г. Москва |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А40-275612/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2024 по делу N А40-275612/23 по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области
к ЧОУ СОШ "Лад"
о взыскании ущерба
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Харлан С.О. по доверенности от 05.02.2024; |
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЧОУ СОШ "Лад" о взыскании ущерба в размере 76 251 руб. 08 коп.
Решением суда от 14.02.2024 в удовлетворении требований, отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (пункт 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договор гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
На основании пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" указано, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу.
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Однако ч. 2 ст. 1064 ГК РФ предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ). В предмет доказывания по делу о возмещении убытков входит совокупность следующих элементов, подлежащих установлению в суде: факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между указанным поведением и наступлением вреда, размера убытков.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
С учетом изложенного, применительно к обстоятельствам настоящего дела, фонд должен доказать, что несвоевременное представление заинтересованным лицом сведений в фонд о застрахованном лице за спорный период, находится в прямой причинно-следственной связи с возникшим у фонда ущербом в виде выплаты проиндексированной пенсии работающему у страхователя пенсионеру.
Между тем, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из заявления, ЧОУ СОШ "Лад" в соответствии с подпунктом пункта ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "06 обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Сведения по форме СЗВ-М за июль 2021 страхователь должен предоставить не позднее 16.08.2021, так как 15.08.2021 является выходным днем. Вместе с тем ответчик сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М с типом "исходная" за июль 2021 в отношении застрахованного лица Козлова Романа Алексеевича, представил только 28.03.2023.
В отсутствие сведений о застрахованном лице в июле 2021 территориальный орган ПФР выявил факт отсутствия трудовой деятельности Козлова Р.А. в указанный месяц, и в соответствии с Правилами N 885н, и руководствуясь статьей 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", в сентябре 2021 принято решение о выплате пенсионеру пенсии, исчисленной с учетом индексации, начиная с июля 2021.
После получения 28.03.2023 сведений о работе пенсионера Козлова РА. в июле 2021, их разноски и корректировки в течение месяца с даты поступления на лицевой счет застрахованного лица, территориальным органом ПФР вынесено решение о пересмотре размера страховой пенсии.
Истец, установив, что застрахованное лицо - пенсионер Козлов Р.А. не прекращал трудовую деятельность и по состоянию на июль 20
21 работал, выявил факт излишне уплаченных сумм пенсий за период с 01.07.2021 по 30.04.2023 в размере 76 251 руб. 08 коп. Таким образом, несвоевременное представление ЧОУ СОШ "Лад" сведений по форме СЗВ-М за июль 2021 в отношении застрахованного лица Козлова Р.А. повлекло начисление и выплату излишних сумм пенсии.
Следовательно, по мнению истца, у фонда возникли убытки за период с 01.07.2021 по 30.04.2023 в размере 76 251 руб. 08 коп.
Между тем, в судебном заседании ответчик пояснил, что отчетность по форме СЗВ-М направлена в фонд своевременно, 11.08.2021, но с ошибкой, допущенной бухгалтером в графе "отчетный период": вместо 07 ошибочно указано 08, в подтверждение чего представлены необходимые доказательства.
В данном отчете Козлов Р.А. указан как работающее застрахованное лицо.
При этом форма СВЗ-М за август 2021 г. в отношении застрахованного лица также направлена в фонд своевременно, до 15.09.2021.
Следовательно, фонд получил в распоряжение отчетность страхователя по форме СЗВ-М за август 2021 г. и в августе, и в сентябре.
Кроме того, все последующие отчеты по форме СЗВ-М за 2021 г., и за январь - ноябрь 2022 г. также сдавались своевременно и без нарушений.
Более того, из карточки индивидуального лицевого счета следует, что Козлов Р.А. непрерывно трудился в ЧОУ СОШ "Лад" с 2010 по 2022 гг. и 15.11.2022 был уволен, о чем фонду направлены сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД с указанием даты увольнения. Кроме того, из представленных фондом истории выплат за период с 01.07.2021 г. по 31.05.2013 г. и справки-расчета от 15.06.2023 не усматривается, какой размер переплаты пенсии за июль 2021 г. фондом осуществлен.
Согласно данной справке расчету переплата образовалась в октябре 2021 г.
Таким образом, из имеющихся в распоряжении суда документов следует, что на момент осуществления выплаты пенсии истец располагал сведениями о том, что лицо, в отношении которого производился перерасчет пенсии, являлось и является работающим пенсионером.
При надлежащем администрировании полученных сведений и оперативном использовании полученной информации фонд имел возможность предотвратить излишнюю выплату пенсии работающему пенсионеру, не допустить необоснованного перерасчета или своевременно скорректировать выплаты работающему пенсионеру. Доказательств невозможности предотвращения фактов излишней выплаты пенсии работающему пенсионеру фондом не представлено.
Фонду следует учитывать, что факт неверного указания в отчетности периода предоставления сведений не свидетельствует о том, что работник является неработающим пенсионером.
Как указано выше, из карточки индивидуального лицевого счета следует, что Козлов Р.А. непрерывно трудился в ЧОУ СОШ "Лад" с 2010 по 2022 гг. и 15.11.2022 был уволен, о чем истцу своевременно направлены соответствующие сведения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы фонда в порядке статьи 71 АПК РФ, суд установил, что им не представлено надлежащего документального обоснования, позволяющего усмотреть причинно-следственную связь между указанным поведением и наступлением вреда, размера убытков.
Суд также учел, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному представлению сведений о застрахованном лице за июль 2021 года и наступлением вреда, выраженного в виде излишней выплаты сумм страховой пенсии, не подтверждена документально, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований в рамках данного конкретного дела у суда не имеется.
Таким образом, рассмотрев дело по имеющимся доказательствам с учетом ст. 65 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению судом как документально не обоснованное.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 по делу N А40-275612/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-275612/2023
Истец: ОСФР по Владимиской области, ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "ЛАД", ЧОУ СОШ "Лад"