и земельного участка под ним.
Данные обстоятельства Управлением в ходе рассмотрения дела опровергнуты не были (статья 65 АПК РФ). При этом бремя доказывания в указанной части должно быть распределено таким образом, чтобы не допустить возложение на сторону (в данном случае - истца) обязанности доказывать отсутствие каких-либо обстоятельств (отрицательного факта).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Отдела действительно отсутствует необходимость в использовании спорного недвижимого имущества для осуществления своей деятельности.
Кроме того, нахождение здания в оперативном управлении и земельного участка в постоянном (бессрочном) пользовании накладывает на истца дополнительное бремя по их содержанию, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Таким образом, бездействие Управления, осуществляющего полномочия собственника в отношении спорного имущества, выраженное в уклонении от принятия в казну Российской Федерации упомянутых здания и земельного участка, не используемых истцом, противоречит перечисленным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Поскольку Отдел имеет право на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления/постоянного (бессрочного) пользования имущества и передачу его в казну Российской Федерации ввиду неиспользования его в соответствии с целями своей деятельности, с учетом отсутствия в деле доказательств, подтверждающих правомерность бездействия Управления, обладающего соответствующими полномочиями, по принятию спорного имущества в казну Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование Отдела о возложении на Управление обязанности принять в казну Российской Федерации здания с кадастровым номером 10:14:0010207:38 и земельного участка с кадастровым номером 10:14:0010207:2 обосновано и подлежит удовлетворению.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2021 N 306-ЭС21-971, от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 28.04.2017 N 306-КГ17-4810, от 14.12.2015 N 307-КГ15-15650.
Довод Управления о том, что изъятие имущества, закрепленного за Отделом на праве оперативного управления/постоянного (бессрочного) пользования является правом Управления, а не его обязанностью, а равно ссылка на концепцию Федерального агентства по управлению государственным имуществом об эффективном управлении объектами федеральной собственности и оптимизации состава имущества государственной казны Российской Федерации рассмотрены судом первой инстанции и мотивированно отклонены как не основанные на законе и не освобождающие собственника в лице уполномоченного органа от несения бремени содержания своего имущества.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу настоящего спора у апелляционного суда не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).
Доводы подателя жалобы не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В связи с изложенным у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2024 по делу N А26-9159/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Е. Целищева |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9159/2023
Истец: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Олонецкому району
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия
Третье лицо: Министерство внутренних дел по Республике Карелия