г. Пермь |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А60-31970/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голдобиной Е.Ю.,
при участии в судебном заседании в режиме веб-конференции с использованием сервисов "Электронное правосудие":
представителя заявителя, Абраменко Е.И. действующая по доверенности от 09.01.2024, предъявлены паспорт, диплом;
представителя заинтересованного лица, Кучиной Е.А., действующей по доверенности от 27.12.2023, предъявлены паспорт, диплом;
в судебном заседании участвовал представитель третьего лица, Соромотина К.А., действующая по поручению от 05.04.2024, предъявлено служебное удостоверение;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства социальной политики Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 февраля 2024 года
по делу N А60-31970/2023
по заявлению благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" (ИНН 6679996801, ОГРН 1146600000227)
к Министерству социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169, ОГРН 1036603980280)
третьи лица - Министерство финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589), Прокуратура Свердловской области (ИНН 6658033077, ОГРН 1036602647751),
о признании незаконным акта от 31.05.2023 (с учётом уточнения заявленных требований),
УСТАНОВИЛ:
Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я ОСОБЕННЫЙ" (далее - заявитель, Благотворительный фонд) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству социальной политики Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным акта о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства за апрель 2023 года N 07-19-02/216 от 31.05.2023 в отношении 406 получателей социальных услуг, обязать Министерство устранить нарушения прав и законных интересов Благотворительного фонда, взыскать расходы по уплате государственной пошлины (с учетом уточнения заявленных требований, принятого в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Свердловской области, Прокуратура Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены: признан незаконным акт о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства за апрель 2023 года N 07- 19-02/216 от 31.05.2023 в отношении 406 получателей социальных услуг; на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Благотворительного фонда.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и разрешить вопрос по существу, отказать в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявителем приведены доводы о том, что судом представленные документы не изучались, их рассмотрение и оценка не произведены; судом неполно исследованы обстоятельства дела. Апеллянт считает ошибочным вывод суда об отказе Министерства в предоставлении субсидии Фонду; порядком не предусмотрен отказ в предоставлении субсидии и акт о результатах проверки не содержит решения об отказе в предоставлении субсидии. Кроме того, Министерство считает необоснованным вывод суда о том, что в актах о результатах проверки документов должны быть указаны документы (их реквизиты), представленные поставщиком социальных услуг, по которым выявлены нарушения, подлежащие устранению, поскольку нормы Порядка не содержат требований к оформлению и содержанию акта о результатах проверки и информации о выявленных нарушениях, и их указание в актах о результатах проверки документов на результат рассмотрения документов для предоставления субсидии не повлияет, поскольку выявленные нарушения относятся к документам по каждому получателю социальных услуг. Настаивает, что выводы суда не свидетельствуют о том, что принятый Министерством акт о результатах проверки документов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. По мнению Министерства, возложение на него обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в данной ситуации не будет являться восстановительной мерой, поскольку истцом выбран иной способ защиты своих прав, а именно - взыскание убытков.
Прокуратурой Свердловской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, по существу которого возражает против удовлетворения доводов Министерства.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.2 АПК РФ путем использования системы веб-конференции, представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на отмене судебного акта, отказе в удовлетворении требований; представитель заявителя возражал против позиции апеллянта, считая решение суда законным и обоснованным.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Прокуратуры Свердловской области выразил несогласие против апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Благотворительный фонд представил в Министерство документы для перечисления субсидии за предоставленные социальные услуги в апреле 2023 года 406 получателям социальных услуг 12.05.2023 (запись в журнале учета документов поставщиков социальных услуг от 12.05.2023 N 354).
Министерством проведена проверка представленных благотворительным фондом документов для перечисления субсидии за предоставленные социальные услуги в апреле 2023 года, в результате которой выявлены неточности и ошибки в представленных документах.
В связи, с чем на основании части второй пункта 17 Порядка Фонду выдана копия акта о результатах проверки от 31.05.2023 N 07-19-02/216, с приложением информации о выявленных нарушениях.
В акте о результатах проверки указано, что по результатам проверки Министерством выявлены неточности, ошибки по документам на 406 получателей социальных услуг за предоставленные социальные услуги в апреле 2023 года, которые изложены в информации о выявленных нарушениях.
Не согласившись с вынесенным актом, Благотворительный фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции посчитал доказанным наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При вынесении судебного акта суд первой инстанции руководствовался следующим.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 20 Закона Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 108-03 "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", регулирующим отношения, возникающие в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, полномочия по установлению порядка выплаты указанной компенсации и ее размера возложены на Правительство Свердловской области.
В целях исполнения указанных полномочий Правительством Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 09.12.2021 N 885-ПП "О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг" (далее - постановление N 885-ПП).
Пунктом 1 постановления N 885-ПП установлено, что выплата компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области (далее - реестр), но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществляется за счет средств областного бюджета в форме предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан.
Пунктом 2 постановления N 885-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий устанавливает цель, условия и процедуру предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организация), индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр, но не участвующим в выполнении государственного задания, субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в соответствии со стандартами социальных услуг, утвержденными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - субсидия).
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий субсидия предоставляется по результатам отбора.
Для перечисления субсидии организация, индивидуальный предприниматель, признанные Министерством получателем субсидии, ежемесячно с 1 по 12 число представляют в Министерство документы согласно перечню, указанному в пункте 15 Порядка предоставления субсидий, в числе которых акты о предоставлении социальных услуг (далее - документы для перечисления субсидии).
Согласно части первой пункта 17 Порядка предоставления субсидий Министерство:
- в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации документов для перечисления субсидии, осуществляет проверку документов для перечисления субсидии (далее - проверка) на предмет: наличия неточностей, ошибок; соответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области; соответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг; правильности взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату);
- в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки принимает решение о предоставлении субсидии, которое оформляется актом о результатах такой проверки с указанием размера субсидии, подлежащей перечислению получателю субсидии.
В соответствии с частью 2 пункта 17 Порядка предоставления субсидий при выявлении Министерством в представленных документах для перечисления субсидии неточностей, ошибок, несоответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, несоответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг, неправильного взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату) (далее - нарушения) получателю субсидии направляется копия акта о результатах проверки и информация о выявленных нарушениях в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки.
В случае устранения нарушений, выявленных Министерством при проверке документов для перечисления субсидии, получатель субсидии представляет в Министерство документы для перечисления субсидии в соответствии с требованиями Порядка, в свою очередь Министерство принимает решение о предоставлении субсидии в установленном порядке (подпункт 3 пункта 17 Порядка).
Порядок предусматривает отказ в приеме документов для получения субсидии в случаях неполноты предоставления документов и представление документов для перечисления субсидии до истечения срока, установленного Порядком (пункт 16, абзац 1 пункта 15 Порядка).
При этом как правильно заключил суд, основания отказа поставщикам социальных услуг в предоставлении субсидии Порядком не предусмотрены.
Судом из материалов дела установлено, что все предусмотренные Порядком документы, за период оказания услуг в апреле 2023 года, были сданы заинтересованному лицу 12.05.2023 и приняты им.
Суммарный срок, после которого должна быть осуществлена выплата, составляет 23 рабочих дня.
Как указывает Министерство, в ходе проверки представленных документов Министерством выявлены неточности, ошибки, несоответствия объемов оказанных социальных услуг договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг и в соответствии с п. 17 Порядка составлены оспариваемый акт от 31.05.2023 N 07-19-02/216.
Вместе с тем, в актах о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерством не указаны документы (их реквизиты), представленные поставщиком социальных услуг, по которым выявлены нарушения, подлежащие устранению, что не может свидетельствовать о законности оспариваемого акта.
Судом правомерно учтено, что в информации о выявленных недостатках (приложение к акту) Министерство указывает на то, что получателем социальных услуг ежедневно предоставлялись услуги в объеме, значительно превышающем количество и периодичность социальных услуг, установленные Стандартам социальных услуг, утвержденных приказом Министерства от 11.08.2015 N 482 (с 21.01.2023 вступили изменения, которыми установлены отграничения по объемам и периодичности предоставления услуг получателям).
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 442-ФЗ установлено, что индивидуальные программы для поставщика социальных услуг имеют обязательный характер. Поставщик социальных услуг обязан оказать социальные услуги с соблюдением формы социального обслуживания, видов, объемов, периодичности, сроков предоставления социальных услуг, указанных в индивидуальной программе.
Вместе с тем, судом верно установлено, что индивидуальные программы были составлены в периоды до вступления в силу изменений в Стандарты социальных услуг и сохраняют свое действие с установленной ранее периодичностью предоставления социальных услуг по общему правилу до истечения срока действия - 3 года (п. 2 ст. 14 Закона Свердловской области N 108-03).
Таким образом, суд обоснованно указал на то, что расхождение в объемах оказанных поставщиками услуг с предельными объемами, предусмотренными Стандартами социальных услуг, возникло в связи с отсутствием в индивидуальных программах предоставления социальных услуг, составленных территориальными управлениями социальной политики, конкретного указания о необходимом гражданину количестве и периодичности предоставляемых услуг.
Из материалов дела следует, что выявленные Министерством нарушения связаны с несоблюдением заявителем стандартов социальных услуг, утвержденных приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг" (далее - Стандарты социальных услуг), обязанность по соблюдению которых установлена для поставщиков социальных услуг пунктом 20 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1149-ПП "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области". Также обязанность поставщиков социальных услуг соблюдать условия предоставления социальных услуг в соответствии со Стандартами социальных услуг предусмотрена пунктом 11 индивидуальной программы предоставления социальных услуг, являющейся согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ обязательной для поставщиков социальных услуг.
В то же время установить какие документы, представленные Обществом, не соответствуют конкретным пунктам стандартов социальных услуг и в какой редакции, применяемой Министерством, из оспариваемых актов не представляется возможным, что правомерно констатировал суд первой инстанции.
Более того, в качестве несоответствия вывода о том, что в предмет проверки Министерства входила оценка документов на соответствии Стандартам, в том числе следует отнести и то обстоятельство, что 23.11.2023 Министерством в Порядок были внесены изменения, которые напрямую указали, что с даты вступления в силу в предмет проверки, в том числе стала входить оценка документов на соответствие Стандартам.
Однако, как обоснованно указал суд первой инстанции, документы, поданные Благотворительным фондом, полностью соответствовали требованиям Стандартов на момент проверки.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Министерством в материалы дела не предоставлено.
Объемы предоставленных по актам услуг соответствовали договорам о предоставлении социальных услуги и индивидуальным программам предоставления социальных услуг (ИППСУ), иного из материалов дела не следует, апелляционному суду не доказано.
Судом первой инстанции верно установлено, что Порядок предоставления субсидии не содержит условие о проведении Министерством проверки документов для перечисления субсидий на соответствие Стандартам.
Поставщик социальных услуг в соответствии со статьей 16 Закона N 442-ФЗ оказывал услуги в соответствии с индивидуальной программой получателя социальной услуги. То обстоятельство, что Министерство не согласно с перечнем или объемом услуг, которые были определены гражданам в индивидуальных программах, не может служить основанием к невыполнению финансовых обязательств по оплате фактически оказанных услуг.
Учитывая социальную направленность деятельности Общества, формальный подход к рассмотрению вопроса о наличии оснований для предоставления соответствующего возмещения понесенных Обществом затрат, с учетом подтвержденного факта оказания услуг непосредственно получателям, является недопустимым.
Довод жалобы Министерства относительно того, что акты возврата документов не должны содержать конкретных оснований возврата (указаний на конкретные ошибки, неточности, несоответствия), подлежит отклонению.
Целью получения субсидии является возмещение недополученных доходов поставщику социальных услуг. При этом установленный Порядок не предусматривает оснований для отказа в получении субсидии. Для реализации права поставщика, ему в любом случае предоставляется возможность, в случае выявления каких-либо неточностей в предоставленных документах, устранить выявленные нарушения и повторно обратиться за получением компенсации.
Не указывая конкретных нарушений в актах возврата документов, Министерство лишает заявителя возможности повторно обратиться за получением субсидии.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования Общества.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следует учитывать, что согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Указанное означает, что, применяя восстановительную меру, арбитражный суд должен соблюдать принцип разделения властей и не может нарушать самостоятельность исполнительной власти, то есть не может обязывать совершать органы исполнительной власти какие-либо иные действия, кроме тех, ненадлежащее исполнение которых было предметом оспаривания.
В связи с вышеизложенным, в целях ненарушения принципа самостоятельности суд правомерно обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в соответствии с действующим законодательством.
Возложение на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не противоречит статье 201 АПК РФ.
Полномочиями по принятию соответствующего решения и по совершению необходимых действий в целях исполнения судебного акта обладает государственный орган, ненормативный акт которого признан недействительным и (или) действия которого были признаны судом незаконными.
Соответствующие решение и действия должны иметь целью устранение нарушенных прав с учетом выводов, содержащихся в мотивировочной части судебного акта.
При этом суд не вправе подменять орган, вынесший ненормативный акт/совершивший незаконные действия, в решении вопроса об исполнении судебного акта, обязывая его совершить определенные действия с указанием порядка их совершения, поскольку данный порядок четко определен законодательством Российской Федерации и должен быть исполнен в рамках исполнения судебного акта с учетом выводов суда.
Исходя из установленных конкретных обстоятельств рассматриваемого спора и руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно обязал Министерство восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя в установленном законом порядке, предоставив заинтересованному лицу возможность самостоятельно избрать меру восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя с учетом необходимости принятия соответствующих ситуации управленческих решений в соответствии с правомочиями заинтересованного лица.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 февраля 2024 года по делу N А60-31970/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31970/2023
Истец: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ С АУТИЗМОМ И С ГЕНЕТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ "Я ОСОБЕННЫЙ", ОСП ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ