г. Пермь |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А60-177/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голдобиной Е.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Газпром газораспределение Екатеринбург",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 марта 2024 года
по делу N А60-177/2024
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Екатеринбург" (ИНН 6660004997, ОГРН 1026602346066)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо - Тураев Акмал Анварович
о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2023 по делу об административном правонарушении N 066/04/9.21-4008/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Екатеринбург" (далее - заявитель, АО "Газпром газораспределение Екатеринбург", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2023 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-4008/2023 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Тураев Акмал Анварович.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 марта 2024 года заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным постановление Свердловского УФАС России от 14.12.2023 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-4008/2023 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ), вынесенное в отношении АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" в части привлечения заявителя к ответственности в виде штрафа, размер которого превышает сумму 300 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, в котором удовлетворить заявленные АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" требования в полном объёме.
Заявитель настаивает на том, что судом неверно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, указывает, что представленные в Свердловское УФАС России Тураевым А.А. документы не свидетельствуют о проведении АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" мониторинга выполнения заявителем Тураевой С.А. технических условий о присоединении в соответствии с пп. "б" п. 72 Правил N 1547. АО "Газпром газораспределение Екатеринбург". Апеллянт считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, совершенного 06.06.2023, выразившегося в нарушении АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" пп. "а" п. 72 Правил N 1547, отсутствует.
Управлением представлен письменный отзыв, в соответствии с которым считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Свердловским УФАС России вынесено постановление от 14.12.2023 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-4008/2023 об административном правоотношении, которым АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности являются незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания последствиям совершенного правонарушения снизил наложенный на общество штраф до 300 000 руб. Отказывая заявителю в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в повторном нарушении указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547), определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения.
В Правилах N 1547 используются следующие понятия (п. 2):
"заявитель" - юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, намеренные осуществить или осуществляющие строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство сети газораспределения или реконструкцию существующей сети газораспределения, принадлежащей ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве;
"исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов;
"подключение (технологическое присоединение)" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (п. 5 Правил N 1547).
Мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя (п. 71 Правил N 1547): а) разработку проектной документации согласно обязательствам сторон договора о подключении, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; б) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; в) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если заявка о подключении содержит просьбу заявителя к исполнителю осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, по установке газоиспользующего оборудования, строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, установке прибора учета газа); г) подписание исполнителем и заявителем акта о готовности; д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно п. 72 Правил N 1547 исполнитель обязан: а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения при исполнении заявителем возложенных на него обязательств по осуществлению мероприятий по подключению (технологическому присоединению); б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если договор о подключении содержит обязательства исполнителя осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, по установке газоиспользующего оборудования, строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, установке прибора учета газа); в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "г" пункта 71 Правил N 1547); г) по запросу заявителя не позднее 10-го дня со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению); д) не позднее чем за 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении; е) согласовать с собственником земельного участка строительство сетей газораспределения, необходимых для подключения объекта капитального строительства заявителя, в случае строительства сетей газораспределения на земельных участках, находящихся в собственности третьих лиц; ж) обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления за установлением публичного сервитута для строительства сетей газораспределения, необходимых для подключения объекта капитального строительства заявителя, в случае строительства сетей газораспределения на земельных участках, находящихся в собственности третьих лиц (при недостижении согласия с собственником земельного участка).
Согласно п. 74 Правил N 1547 заявитель обязан: а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению; б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 72 Правил N 1547 представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации); в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанного в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величину, указанную в технических условиях; г) обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства заявителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий; д) внести плату за подключение (технологическое присоединение) в размере и сроки, которые установлены договором о подключении; е) заключить договор на техническое обслуживание сети газораспределения и (или газопотребления, внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и договор поставки газа после подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), уведомив об этом исполнителя.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" оказывает услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (на территории Свердловской области) по тарифам, установленными приказами ФАС России от 16.11.2022 N 828/22, от 26.04.2019 N 527/19, а также составляющие их услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Между Тураевой С.А. и АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" заключен договор от 26.05.2022 N 1622-10955 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения объекта, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, улица Фрунзе, СНТ N 8 АО "Уралэлектромедь", уч. 20, кадастровый номер: 66:36:0109004:22, согласно п. 1.3 договора срок осуществления мероприятий по подключению 135 дней со дня заключения договора (отметка о получении 21.01.2023), то есть до 05.06.2023.
Вместе с тем заявителем не опровергнуто, что АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в установленный срок не выполнены, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности наличия в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения..
Оснований для иных выводов апелляционный суд не усматривает.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (п. 19.1 Постановления Пленума N 10). Правонарушение, выразившееся в форме бездействия, считается совершенным в день, следующий за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, а местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность (пункт 14 и пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Постановлением Свердловского УФАС России от 27.12.2021 по делу N 066/04/9.21-4355/2021 АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600000 рублей.
Вступившим 18.05.2022 в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2022 по делу N А60-390/2022, постановление Свердловского УФАС России от 27.12.2021 по делу N 066/04/9.21-4355/2021 признано законным и обоснованным в части размера штрафа, не превышающего 300000 рублей.
Постановление Свердловского УФАС России от 27.12.2021 по делу N 066/04/9.21-4355/2021 было исполнено АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" 15.07.2022.
Таким образом, Общество считается подвергнутым административному наказанию с 18.05.2022 по 15.07.2023.
На основании изложенного вопреки доводам жалобы следует вывод о наличии события административного правонарушения, совершенного 06.06.2023 по месту нахождения АО "Газпром газораспределение Екатеринбург", выразившегося в неосуществлении АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения при исполнении заявителем возложенных на него обязательств по осуществлению мероприятий по подключению (технологическому присоединению) (домовладение Тураевой С.А. было готово к подключению к 07.02.2023), в нарушение пп. "а" п. 72 Правил N 1547, лицом, считающимся с 18.05.2022 по 15.07.2023 подвергнутым административному наказанию.
Доводы апеллянта о том, что АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" исполнило свои обязательства по созданию сети газораспределения до точек подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объекта капитального строительства заявителя и пуску газа в газоиспользующее оборудование, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, улица Фрунзе, СНТ N 8 АО "Уралэлектромедь", уч. 20, кадастровый номер: 66:36:0109004:22, что подтверждается актом от 02.06.2023 приемки законченного строительством объекта сети газопотребления; а также указаний на то, что пуск газа в газоиспользующее оборудование, осуществлен 16.11.2023, что подтверждается актом от 13.11.2023 о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), актом о подключении (технологическом присоединении), содержащим информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Согласно материалам дела, к заявлению о возбуждении дела Тураев А.А. приложил: договор на разработку проекта газоснабжения от 21.01.2023, договор N 02/3/0003 оказания услуг от 01.02.2023, акт N 15 от 17.02.2023, согласно которому происходит строительство газопровода от газораспределительного газопровода, акт N 03 о сдаче -приемке выполненных работ от 07.02.2023, согласно которому осуществлен монтаж газового котла, радиатора.
Судом также правомерно учтено, что мероприятия по подключению (технологическому присоединению) были выполнены только 16.11.2023. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" не было известно о неготовности домовладения к подключению, тогда как договор N 22/106 от 02.03.2023 на оказание услуг по проведению строительного контроля был заключен между АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" и Тураевой С.А. Услуги по проведению строительного контроля были осуществлены АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" и обществу было известно, что домовладение Тураевой С.А. было готово к технологическому присоединению.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения подробно исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Выводы суда первой инстанции о доказанности состава правонарушения апелляционный суд считает соответствующими обстоятельствам административного правонарушения, установленным антимонопольным органом и подтвержденным материалами дела.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенный антимонопольным органом штраф снижен судом в 2 раза, что соответствует частям 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Снижение штрафа антимонопольным органом не обжалуется.
Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного деяния апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаны несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на субъективной оценке обстоятельств дела.
Позиция, приведенная в апелляционной жалобе, сводится к несогласию заявителя с оценкой доказательств, произведенной административным органом, а также основана на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 марта 2024 года по делу N А60-177/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-177/2024
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНБУРГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Тураев Акмал Анварович