г. Самара |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А55-18690/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дегтярева Д.А., судей: Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2024 года апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Садовод" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2023 по делу N А55-18690/2023 (судья Рысаева С.Г.)
по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное Управление Автомобильных Дорог "Большая Волга" Федерального Дорожного Агентства"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Садовод"
о внесении изменений,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Самарской Области; Администрации сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский Самарской области; Территориального Управления Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом по Самарской Области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Сызранского района, Администрации Сызранского района,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное Казенное Учреждение "Федеральное Управление Автомобильных Дорог "Большая Волга" Федерального Дорожного Агентства" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Садовод" о внесении изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе села Лесная Поляна, участок 12, принадлежащего на праве аренды ООО "Садовод", установив координаты, приведенные на чертеже N 2 Заключения кадастрового инженера от 17.03.2023 г.:
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты.м |
Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ (Мт),м |
|
X |
Y |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
63:33:0000000:82(1) | |||
2069 |
388871.60 |
1286644.32 |
0.10 |
2070 |
388876.64 |
1286646.83 |
0.10 |
2071 |
388882.82 |
1286643.76 |
0.10 |
141 |
388892.01 |
1286639.19 |
0.10 |
140 |
388893.36 |
1286641.89 |
0.10 |
2072 |
л |
л |
- |
2073 |
л |
л |
- |
2074 |
388887.03 |
1286645.02 |
0.10 |
2075 |
388875.72 |
1286650.64 |
0.10 |
2076 |
388876.27 |
1286652.04 |
0.10 |
Уточняется только часть границы смежного земельного участка от т.2071 до т.2074 с кадастровым номером, контрольные замеры оставшейся части границ земельного участка не проводились
Чертеж N 2. Лист 4
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты.м |
Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ (Мг).м |
|
X |
Y |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
63:33:0000000:82(1) | |||
2064 |
389720.35 |
1288388.76 |
0.10 |
2049 |
389745.71 |
1288387.70 |
0.10 |
59 |
389768.86 |
1288410.21 |
0.10 |
58 |
389776.79 |
1288426.28 |
0.10 |
2050 |
389743.38 |
1288393.81 |
0.10 |
2065 |
389720.61 |
1288394.75 |
0.10 |
Уточняется только часть границы смежного земельного участка от т.2049 до т.2050 с кадастровым номером, контрольные замеры оставшейся части границ земельного участка не проводились
Чертеж N 2. Лист б
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты, м |
Средняя квадратвческая погрешность определения координат характерных точек границ (Мг).м |
|
X |
Y |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
63:33:0000000:82(1) | |||
205S |
389448.68 |
12S7850.69 |
0.10 |
2059 |
389473.39 |
12S7824.19 |
0.10 |
2060 |
389477.08 |
12S7820.64 |
0.10 |
135 |
38947721 |
1287820.50 |
0.10 |
62 |
389477.74 |
1287821.60 |
0.10 |
к568 |
3S9482.63 |
1287831.88 |
0.10 |
н237 |
389473.36 |
1287841.82 |
0.10 |
2061 |
389462 62 |
12S7853.34 |
0.10 |
2062 |
389462.27 |
1287853.73 |
0.10 |
2063 |
389457.54 |
1287858.78 |
0.10 |
Уточняется только часть границы смежного земельного участка от т.2059 до т.2061 с кадастровым номером, контрольные замеры оставшейся части границ земельного участка не проводились
Обозначение характерных точек граввп |
Уточненные координаты,м |
Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек гранив (М|).м |
|
X |
Y |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
63:33:0000000:82(1) | |||
2066 |
3S9494.S2 |
1287741.71 |
0.10 |
103 |
389511.41 |
1287S09.SS |
0.10 |
102 |
38951123 |
1287S09.54 |
0.10 |
101 |
3S9509.55 |
1287S10.67 |
0.10 |
2067 |
л |
л |
- |
206S |
3 89492.S6 |
12S7742.10 |
0.10 |
Уточняется только часть границы смежного земельного участка от т.20бб до T.206S с кадастровым номером, контрольные замеры оставшейся части границ земельного участка не проводились
Считать границы между вновь образованным земельным участком 63:33:0000000:45 под объектом автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 861+864 - км 1194+766 в Самарской области, и земельным участком с кадастровым номером 63:33:0000000:82, расположенным по адресу: расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе села Лесная Поляна, участок 12, принадлежащего на праве аренды ООО "Садовод", согласованными без подписания акта согласования границ
Определением от 06.09.23г. суд привлек к участию в деле АДМИНИСТРАЦИЮ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ УСИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЫЗРАНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (446077, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, СЫЗРАНСКИЙ РАЙОН, УСИНСКОЕ СЕЛО, СОВЕТСКАЯ УЛИЦА, 91); Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом по Самарской Области (Красноармейская ул., 21, Самара, Самарская обл., 443010) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 24.11.23г. суд привлек к участию в деле Комитет по управлению муниципальным имуществом Сызранского района (446001, г.Сызрань, ул. Советская д. 39) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2023 по делу N А55-18690/2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель ссылается на положения ст.47 АПК РФ и полагает, что иск к обществу с ограниченной ответственностью "Садовод" (арендатор земельного участка) не мог быть удовлетворен как к ненадлежащему ответчику. Ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 рассмотрение апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Садовод" назначено на 16 апреля 2024 года.
Определением председателя судебного состава арбитражного суда апелляционной инстанции от 15.04.2024 судебное разбирательство отложено на 16.05.2024 в связи с болезнью судьи.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От истца поступил отзыв, согласно которому первый просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Поволжуправтодор") в процессе выполнения работ, в целях государственной регистрации права на земельный участок под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 861+864 - км 1194+766 в Самарской области (объект капитального строительства кадастровый номер 63:00:0000000:672), были выявлены нарушения в отношении сведений о границах земельного участка 63:33:0000000:45, содержащихся в ЕГРН, в отношении смежных земельных участков. Вследствие выявленных нарушений, ФКУ "Поволжуправтодор" обратилось в ООО ПКБ "Перспектива" в целях подготовки "Заключения кадастрового инженера".
Кадастровым инженером Мазуровой А.В., квалификационный аттестат кадастрового инженера N 63-15-879 от 01.07.2015 г., было подготовлено заключение кадастрового инженера от 17.03.2023 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82 на наличие наложения (пересечения) границ данного земельного участка на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 861+864 - км 1194+766 в Самарской области и ее полосу отвода.
Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск, на участке км 861+864 - км 1194+766 в Самарской области, зарегистрирована в реестре автомобильных дорог (согласно "Выписке N 27161/1 из реестра федерального имущества об объекте учета имущества" на 15.03.2023 г.), находится в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления закреплена за ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства", и существует с момента ввода в эксплуатацию, а именно с 01.01.1946 года.
По результатам анализа имеющихся данных и результатам натурного осмотра с использованием измерительного оборудования следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:33:0000000:82, накладывается на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск, на участке работ км 911+000 - км 927+000 в Самарской области и его полосу отвода. Причем имеет место частичное наложение земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82, на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск, площадь наложения на участках км 911+078, км 912+403, км 913+070 составляет 107 м2., что подтверждается (чертежом N 1 в заключении кадастрового инженера).
Из выписки из ЕГРН от 10.03.2023 г следует, что правообладателем земельного участка кадастровым номером 63:33:000000:82 поставленным на кадастровый учет 03.01.2007 расположенным по адресу: Российская Федерация, Самарская область, Сызранский район, в районе села Лесная Поляна, участок 12, уточненная площадь: 638 980,03 м2, категория: земли сельскохозяйственного назначения, земли занятые внутрихозяйственными дорогами является Общество с ограниченной ответственностью "Садовод".
Истец счел, что при межевании земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82 в 2006 г., были внесены недостоверные сведения о местоположении границ земельного участка. Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) N исх-р/22-03133 от 14.09.2022 г. не исключает наличие реестровой ошибки.
Реестровая ошибка выражена в следующем: при межевании земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82, кадастровым инженером (при формировании границ земельного участка), не было учтено фактическое расположение (существование на местности) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 "Урал" (как объекта капитального строительства).
В силу п.7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах.
Из данной нормы закона следует, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности. При этом, границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе, посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 31.12.2014), "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;
4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;
6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
В п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Кадастровым инженером ООО "ПКБ" "Перспектива", выполняющим кадастровые работы на основании заключенного государственного контракта, был подготовлен межевой план на образование земельного участка 63:33:0000000:45 (далее - ЗУ1) под объектом автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 "Урал".
При постановке на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 "Урал" координаты контуров сооружения были представлены в виде разомкнутой линии, образуемой точками, расположенными на центральной оси сооружения. Так как земельный участок :ЗУ1 образуется непосредственно под полосой отвода данной автомобильной дороги.
В заключении кадастрового инженера содержится ответ на вопрос N 4, согласно которому нарушение прав ФКУ "Поволжуправтодор" как правообладателя дороги, препятствует проведению работ по обслуживанию и содержанию дороги, так как недостоверные сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82 создают препятствия для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости земельных участков полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск, на участке км 861+864 - км 1194+766 в Самарской области.
Кадастровым инженером было направлено почтовым отправлением "Извещение о согласовании местоположения границ земельного участка" от 20.01.2023 г. в адрес ООО "Садовод", а также направлен на электронный адрес для ознакомления межевой план. ООО "Садовод" предоставило уведомление иск N 18 от 21.02.2023 г. о несогласии с изменяемыми границами, не подписав акт согласования местоположения границ земельного участка, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
ООО "Садовод" в отзыве на иск ссылался на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82 расположенным по адресу: Российская Федерация, Самарская область, Сызранский район, в районе села Лесная Поляна, участок 12, уточненная площадь: 638 980,03 м2,
Как следует из материалов дела и установлено судом, договор аренды земельного участка от 15.08.12г. с кадастровым номером 63:33:0000000:82 заключен с Муниципальным районом Сызранский в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Сызранского района как арендодателем спорного земельного участка и ООО "Садовод" как арендатором.
АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ УСИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЫЗРАНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет по управлению муниципальным имуществом Сызранского район, Администрация Сызранского района возражений относительно удовлетворения исковых требований не заявили, наличие наложения границ земельных участков не отрицали.
Истцом в материалы дела представлено межевое дело, заключение кадастрового инженера от 17.03.23г.
Согласно заключению кадастрового инженера от 17.03.23г. при измерениях, выполненных с использованием геодезической съемки и с учетом сведений ЕГРН были выявлены количественные характеристики наложения границ земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82, на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск в Самарской области, на участках работ км 911+078, км 912+403, км 913+070 в Самарской области и его полосу отвода.
Граница земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82, от т.н237 до т.62, от т.58 до т.59, от т.101 до т.103, от т.н564 до т.135, от т.140 до т.141 (чертеж N 2) частично накладывается на объект недвижимости автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск в Самарской области и его полосу отвода. Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82 составляет 107 м2.
В соответствии с частями 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ, которым также в наименовании этого Федерального закона слова "государственном кадастре недвижимости" заменены словами "кадастровой деятельности") местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений, является Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Установление границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий кадастровый учет, создавая определенность в отношениях по использованию лицами смежных земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастровом учете" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельных участков являющихся объектом кадастровых работ, местоположения границ земельных участков подлежат в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В целях разрешения межевого спора, возникшего между сторонами по делу, следует устанавливать также площадь каждого из смежных участков, от уникальных характеристик зависит и конфигурация границ соответствующего земельного участка, а изменение местоположения границ смежных участков может повлечь изменение их площади.
В пункте 21 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 2(2019)", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019 разъяснено, что при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд первой инстанции, установив нарушение прав истца при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:82, удовлетворил заявленный иск.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Ответчик действительно является арендатором, а не собственником земельного участка.
Вместе с тем, договор аренды заключен на срок более 5 лет (с 15.08.2012 по 15.08.2061) и прошел государственную регистрацию.
Согласно статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, действующего с 01.01.2017, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).
Исходя из пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
По смыслу действующего законодательства (части 3 и 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункты 19, 21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) в рассматриваемой ситуации надлежащим способом защиты права является иск об установлении границ земельного участка, который является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в вопросе нахождения границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной части земельного участка. При этом решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости. Поскольку в рамках заявленного требования об установлении границ земельного участка подлежит установлению смежная граница между земельными участками, надлежащим ответчиком по такому иску является смежный землепользователь (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.04.2021 N 15-КГ21-1-К1)."
Поскольку в рамках требования об установлении границ земельного участка подлежит установлению смежная граница между земельными участками, надлежащим ответчиком по такому иску является смежный землепользователь (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2021 N 15-КГ21-1-К1).
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации землепользователями являются владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц: Администрация сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский Самарской области, комитет по управлению муниципальным имуществом Сызранского района, Администрация Сызранского района возражений против удовлетворения иска не представили.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ООО "Садовод" с учетом характера и предмета спора является надлежащим ответчиком.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При обращении с апелляционной жалобой ответчик оплатил 3000 рублей государственной пошлины платежным поручением от 04.03.2024. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2023 по делу N А55-18690/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18690/2023
Истец: Федеральное Казенное Учреждение "Федеральное Управление Автомобильных Дорог "Большая Волга" Федерального Дорожного Агентства"
Ответчик: ООО "Садовод"
Третье лицо: Администрация сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский Самарской области, Администрация Сызранского района Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Сызранского района, ТУ Упралвние Федерашльного Агентсва по управлению Государственным имуществом по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области