г. Москва |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А40-233960/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда М.С. Кораблева,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ламобайл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2024 года
по делу N А40-233960/23, принятое судьей В.Г. Дружининой,
в порядке упрощенного производства
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ламобайл"
(ИНН: 5003130374, ОГРН: 1185027020947)
к обществу с ограниченной ответственностью "Интернет решения"
(ИНН: 7704217370, ОГРН: 1027739244741)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ламобайл" (далее - ООО "Ламобайл", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Интернет решения" (далее - ООО "Интернет решения", ответчик) о взыскании убытков в виде стоимости необоснованно принятых от покупателей товаров в размере 186 520 рублей.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.01.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От ответчика в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2024 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в обоснование своей позиции истец сослался на то, что между сторонами ООО "ЛАМОБАЙЛ" (продавец) и ООО "Интернет Решения" (Ozon) заключен договор для продавцов товара на платформе ОЗОН, путем принятия оферты, размещенной на сайте www.ozon.ru (https://seller-edu.ozon.ru/docs/contract-for-sellers/contract-for-sellgoods-on-ozon.html), в соответствии с которым Ozon обязуется за вознаграждение совершать за счет продавца сделки, связанные с реализацией товаров продавца через платформу, за счет продавца совершать сделки с третьими лицами, привлекаемыми для исполнения отдельных обязательств, связанных с реализацией товаров продавца через платформу, оказывать продавцу услуги в соответствии с приложениями к договору, а продавец обязуется оплачивать их.
Пунктом 1.1 договора установлено, что права и обязанности по сделкам, связанным с реализацией товаров продавца и заключенным от его имени, возникают непосредственно у продавца (ст. 1005 ГК РФ).
В соответствии с п. 1.1 Приложения N 1 к договору помимо обязательств, установленных договором, Ozon обязуется оказать продавцу услугу FBO, включающую в себя следующие услуги: логистика - сборка, упаковка товаров в заказы, их сортировка на складе и доставка из кластера отправки в кластер назначения; последняя миля - доставка заказа в кластере назначения до клиента одним из способов передачи; обратная логистика - приемка возвращаемого отправления или товара от клиента, в том числе невыкупа и отмены, а также его доставка в кластер возврата; обработка возврата, невыкупа, отмены - приемка в кластере отправки возвращаемого отправления или товара и, при необходимости, проверка состояния товара; размещение - размещение товаров продавца на складе.
Согласно п. 2.8 договора за исключением цены товара продавец поручает Ozon определять все иные условия продажи товара через платформу, в том числе условия и сроки возврата, которые не ухудшают положение клиентов по сравнению с законодательством, условия и сроки возврата определяются Ozon в соответствии с условиями продажи товаров на платформе и могут улучшать положение клиентов по сравнению с законодательством или договором. Продавец соглашается с условиями в полном объеме.
В соответствии с п. 1.1 раздела "Возврат товара" договора клиент имеет право вернуть товар в соответствии с положениями условий продажи товаров на Платформе Ozon с учетом особенностей, установленных договором.
В п. 1.3 раздела "Возврат товара" договора по поручению продавца Ozon перечисляет клиенту уплаченные им за возвращенный товар денежные средства в сроки, установленные законодательством. Продавец обязан возместить Ozon стоимость возвращенного товара, указанную в ЛК на момент оформления клиентом заказа, а Ozon возвращает продавцу сумму ранее удержанной комиссии. Взаиморасчеты осуществляются путем удержания в порядке, предусмотренном разделом "Взаиморасчеты".
Пунктом 5.3.1 Условий продажи товаров для физических лиц при возврате клиентом товара ненадлежащего качества продавец возвращает ему стоимость возвращенного товара, а также расходы на доставку от клиента возвращенного товара в срок не позднее чем через 10 дней с даты получения продавцом товара ненадлежащего качества, при условии, что недостаток товара является производственным и возник не по вине клиента. В случае, если в заказе клиента присутствуют товары надлежащего качества, стоимость доставки не компенсируется.
В соответствии с п. 5.3.2 Условий продажи товаров для физических лиц при обнаружении брака клиент может вернуть товар изготовителю, Ozon или продавцу. Для оформления возврата товара Ozon может по своему усмотрению с учетом требований законодательства запросить оригиналы гарантийного талона (при наличии) и/или акта (заключения) сервисного центра.
09.03.2022 покупателем на сайте www.ozon.ru был оформлен заказ N 56411346-0090 на товар "Видеорегистратор 70mai Smart Dash Cam 1S (Midrive D06) (Русская версия) (Упаковка N 2)", который был доставлен 13.09.2022 г., 31.01.2023 г. покупатель оформил заявку на возврат товара по причине: "Видеорегистратор перестал писать звук. Обновления не помогают. Сброс тоже.".
02.08.2022 покупателем на сайте www.ozon.ru был оформлен заказ N 59128584-0071, товар "Видеорегистратор 70mai Smart Dash Cam 1S (Midrive D06) (Русская версия) (Упаковка N 3)" доставлен 06.08.2022, 08.02.2023 покупатель оформил заявку на возврат по причине: "Это заводской брак. До этого был такой-же и он тоже через год с стал портить карты. Не читает карты, портит их. Вставляешь новую карту, подходящую по всем параметрам и через 2-3 дня он её не видит, пишет, что карта нерабочая".
19.12.2022 покупателем на сайте www.ozon.ru был оформлен заказ N 59128584-0071, товар "Видеорегистратор 70Mai Dash Cam M300 (Black) Русская версия" доставлен 19.12.2022, 22.02.2023 покупателем создана заявка на возврат по причине: "Видеорегистратор не подключается к приложению по Wi-Fi. Телефон видит видеорегистратор, а устройство не находит".
28.01.2023 покупателем на сайте www.ozon.ru был оформлен заказ N 95186802-0005, товар "Видеорегистратор 70mai Smart Dash Cam 1S (Midrive D06) (Русская версия)" доставлен 01.02.2023, 02.02.2023 клиентом оформлен возврат по причине: "Здравствуйте. пыталась сегодня настроить видеорегистратор, он включился, но не настраивается. включиться включился и заикается.".
28.12.2022 покупателем на сайте www.ozon.ru был оформлен заказ N 33820766-0156, товар "Видеорегистратор 70mai Smart Dash Cam 1S (Midrive D06) (Русская версия)" доставлен 30.12.2022 г., 25.01.2023 г. клиентом оформлен возврат товара по причине: "Регистратор постоянно сам выключается, включать самостоятельно приходится через какое-то время. Заводской брак по всей видимости.".
31.01.2023 покупателем на сайте www.ozon.ru был оформлен заказ N 31173634-0056, товар "Робот-пылесос Roborock E5 (Белый) (Русская версия)" доставлен 02.02.2023, 17.02.2023 покупатель оформил заявку на возврат по причине: "При первом включении начал выдавать внутреннюю ошибку, перезагрузка не помогает, пылесос стоит на месте, работает щетка около 1 минуты, далее внутренняя ошибка, вся упаковка сохранена, вплоть до наклеек, воспользоваться пылесосом не удалось!".
28.12.2022 покупателем на сайте www.ozon.ru был оформлен заказ N 48025892-0002, товар "Робот-пылесос Roborock S7 Plus (Black) (Русская версия)" доставлен 30.12.2022, 20.02.2023 покупателем оформлен возврат по причине: "Станция самоочистки перестала работать должным образом. Я обратился в поддержку производителя и следовал их инструкциям, в результате которых они установили, что станция самообслуживания робота неисправна и предложили обратиться к продавцу (прилагаю также подтверждение этого факта). Я бы хотел поменять товар на такой же новый или возврат денег. Серийный номер (возможно, плохо видно на фото): R14RHS22400373".
21.02.2023 покупателем на сайте www.ozon.ru был оформлен заказ N 58505580-003248025892-0002, товар "Робот-пылесос Roborock S7 Plus (White) (Русская версия)" доставлен 21.02.2023, 22.02.2023 клиентом создана заявка на возврат по причине: "Нет многоразового фильтра в комплекте. Пломба была вскрыта и он использоваться".
Согласно п. 4.5 приложения N 1 к договору Ozon возвращает продавцу товары, которые были возвращены клиентами по причине ненадлежащего качества, признаны бракованными, товары с нарушением требований к сроку годности (сроку службы) и иных требований договора в следующем порядке:
- Ozon направляет продавцу уведомление о выявлении такого товара;
- при необходимости вывезти бракованный товар или товар ненадлежащего качества продавец направляет заявку в Службу поддержки на возврат товара и выбирает дату и время вывоза из числа доступных, после чего Ozon готовит товар к возврату, продавец обязан вывезти товар в согласованные дату и время;
- при необходимости вывезти товар с нарушением требований к сроку годности (сроку службы) продавец направляет заявку в Службу поддержки на возврат товара, Ozon готовит товар к возврату в течение 21 календарного дня с момента создания продавцом заявки на вывоз, продавец обязан вывезти товар в течение 7 календарных дней с момента уведомления о готовности товара к вывозу своими силами и за свой счет;
- вывоз товаров должен быть осуществлен продавцом со склада, указанного Ozon, с соблюдением порядка, определенного Ozon в Регламенте ФФ и Регламенте ДС.
Передача ответчиком истцу товара, возвращенного покупателем, подтверждается актом приема-передачи товара от 07.03.2023, подписанным истцом без замечаний.
Возврат ответчиком денежных средств покупателям подтверждается кассовыми чеками.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 17.03.2023 N 18/2023 с требованием возместить убытки, со ссылкой на то, что товар, принятый ответчиком у покупателя и возвращенный истцу, находится в исправном, работоспособном состоянии, однако имеет следы эксплуатации, потертости, царапины, следы грязи, в том числе нарушена целостность упаковки, у некоторых товаров отсутствует полная комплектация, в связи с чем, товар не подлежит дальнейшей реализации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истцом не доказано наличие совокупности условий, позволяющих привлечь ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, не доказан факт нарушения ответчиком возложенных на него обязанностей, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков, материалами дела подтверждается, что товар покупателями был возвращен по причине выявленных недостатков, истцом не оспорены дефекты, заявленные потребителями в отношении товара, принятого ответчиком, истец не предоставил документов, подтверждающих закупочную стоимость товаров, в связи с чем, сумма, подлежащая компенсации, не может быть установлена.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда первой инстанции по существу заявленных требований и подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, ООО "Интернет Решения" приняло от клиента (потребителя) возврат товаров в соответствии с условиями договора и действующего законодательства о защите прав потребителей и вернуло клиенту денежные средства, а продавцу - товар.
Истец заявляет требования в отношении 8 товаров, все из них были возвращены клиентами по причине ненадлежащего качества, за которое ответственность несет продавец, а не маркетплейс (ответчик).
ООО "Интернет Решения" в соответствии с условиями договора приняло указанные возвраты от клиентов и возвратило клиентам денежные средства, что подтверждается возвратными чеками.
Согласно п. 2.8 договора за исключением цены товара Продавец поручает Ozon определять все иные Условия продажи товара через Платформу, в том числе условия и сроки возврата, которые не ухудшают положение Клиентов по сравнению с законодательством. Условия и сроки возврата определяются Ozon в соответствии с Условиями продажи товаров на Платформе и могут улучшать положение Клиентов по сравнению с законодательством или Договором. Продавец соглашается с Условиями в полном объеме.
ООО "Интернет Решения" в соответствии с Условиями продажи товаров физическим лицам, расположенным на сайте по ссылке https://docs.ozon.ru/common/pravila-prodayoi-i-rekvizity/usloviya-prodayoi-tovarov-dlya-fizicheskih-lits-v-ozon-ru/ приняло указанный товар ненадлежащего качества, возвратило денежные средства покупателю.
Согласно п. 5.3.2 Условий продажи при обнаружении брака Клиент может вернуть Товар изготовителю, Ozon или Продавцу. Для оформления возврата Товара Ozon может по своему усмотрению с учётом требований законодательства запросить оригиналы гарантийного талона (при наличии) и/или акта (заключения) сервисного центра обязанность ответчика запрашивать акт сервисного центра условиями оферты не установлена, это не ухудшает положение потребителей по сравнению с действующим законодательством.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Согласно п. 6 указанной статьи, в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Согласно ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Таким образом, бремя доказывания причин возникновения недостатков в пределах гарантийного срока возложено на Продавца, то есть, на ООО "Ламобайл". Такие доказательства истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлены.
Согласно п. 1.1 раздела "Возврат товара" договора Клиент имеет право вернуть товар в соответствии с положениями Условий продажи товаров на Платформе Ozon с учетом особенностей, установленных договором.
Согласно п.1.3 раздела "Возврат товара" договора по поручению Продавца Ozon перечисляет Клиенту уплаченные им за возвращенный товар денежные средства в сроки, установленные законодательством. Продавец обязан возместить Ozon стоимость возвращенного товара, указанную в ЛК на момент оформления Клиентом заказа, а Ozon возвращает Продавцу сумму ранее удержанной Комиссии. Взаиморасчеты осуществляются путем удержания в порядке, предусмотренным Разделом "Взаиморасчеты".
Продавец осуществлял продажу товара по схеме FBO (т.е. со склада OZON), указанные правоотношения сторон регулируются Приложением N 1 к договору.
Согласно п. 4.5 Приложения N 1 к договору Ozon возвращает Продавцу товары, которые были возвращены Клиентами по причине ненадлежащего качества, признаны бракованными, товары с нарушением требований к сроку годности (сроку службы) и иных требований Договора в следующем порядке:
а) Ozon направляет Продавцу Уведомление о выявлении такого товара;
б) Продавец направляет в Заявку на осуществление возврата товара и согласовывает дату и время вывоза посредством создания обращения в Службу поддержки;
в) Ozon готовит товар к возврату к выбранной дате либо в течение 21 (двадцати одного) календарного дня с момента создания Заявки на вывоз;
г) Продавец обязан вывезти товар в течение 7 (семи) календарных дней с момента готовности товара к вывозу своими силами и за свой счет;
д) Вывоз товаров должен быть осуществлен Продавцом со Склада, указанного Ozon, строго во временной интервал с соблюдением порядка, определенного Ozon в Регламенте партнера, который продает со склада Ozon. Стороны договорились, что при отсутствии Заявки Продавца на возврат товара в течение 7 (семи) дней с момента Уведомления о его выявлении, а также после истечения срока годности товара, подлежащего вывозу, Продавец поручает Ozon направить товар на утилизацию.
Согласно п. 5.1 Приложения N 1 к договору Ozon в течение действия договора отвечает за утрату или повреждение находящегося у него товара Продавца, произошедшие по вине Ozon, кроме случая, когда это произошло до момента передачи товара на Склад и не могло быть выявлено Ozon до начала поштучной приемки, в том числе при недостаче товара в грузовом месте с неповрежденной упаковкой. Товар не признается утраченным, если фактически находится у Ozon с нарушением сроков его передачи Продавцу.
Ozon вернул Продавцу товар в том виде, в котором он был возвращен клиентом, следовательно, нарушения со стороны OZON отсутствуют.
Вопреки позиции заявителя, истцом не доказано наличие всех условий для взыскания убытков.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу приведенных норм материального права обязательство по возмещению убытков возникает при наличии одновременно следующих условий наступления деликтной ответственности: наличие негативных последствий в виде причинения ущерба и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими убытками, вина причинителя вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинно-следственную связь между возникшими убытками и действиями (бездействием) ответчика.
Истцом необходимых доказательств для возмещения убытков не предоставлено, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на истца, как на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2024 года по делу N А40-233960/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233960/2023
Истец: ООО "ЛАМОБАЙЛ"
Ответчик: ООО "ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ"