г. Москва |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А40-30722/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу СПАО "ИНГОССТРАХ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-30722/24,
по заявлению Банка России
к СПАО "ИНГОССТРАХ"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: |
Зарытовский С.А. по доверенности от 31.03.2021; |
от заинтересованного лица: |
Миронова А.А. по доверенности от 26.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
Банк России обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении СПАО "ИНГОССТРАХ", далее Общество, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 31.08.2023 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 г. Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Представитель Банка России в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что
В Центр защиты прав потребителей в г. Екатеринбург Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее - Центр) поступило обращение Бородиной Натальи Михайловны (далее - Заявитель. Бородина Н.М.) от 26.12.2023 вх. N О-226076 по факту нарушения страхового законодательства, в том числе содержащее информацию о ненаправлении ответа на претензию с требованием об осуществлении страхового возмещения в рамка" договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств (далее - ОСАГО).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом N 4015-1, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России, что предусмотрено пунктом 3 статьи 30 Закона N 4015-1.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ), Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Правила ОСАГО).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 40-ФЗ о случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 40-ФЗ если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные Правилами ОСАГО, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные Правилами ОСАГО.
Перечень документов, подлежащих представлению потерпевшим страховщику установлен пунктом 3.10 Правил ОСАГО. 3 Пунктом 3.10 Правил ОСАГО установлено, что потерпевший на момент подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению следующие документы, в том числе подтверждающие факт наступления страхового случая: - заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя); - документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя; - согласие органов опеки и попечительства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - извещение о дорожно-транспортном происшествии в случае его оформления на бумажном носителе; - копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о дорожнотранспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации; - иные документы, предусмотренные пунктами 4.1, 4.2, 4.4-4.7, 4.13, 4.18 Правил ОСАГО (в зависимости от вида причиненного вреда).
Статьей 12 Закона N 40-ФЗ определен порядок осуществления страхового возмещения, причиненного потерпевшему вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 40-ФЗ потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной Законом N 40-ФЗ, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 Закона N 40-ФЗ, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего.
С целью осуществления контрольных и надзорных мероприятий Центром в адрес Страховщика направлен запрос от 09.01.2024 N С59-2/302 о предоставлении документов и объяснений по обращению Заявителя.
Согласно документам, представленным Страховщиком письмом от 18.01.2024 исх. N 14-224 (далее - Пояснения) установлено, что между Страховщиком и Бородиной Натальей Михайловной заключен договор ОСАГО серии XXX N0277250104 со сроком страхования с 15.11.2022 по 14.11.2023. 16.06.2023 в адрес СПАО "Ингосстрах" поступило заявление Бородиной Н.М. (далее - Заявление от 16.06.2023) о страховом возмещении в рамках Договора ОСАГО в связи с повреждением в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 07.06.2023 (далее - ДТП), транспортного средства Mercedes-Benz ML 350 государственный регистрационный знак У 229 АЕ 777 (далее - ТС), принадлежащего Заявителю. 16.06.2023 экспертом ООО "Цитадель-Эксперт" осуществлен осмотр поврежденного ТС, по результатам которого составлен акт осмотра транспортного средства от 16.06.2023 б/н (далее - Акт осмотра от 16.06.2023).
По результатам Акта осмотра от 16.06.2023 ООО "Цитадель-Эксперт" подготовлено экспертное заключение от 16.06.2023 N 1177-06.2023 (далее -Экспертное заключение от 16.06.2023), согласно которому стоимость восстановительного ремонта 4 поврежденного ТС без учета износа составила 268 400 рублей, с учетом износа - 161 000 рублей.
Страховщиком по результатам Экспертного заключения от 16.06.2023 принято решение о признании события страховым случаем и в адрес Заявителя было отправлено направление на ремонт ТС на станцию технического обслуживания ООО "ВекторЛайн" (ИП Нуриев А.Х./Атц Трак) расположенную по адресу: г. Москва, МКАД 32-й км, стр. 1. Данное направление на ремонт было направлено в адрес Заявителя посредством электронного документооборота и почтового отправления (ШПИN 80105285553299).
07.11.2023 в адрес СПАО "Ингосстрах" от Заявителя поступила претензия от 07.11.2023 N 120912 о несогласии с суммой страхового возмещения и с натуральной формой возмещения.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 16.1 Закона N 40-ФЗ до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 16.1 Закона N 40-ФЗ и пунктом 5.4 Правил ОСАГО при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в абзаце третьим пункта 1 статьи 16.1 Закона N 40-ФЗ потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в абзаце третьим пункта 1 статьи 16.1 Закона N 40-ФЗ потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в абзаце третьим пункта 1 статьи 16.1 Закона N 40-ФЗ потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом N 123-ФЗ.
Федеральный закон N 123-ФЗ определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (далее - стороны), а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным. Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицо которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 123-ФЗ до направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме.
Пунктом 5.4 правил ОСАГО также предусмотрено, что страховщик обязан рассмотреть заявление потерпевшего в порядке, установленном частью 2 статьи 16 Федерального закона N 123-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 123-ФЗ финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования: в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней; в течение тридцати дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.
Таким образом, применительно к пункту 1 статьи 16.1 Закона N 40-ФЗ и пункту 2 части 2 статьи 16 Закона N 123-ФЗ, Страховщик получив 07.11.2023 от Заявителя (потребителя финансовых услуг) претензию путем личного обращения, в том числе с требованием о выплате страхового возмещения, был обязан рассмотреть заявления потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или об отказе в удовлетворении предъявленного требования в течение тридцати рабочих дней со дня его получения, то есть в срок до 07.12.2023 включительно.
Однако Страховщик направил письмо от 01.12.2023 исх. N 75-221864/23-1 с мотивированным отказом на Претензию от 07.11.2023 только 16.01.2024 путем почтового отправления (ШЛИ N 80407691847833).
Статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании. Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом N 4015-1. Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены Законом N 40-ФЗ, Правилами ОСАГО, Указанием N 4190-У. В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона N 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
В соответствии со статьей 1 Закона N 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
Условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен, в том числе Правилами ОСАГО. При этом в соответствии со статьей 3 Закона N 40-ФЗ одним из основополагающих принципов обязательного страхования является всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств.
Из совокупного толкования упомянутых норм следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление страхования, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) СПАО "ИНГОССТРАХ" обязано соблюдать требования страхового законодательства.
С учетом изложенного, в нарушение требований пункта 1 статьи 16.1 Закона N 40-ФЗ, Страховщик нарушил порядок рассмотрения заявления потребителя финансовых услуг и направления мотивированного отказа в удовлетворении предъявленного требования по претензии Заявителя, тем самым нарушил лицензионные требования, установленные ст. 30 Закона N 4015-1.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что имеется событие административного правонарушения, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является верным.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимости от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ).
Уполномоченным должностным лицом Банка России - главным юрисконсультом отдела административного производства бб Юридического управления ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Гавриным Н.А. был составлен протокол об административном правонарушении от 09.02.2024 N ТУ-45-ЮЛ-24-683/1020-1 в отношении СПАО "ИНГОССТРАХ". Правонарушение было совершено СПАО "ИНГОССТРАХ" 08.12.2023.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статей 25.1, 25.2, 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Процессуальных нарушений, допущенных Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проведении проверки Административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленные статье 4.5 КоАП РФ, не истек.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-30722/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30722/2024
Истец: ГУ Центральный банк РФ Банк России в лице Банка России по ЦФО
Ответчик: ПАО СТРАХОВОЕ "ИНГОССТРАХ"