г. Вологда |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А13-11576/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "Металлург РИК" Подольской И.Н., председателя, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Фаниной О.С. по доверенности от 27.07.2021 N 2559, от акционерного общества "Вологодская областная энергетическая компания" Маховой Е.Н. по доверенности от 01.01.2024 N 24/20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Металлург РИК" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 февраля 2024 года по делу N А13-11576/2023,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Металлург РИК" (ОГРН 1173525031349, ИНН 3528277662; адрес: 162616, Вологодская область, город Череповец, проспект Победы, дом 141, квартира 123; далее - товарищество, СНТ "Металлург РИК") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее - УФАС, управление) о признании незаконным определения от 10.07.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Вологодская областная энергетическая компания" (ОГРН 1163525064955, ИНН 3525372678; адрес: 160014, Вологодская область, город Вологда, улица Горького, дом 99; далее - АО "ВОЭК", АО "Вологдаоблэнерго", компания) и садоводческое некоммерческое товарищество N 1 "Металлург" (ОГРН 1023501259869, ИНН 3528036850; адрес: 162625, Вологодская область, город Череповец, территория садоводческого некоммерческого товарищества N 1 Северсталь, дом 32; далее - СНТ N 1 "Металлург").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 февраля 2024 года по делу N А13-11576/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
СНТ "Металлург РИК" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
УФАС и АО "ВОЭК" в своих отзывах считают, что решение суда следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
СНТ N 1 "Металлург" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
СНТ N 1 "Металлург" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей товарищества, управления и компании, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения поступившего от товарищества заявления от 22.05.2023 управлением вынесено определение от 10.07.2023, которым отказано в возбуждении в отношении АО "Вологдаоблэнерго" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с отсутствием в действиях компании события правонарушения.
Не согласившись с этим определением, товарищество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В абзаце третьем пункта 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) указано, что, поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Согласно абзацу четвертому пункта 19.2 Постановления N 10 порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 данной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наступает административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом правонарушения по названной статье являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям само по себе образует состав административного правонарушения вне зависимости от иных последствий.
Применительно к рассматриваемой ситуации товарищество в своем обращении в антимонопольный орган просило проверить ранее утвержденную схему технологического присоединения (основания ее утверждения, ответственность СНТ N 1 "Металлург" и АО "Вологдаоблэнерго" при утверждении данной схемы); проверить наличие договора технологического присоединения между СНТ N 1 "Металлург" и АО "Вологдаоблэнерго"; вынести представление в арбитражный суд о расторжении акта разграничения балансовой принадлежности от 09.06.2010 между СНТ N 1 "Металлург" и АО "Вологдаоблэнерго" и иных соглашений, в которых фигурируют энергопринимающие устройства собственников, не относящихся к территории СНТ N 1 "Металлург"; пресечь незаконные дискриминационные действия со стороны АО "Вологдаоблэнерго", обязать предоставить технические условия и проект договора технологического присоединения с СНТ "Металлург РИК"; установить ответственность СНТ N 1 "Металлург" в незаконном распоряжении чужим имуществом.
При этом СНТ "Металлург РИК" сослалось на неправомерный отказ АО "Вологдаоблэнерго" в отношении поданной им 26.04.2023 заявки на присоединение энергопринимающих устройств, а также на дискриминационный доступ к сетям электроэнергии со стороны этой компании.
Дополнительно СНТ "Металлург РИК" сообщило антимонопольному органу о том, что на баланс заявителя не приняты объекты электросетевого хозяйства (письмо от 07.07.2023; том 1, лист 135).
Управление в ходе рассмотрения заявления СНТ "Металлург РИК" установило, что 26.04.2023 СНТ "Металлург РИК" обратилось в АО "Вологдаоблэнерго" с заявкой на технологическое присоединение объектов электросетевого СНТ "Металлург РИК", расположенных по адресу: Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Яконское, тер. СНТ "Металлург РИК". Основание подачи заявки - вновь включаемый объект (пункт 4 заявки N 44356), максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 150 кВт при напряжении 0,4 кВ (пункт 5 заявки N 44356), категория надежности - III (пункт 6 заявки N 44356).
К заявке СНТ "Металлург РИК" приложены постановление администрации Тоншаловского сельского поселения 16.11.2022 N 240 "О присвоении наименования элементу улично-дорожной сети - линия" (далее - Постановление N 240), постановление администрации Череповецкого района Вологодской области от 06.09.1993 N 400 "Об отводе земельных участков и предоставлении земель" (далее - Постановление N 400), выписка из протокола общего собрания СНТ "Металлург РИК" N 1/2022, лист записи Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), план - схема электрификации, устав СНТ "Металлург РИК".
Рассмотрев это обращение, АО "Вологдаоблэнерго" письмом от 10.05.2023 (том 1, лист 66) отказало СНТ "Металлург РИК" в заключении договора об осуществлении технологического присоединения вследствие однократности технологического присоединения, отметив, что с заявкой не представлены документы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861); постановление N 400 не может быть отнесено к таким документам, ввиду невозможности идентифицировать принадлежность земельного участка СНТ "Металлург РИК" либо его членам.
АО "Вологдаоблэнерго" учло и отметило в этом письме факт прохождения на территории СНТ "Металлург РИК" линий электроснабжения (постановление N 240; том 1, лист 114 и протокол общего собрания СНТ "Металлург РИК" от 25.06.2022 N 1/2022; том 1, листы 110-111) и исходило из установленного в процессе рассмотрения заявки наличия технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям СНТ N 1 "Металлург". Этим же письмом АО "Вологдаоблэнерго" рекомендовало товариществу в случае технической необходимости предоставления СНТ "Металлург РИК" новой точки присоединения к электрическим сетям АО "Вологдаоблэнерго", осуществить процедуру опосредованного технологического присоединения через сети СНТ N 1 "Металлург".
УФАС на основании устава СНТ N 1 "Металлург", принятого решением общего собрания собственников (протокол N 4 от 21.04.2003), и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), установило, что СНТ N 1 "Металлург" создано при реорганизации товарищества садоводов любителей Череповецкого райисполкома Вологодской области путем объединения в садоводческое товарищество садоводов сада РИК, филиала сада N 1 и сада N 1 ЧМК, садов 3, 4, 5; адрес местонахождения юридического лица: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, тер. СНТ N 1 Северсталь, д. 32. В соответствии с актом от 09.06.2010 разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности СНТ N 1 "Металлург" является технологически присоединенным к сетям ГП ВО "Череповецкая ЭТС" (правопредшественник АО "Вологдаоблэнерго"). Между СНТ N 1 "Металлург" и ООО "Северная сбытовая компания" (гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Вологодской области) действует договор энергоснабжения от 01.01.2019 N 35030310008897. Таким образом СНТ "Металлург РИК" создано собственниками земельных участков, ранее входивших в СНТ N 1 "Металлург" 05.10.2017, то есть после технологического присоединения СНТ N 1 "Металлург" к сетям энергоснабжения. Территория СНТ N 1 "Металлург" электрифицирована, участки членов СНТ "Металлург РИК" также имеют надлежащее технологическое присоединение к сетям энергоснабжения (энергоснабжение потребителей СНТ "Металлург РИК" осуществляется от подстанции ВЛ-10кВ, ф. Садовая с ПС 110/10 "Искра" КТП N 4).
Исходя из положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правил N 861, управление пришло к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации у АО "Вологдаоблэнерго" не имелось обязанности по заключению договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя и ответ на заявку от 10.05.2023 АО "Вологдаоблэнерго" дан правомерно.
Не согласиться с такой позицией УФАС в рассматриваемой ситуации оснований не имеется.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии признается субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественных монополий.
В рассматриваемом случае при рассмотрении заявления СНТ "Металлург РИК" управление исходило из того, что основным видом деятельности АО "Вологдаоблэнерго" являются услуги по передаче электрической энергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код ОКВЭД - 35.12). Поскольку данный вид деятельности на основании пункта 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ отнесен к сфере естественных монополий, то АО "Вологдаоблэнерго" является субъектом естественной монополии.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Порядок заключения и выполнения договора определен главой II этих Правил.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил технологического присоединения N 861 к заявке в числе прочих прилагается один из перечисленных ниже видов документов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "н" и "о" названного пункта):
копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя;
копия разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах используемой территории);
копии документов, подтверждающих, что заявитель обладает сервитутом или публичным сервитутом, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации и предусматривают возможность использования земельного участка для целей размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах сервитута).
Материалами дела подтверждается и товариществом не оспаривается, что в целях соблюдения требований подпункта "г" пункта 10 Правил N 861 при подаче заявки от 26.04.2023 СНТ "Металлург РИК" представило в АО "Вологдаоблэнерго" постановление N 400, которым предписано:
- изъять из земель Череповецкого межлесхоза земельный участок площадью 0,45 га (леса) и передать в собственность 9 членам садоводческого кооператива "Егоркин хутор" (пункт 1);
- изъять из земель рыбколхоза "Авангард" земельный участок площадью 0,01 га (кустарник) и передать Домозеровскому сельскому Совету под строительство электролинии 10 кВ к садовым участкам д. Костяевка (пункт 2);
- изъять из земель Череповецкого райисполкома земельный участок площадью 25 га (сады) и передать в собственность 400 членам садоводческого товарищества д. Яконское 20 га и в постоянное пользование под дороги членам указанного выше товарищества 5 га (пункт 3).
Однако само по себе копия постановления N 400, не подтверждает соблюдение заявителем вышеназванных требований подпункта "г" пункта 10 Правил N 861, поскольку СНТ "Металлург РИК" в этом постановлении не упомянуто и на момент его принятия не было создано.
В связи с этим следует признать, что с заявкой от 26.04.2023 СНТ "Металлург РИК" не представлены документы, подтверждающие владение им на праве собственности или на ином законном основании объектами капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельным участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя; не приложены и суду не представлены документы, указывающие на обстоятельства, перечисленные в пункте "г" пункта 10 Правил N 861.
Суд также обоснованно отметил, что ранее в обоснование заявки на присоединение от 07.07.2022 N 37244 СНТ "Металлург РИК" указало на то, что постановление N 400 является единственным документом, подтверждающим право товарищества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком в границах кадастрового квартала 35:22:0112019" (том 1, лист 130).
С учетом изложенного суд правомерно поддержал позицию управления об отсутствии у АО "Вологдаоблэнерго" правовых оснований для направления в адрес товарищества проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств.
Кроме того, УФАС установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель на момент обращения с заявкой от 26.04.2023 на подключение "вновь включаемого объекта" уже имел надлежащее подключение к сетям, что следует из:
- факта прохождения на территории СНТ "Металлург РИК" линий электроснабжения (постановление N 240, том 1, лист 77; протокола общего собрания СНТ "Металлург РИК" от 25.06.2022 N 1/2022 (том 1, листы 110-111));
- факта технологического присоединения СНТ N 1 "Металлург" к сетям ГП ВО "Череповецкая ЭТС" - правопредшественника АО "Вологдаоблэнерго" (акт разграничения между СНТ N 1 "Металлург" и ГП ВО "Череповецкая ЭТС" эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности от 09.06.2010, том 1, листы 82-83);
- факт наличия договорных отношений между СНТ N 1 "Металлург" и гарантирующим поставщиком на территории Вологодской области (договор энергоснабжения от 01.01.2019 N 35030310008897, том 1, листы 85-87).
В связи с этим и с учетом разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенного в решении от 03.07.2015 N АКПИ15-499, такое подключение нельзя признать впервые осуществляемым.
Управлением также учтено и наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств членов СНТ "Металлург РИК" к электрическим сетям СНТ N 1 "Металлург", что не отрицается и товариществом.
Таким образом управление пришло к обоснованному выводу об отсутствии в деянии АО "Вологдаоблэнерго" по отказу в технологическом присоединении к электрическим сетям нарушения антимонопольного законодательства и события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и с учетом части 1 статьи 24.5 указанного вынесло определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 10.07.2023.
Все заявленные товариществом доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 февраля 2024 года по делу N А13-11576/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Металлург РИК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11576/2023
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Металлург РИК"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Вологодской области
Третье лицо: АО "Вологодская областная энергетическая компания", Груздева Антонина Михайловна (СНТ N 1 "Металлург"), садоводческое некоммерческое товарищество N1 "Металлург", СНТ N 1 "Металлург"