город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2024 г. |
дело N А32-32994/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии от ООО "ТСК": Кулешов С.Д. по доверенности от 01.03.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Телекоммуникационные системы Кубани"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.02.2024 по делу N А32-32994/2023
по иску Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью "Телекоммуникационные системы Кубани"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - истец, Минцифра России, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Телекоммуникационные системы Кубани" (далее - ответчик, ООО "ТСК", общество) о взыскании 189 361,14 руб. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, 47 275,76 руб. неустойки за период с 01.08.2017 по 13.06.2023, пени с 14.06.2023 по дату фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2024 исковые требования удовлетворены. Суд с ООО "ТСК" в пользу Минцифры России взыскал 189 361,14 руб. основного долга и 47 275,76 руб. неустойки за период с 01.08.2017 по 13.06.2023, а также неустойку начисленную на сумму основного долга на день просрочки платежа из расчета 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период за каждый день, за период с 14.06.2023 по день фактического оплаты долга; с ООО "ТСК" в доход федерального бюджета РФ 7 732,74 руб. государственной пошлины
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТСК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В апелляционной жалобе общество заявляет о пропуске истцом срока исковой давности.
От Минцифры России поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Министерство просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ООО "ТСК" доводы апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "ТСК" является оператором сети связи общего пользования.
Пунктами 5 - 6 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлена обязанность оператора сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
Согласно представленным ООО "ТСК" сведениям о доходах за 3 квартал 2020 года сумма неоплаченной задолженности по обязательным отчислениям (неналоговым платежам) в резерв универсального обслуживания ООО "ТСК" составляет 189 361,14 руб.
В связи с вышеизложенным министерство обратилось в адрес ООО "ТСК" с письменным уведомлением от 17.03.2023 N П14-1-09-200-18185 (далее - уведомление) в котором просило оплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их неуплату.
ООО "ТСК" уведомление оставило без ответа, выплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их неуплату по настоящее время не осуществило.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Минцифры России в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Заявленные в рамках настоящего дела требования не основаны на договоре, правоотношения сторон не относятся к гражданско-правовым и регулируются положениями Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закон о связи в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Частью 1 статьи 60 Закон о связи установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (часть 2 статьи 60 Закон о связи).
В соответствии с частью 3 статьи 60 Закон о связи ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (часть 4 статьи 60 Закон о связи).
В свою очередь правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Закон о связи).
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 N 12410) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
В части 5 статьи 60 Закон о связи закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (часть 6 статьи 60 Закон о связи).
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Федеральное агентство связи является главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета посредством отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 9 статьи 68 Закон о связи в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
В рассматриваемом случае министерство начислило ООО "ТСК" задолженность за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2020 года в размере 189 361,14 руб.
Поскольку доказательства уплаты отчислений в добровольном порядке ответчиком, извещенным о рассмотрении дела в суде первой инстанции, не представлены, суд первой инстанции признал заявленное требования подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
В указанной части возражений также не заявлено.
За неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2020 года министерство начислило ООО "ТСК" пени в размере 47 088, 38 руб. за период с 31.10.2020 по 13.06.2023, с последующим начислением с 14.06.2023 по день фактического оплаты долга.
Также за несвоевременную уплату обязательных отчислений министерство начислило ООО "ТСК" пени за следующие периоды:
- за 2 квартал 2017 года в размере 187,36 руб., рассчитанных в период с 01.08.2017 по 21.08.2017;
- за 3 квартал 2017 года в размере 0,02 руб., рассчитанных в периоде с 31.10.2017 по 29.10.2020.
Представленный истцом расчет, проверен судом первой инстанции и признан выполненным арифметически и методологически верным.
Ответчиком контррасчет не представлен, ходатайство о снижении неустойки не заявлено.
В связи с чем суд первой инстанции признал заявленные требования о взыскании неустойки подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
В указанной части возражений также не заявлено.
Доводы заявителя жалобы сводятся к истечению срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что пунктом 2 статьи 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ). Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик заявлял в суде первой инстанции о пропуске срока исковой давности. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердил, что в суде первой инстанции довод об истечении срока исковой давности не заявлялся.
Поскольку в суде первой инстанции довод об истечении срока исковой давности не заявлен и у апелляционного суда отсутствуют основания для рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции, оснований для применения исковой давности у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иных возражений заявителем жалобы не заявлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2024 по делу N А32-32994/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Телекоммуникационные системы Кубани" (ИНН 2312214114, ОГРН 1142312004350) из федерального бюджета 866,37 руб. государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой по платежному поручению от 13.03.2024 N 633.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32994/2023
Истец: Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минцифры России
Ответчик: ООО ТСК